FLB: Гособвинение просит для бывшего директора «морского Эрмитажа» 10,5 лет колонии и полмиллиарда штрафа
"Один из самых громких судебных процессов Петербурга последних лет подходит к концу, сообщает петербургская пресса.
Сторона обвинения считает доказанной вину экс-директора Центрального военно-морского музея Андрея Лялина по ряду предъявленных обвинений, в том числе в получении особо крупной взятки. Гособвинение запросило для обвиняемого солидный срок.
FLB уже не раз писало о перевозе экспонатов ЦВММ из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в отреставрированные Крюковские казармы на площади Труда. Расстояние между ними — два километра. Но за два с половиной года переехать музей так и не успел.
Миллиард, выделенный Минобороны на переезд музея, куда-то растворился. Ранее возникала информация о том, что серьезные проценты ушли силовикам, однако на процессе она не всплывала. Более того, бытует мнение, что следователь, разыскивавший музейные полмиллиарда в Питере, был отстранен от дела после того, как расследование зацепило крупных чиновников силовых ведомств.
Далее – обо всём подробнее.
Напомним, автор идеи перевода Центрального Военно-морского музея на новую площадку — Валентина Матвиенко. Еще в 2006 г. она предложила переселить учреждение из старого здания Биржи в Крюковские казармы.
Против переезда выступали многие градозащитники и музейные работники. «С самого начала было понятно: перемещение такого огромного музея (730 тысяч экспонатов!) стоит немалых денег и грозит неминуемыми потерями и порчей раритетов, — объясняли хранители ЦВММ. – Достаточно было лишь отремонтировать здание. Вышло бы гораздо дешевле, и мы бы сберегли экспонаты».
К тому же специалисты изначально недоумевали: почему экспонаты ЦВММ Минобороны доверило фирме, не имеющей ни необходимого транспорта, ни приспособлений, ни опыта подобных перевозок?
Следствие посчитало доказанным, что Андрей Лялин, являясь представителем заказчика по государственному контракту, злоупотребляя служебным положением, фиктивно принимал работы по перемещению экспозиций, пишет , пишет обозреватель «БалтИнфо» Илья Давлятчин. По версии обвинения, этот план созрел у Лялина с самого начала — тогдашний директор музея якобы прекрасно понимал, что выполнить все работы по перемещению экспозиций за один год, предусмотренный контрактом, попросту нереально. Тогда-то якобы и обратился к директору компании «Невисс-Комплекс», ставшей подрядчиком, Александру Швирикасову.
Однако знакомство двух фигурантов громкого дела произошло в 2009 году. По словам Игоря Ракунова, Лялин стал рассматривать вышеназванную компанию как наиболее оптимального исполнителя госконтракта. Затем утвердил смету, которая составила 976 млн рублей. В последующем эти деньги были выделены из средств федерального бюджета.
Под руководством Лялина сотрудниками музея и «Невисс-Комплекса» была разработана необходимая документация, и по итогам закрытого контракта был заключен госконтракт. Согласно ему, ООО обязалось в период с 2010 по 2011 года выполнить часть работ по перемещению фондов ЦВММ. Обязанности по контролю над происходящим были возложены на Андрея Лялина, соответствующее поручение издал статс-секретарь Министерства обороны России Николай Панков.
Затем, по словам гособвинителя, Лялин встретился со Швирикасовым и предложил тому следующую сделку: подрядчик отдает Лялину 10% от полученной суммы (то есть 98,6 млн рублей), а директор музея, в свою очередь, оформляет документы таким образом, будто все работы выполнены в срок.
«Швирикасов, зная должностное положение Лялина, который может просто не принять работы, был вынужден согласиться на его условия», – пригвоздил прокурор. В итоге якобы было решено – Швирикасов должен предоставлять в Минобороны ложные счета.
В это же время в Минобороны поступали сообщения об успешном выполнении контракта. Лишь спустя некоторое время Счетная палата РФ провела проверку эффективности расходования денег, выделенных на воспитательную и военно-патриотическую работу. Результаты инспектирования аудиторы передали в правоохранительные органы, после чего и было возбуждено уголовное дело. Но до этого в полицию обратился Швирикасов, заявивший, что передал Андрею Лялину в качестве взятки 56 миллионов рублей.
Лялину и Швирикасову (на фото) запросили серьёзные сроки. В то же время, перед прениями представитель обвинения заявил об отказе от гражданского иска к подсудимым в размере 24,5 млн рублей в связи с тем, что все работы по перемещению экспозиций в итоге были выполнены.
Напомним, ранее бывший директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин дал показания о взятках, якобы переданных высокопоставленным сотрудникам силовых структур, контролирующих деятельность Министерства обороны России. Якобы эти взятки были выплачены из тех денег, которые поступили на банковский счёт генерального подрядчика в рамках данного госконтракта ООО «НЕВИСС-Комплекс» со счёта Минобороны.
Обращает внимание и имеющийся в материалах дела протокол допроса экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Оскандалившийся экс-министр заявил: его чиновники были далеки от Петербурга и от музейной специфики, а потому вынуждены были доверять профессионализму Андрея Лялина и ставили свои подписи на документах, руководствуясь наличием в этих документах подписей бывшего директора музея.
В свою очередь, гендиректор «Невисс-Комплекса» после судебного заседания назвал все происходящее в зале суда «дискредитацией борьбы с коррупцией», сообщает «БалтИнфо». «Личность Лялина — это достаточно слабая фигура, человека сейчас используют как стрелочника. Это очевидно и это несправедливо», – заявил Швирикасов.