FLB: «Лучшие подписи» демократической коалиции оказались браком. Партии Парнас не удалось превратить «пятую колонну в первую»
"
Лидеры «Демократической коалиции» отрепетировали федеральные выборы. Отрепетировали так, что Михаилу Касьянову и другим участникам альянса ловить в 2016 году, похоже, нечего. Ведь одно дело раздавать пафосные интервью иностранным журналистам, заявляя о том, что «мы хотим «пятую колонну» превратить в первую», потому что «миллионы граждан» непременно подержат демократическую коалицию на выборах. Однако фантазии Михаила Касьянова, Алексея Навального и их швейцарского комиссара Михаила Ходорковского, жестко ударились о реальность. Либералы не смогли справиться с элементарной задачей – качественно собрать подписи избирателей.
Жалобный Касьянов
Несколько дней тому назад Михаил Касьянов жаловался «Голосу Америки» на очередные притеснения со стороны властей. «Региональные избиркомы боятся пустить нас на выборы» - вещал Касьянов. «Пока мы ощущаем, что по всем регионам, где мы пытаемся участвовать в выборах, нам чинятся всяческие препятствия, везде нам отказывают на уровне областных избирательных комиссий» - заявил он. Касьянов признал, что есть проблемы с подписями в поддержку кандидатов. Подписные листы, по словам Касьянова, специально «фальсифицируют» подосланные сборщики, чтобы демократическая коалиция не смогла принять участие в выборах. Кто же так «чудесно» организовал работу штабов, набрав на столь важный участок, по сути, случайных людей? И куда подевались сотни тысяч сторонников Парнас, которые, по идее, должны помочь партии на выборах? Судя по сложившейся ситуации, получается, что таковых нет. Нет, даже при формальном наличии регионального отделения, фигурирующего в списках органов юстиции. Касьянов, впрочем, как и другие «лидеры коалиции» об этом вслух не скажут. Проще обвинить в собственной несостоятельности неких «токсичных сборщиков», избиркомы, и, разумеется, власти, чем признавать организационный провал.
История 2008 года повторяется?
Вот, например, в Калужской области Парнас настолько не доверял своим сборщикам, что испугался сдавать подписи в комиссию, при этом сделав очень пафосное заявление за подписью Михаила Касьянова и Владимира Милова. Оно гласит, что Парнас не будет сдавать подписи из-за большого количества выявленного брака. В заявлении указано, что решение принято из-за выявления 2500 недействительных подписей от «токсичных сборщиков». Виноваты в этом, разумеется, «темные силы» и пресса. Однако Михаил Касьянов и Владимир Милов полны решимости… защищать сборщиков бракованных подписей. «Для нас чрезвычайно важно обеспечение безопасности наших соратников, и мы не хотим давать шанс власти использовать эту провокацию для их уголовного преследования по политическим мотивам» - заявили Касьянов и Милов.
Стоит напомнить, что фальсификация избирательных документов, в том числе и подписей избирателей – уголовно наказуемое деяние. Однако борцы «за честные выборы», похоже, готовы выгораживать тех, кто пытался мухлевать. Наверное, потому, что мухлевали ради «честных выборов»? Ситуация, надо сказать, близка к той, когда на выборах президента 2008 года штабы Касьянова попались на «рисовании» автографов избирателей в поддержку Касьянова. По этому поводу была возбуждена серия уголовных дел и вынесена серия судебных вердиктов. Касьянов даже словом не обмолвился о том, что сборщики его пытались обмануть.
Сбор качественных подписей, меж тем, это своего рода искусство, люди должны быть ему обучены штабом кандидата, и иметь представление о том, что, как и зачем они делают. Это сродни юридическому сопровождению кампании, где должны работать специалисты по избирательному праву, знающие назубок законодательство и правила ведения кампаний. Вместо этого юристы вроде Навального призывают отменить процедуру сбора подписей, потому что она мешает оппозиции. Странное дело, в 90-е годы она никому не мешала, и собрать 5 -25 тысяч подписей для известного регионального политика, имеющего реальных сторонников и ответственных сборщиков было делом техники. Опять же - сбор подписей – элемент политической конкуренции, о необходимости которой так много говорили оппозиционеры. И что мы слышим теперь?
Праймериз подменили кампанию
Кроме того, жесткая реальность для оппозиции состоит в том, что Парнас, затеяв праймериз, похоже, совершил фатальную ошибку. И вместо отдачи от этой процедуры, получил по носу на первом же этапе реальных выборов. Задорные призывы в сети, длиннющие простыни-отчеты, дискуссии и суета в социальных сетях по теме модных праймериз – вот на что было потрачено время, деньги и силы Парнас. Всё это вместо того, чтобы набирать и обучить своих сборщиков, будущих, если они того захотят, агитаторов, раз уж в регионе «сторонники» оказались мифом. К делу же подтянули людей, не объяснив, что если в паспорте избирателя стоит адрес «1-я партийная улица, д.1», то писать в листе «Первая партулица, 1» это заведомый брак. Да и при спорных вопросах – есть избирательная комиссия, где можно и нужно задавать вопросы, если есть какие-то сомнения в правильности оформлении нужных бумаг, включая подписные листы. Но получается, что оппозиционеры сами умные, и от такого ума – сплошные провалы.
Перессорились с региональными активистами
И всё это не считая тех скандалов, когда «лидеры оппозиции» стали давить и навязывать свою линию, своих кандидатов, ссорясь с региональными политиками, которые могли бы стать, но не стали, опорой в ходе кампании. Случай с Татьяной Котляр в Калуге – показателен, но не единичен. В Новосибирске, например, где список слетел с дистанции точно также как и везде, один из участников «тройки» Парнас Виктор Петришин, видя всю подготовительную кухню Леонида Волкова изнутри, оценил происходящее, вышел из списка и ушел в одномандатный округ. В этом, интересно, тоже избиркомы да местные власти виноваты? Разумеется, нет. И в этом смысле самый, пожалуй, честный ответ прозвучал на довыборах в Пермском крае, в которых хотели принять участие активисты Паранса. По словам представителя партии Максима Жилина им «просто не хватило времени для того, чтобы соблюсти все необходимые процедуры». Вот и остальным штабам Парнаса его тоже не хватило – потратили на праймериз и болтовню в сети о графологах и «лучших подписях», которые оказались банальным браком, завершив репетицию своего похода в Госдуму-2016 полным провалом. Так что фантазия Михаила Касьянова превратить «пятую колонну в первую» так и останется громкой фразой для «Голоса Америки». "