"Одним из топ-экспонатов открывающегося сегодня XII Российского антикварного салона, да, пожалуй, "топом" всех прошедших салонов вообще, стал вариант знаменитого "Черного квадрата" великого родоначальника искусства новейшего времени Казимира Малевича. Его представит на своем стенде аукционный дом Гелос как часть живописной коллекции Инкомбанка. Последний, как известно, обанкротился три с половиной года назад. Чтобы покрыть часть долговых обязательств банка, его имущество распродается в аукционной форме. В том числе аукцион назначен и для продажи собрания живописи. Для проведения живописных торгов был выбран Гелос.
Досье "НГ"
Московский аукционный дом (МАД) был создан около пяти лет назад при участии правительства Москвы (которое оценивалось в 10% и выражалось в предоставлении особняка с земельным участком в районе Зубовской площади) для проведения торгов по самым разнообразным категориям товаров, начиная с тендеров по нефти и недвижимости и вплоть до торговли старым искусством и антиквариатом. Президентом МАД стал известный столичный коллекционер, владелец нескольких антикварных магазинов и галерей в Москве и Санкт-Петербурге Михаил Перченко. Тогда же в вышеупомянутом особняке был проведен единственный антикварный аукцион МАДа. С тех пор о МАДе в антикварном мире ничего слышно не было.
Еще в конце 2000 года дом Гелос получил информацию о том, что будет происходить распродажа ценностей Инкомбанка, которая согласно закону о банкротстве должна обязательно проходить в аукционной форме. Совет управляющих обратился в Министерство культуры с вопросом, кого они могли бы рекомендовать для проведения подобного аукциона. Минкульт рекомендовал дом Гелос как наиболее стабильную аукционную структуру. Одновременно изъявил желание принять участие в проведении торгов и Московский аукционный дом.
Изучив представленные документы, совет управляющих Инкомбанка все же решил поручить проведение аукциона Гелосу. Однако процесс подготовки торгов затянулся почти на год. Дело в том, что совет пытался найти законодательную форму, чтобы произвести зачет стоимости коллекции культурных ценностей банка в счет тех долгов, которые Инкомбанк имеет перед различными государственными структурами. Только Третьяковской галерее банк должен около 400 тысяч долларов (это те деньги, которые ГТГ держала в Инкомбанке), Пушкинскому музею - примерно 2-3 миллиона долларов. Поэтому управляющие пытались найти форму, в рамках которой можно было бы рассчитаться с этими и другими культурными учреждениями произведениями из банковской коллекции (естественно, по высшей оценочной стоимости).
Кстати, долги Инкомбанка учреждениям культуры входят в категорию долгов пятой очереди (то есть последней очереди). Считается, что скорее всего денег в общей конкурсной массе хватит в лучшем случае на четвертую очередь. Так что в принципе идея выглядит даже благородной, правда, смотря по каким расценкам засчитывать списание долгов. Ведь засчитываются они на бумаге, а списывать с Инкомбанка придется реальные деньги, наполненные определенными товарами и услугами. Кроме того, музеи получали бы в этой ситуации произведения искусства по определенной балансовой стоимости, которая могла бы оказаться завышенной…
В общем, долго обсуждали, переписывались с министром культуры, с комитетом Госдумы по культуре. Однако чтобы провести такой "зачет", необходимо было либо издание особого указа президента (до этого не дошло - президент отстаивает невмешательство в подобные дела), либо принятие поправок к закону Госдумы о банкротстве (этот вопрос, похоже, как следует не пролоббировали). Да и особое внимание прессы к этим проблемам сыграло свою роль, - так что было принято решение осуществлять эти действия строго по закону. А по закону необходима открытая аукционная продажа. Есть, правда, возможность так называемой прямой продажи имущества (так, напрямую был, например, продан контрольный пакет акций концерна "Бабаевский", оценка которого, конечно, гораздо выше стоимости живописной коллекции Инкомбанка), однако в нашем случае мировой общественный резонанс соразмерить с конфетным концерном нельзя. Один "Квадрат" Малевича - единственный, находящийся сейчас в свободном обращении, в продаже в мире - перевешивает все.
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве в 1878 году, умер в Ленинграде в 1935-м. Семья - выходцы из Польши. Регулярного художественного образования не получил. В начале XX века принимал участие в различных футуристических выставках. На выставке "0.10" в Петрограде в 1915 году впервые показал 49 беспредметных полотен, снабдив их табличкой "Супрематизм живописи". В число 49 вошел и "Черный квадрат". В конце жизни писал реалистические произведения.
Известно, что в музейных собраниях находится сейчас три варианта "Черного квадрата". Два в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Они датируются 1915 и 1929 гг. Один - в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Его датировка - конец 20-х гг. Таким образом, "Квадрат" из Инкомбанка является четвертым. Определить же четко, каков его "порядковый номер", довольно сложно. Дело в том, что в поздний период творчества Малевич повторял многие ранние вещи и при этом датировал их именно ранними годами. На обороте инкомбанковского холста написано: "Супремат… 2-й квадрат 1913 г КМалевичъ". А на подрамнике, современном самому полотну, - "# 1". Специалисты же склонны считать, что написан он был позже 1913 года, и реальный номер его II или III. У него, кстати, есть еще одна отличительная особенность: холст, видимо, был еще сырым, когда художник взял его в руки, поэтому справа и слева на белом поле остались отпечатки пальцев создателя холста. Известен исторический факт: в течение нескольких месяцев Малевич находился под следствием в НКВД в Ленинграде. В этом случае у него обязательно должны были снимать отпечатки. Сотрудники Гелоса послали запрос в соответствующие инстанции, и сейчас ведется розыск в архивах ленинградских органов внутренних дел. Если удастся найти эталонные отпечатки пальцев Малевича, аутентичность полотна будет доказана, как они говорят, "на 120 китайских процентов".
История "Квадрата" интересна и весьма характерна для периода "первоначального накопления нового русского капитала". В 1993 году в самарский филиал Инкомбанка пришел молодой человек лет тридцати с небольшим и принес это полотно, пытаясь получить под его залог сумму порядка 30 тысяч долларов для развития собственного бизнеса. Конечно, работники самарского филиала не восприняли его предложение всерьез, однако корпоративная дисциплина оказалась на высоте, и они обратились в местный музей с просьбой оценить предлагаемое в залог полотно. Самарские искусствоведы, что также естественно, не смогли дать точного заключения по "Квадрату". Тогда сообщили в центральный офис банка. Президент Инкомбанка господин Виноградов принял решение откомандировать "на место" столичных специалистов - Валерия Турчина и Андрея Сарабьянова. Эти известные эксперты восприняли "самарский квадрат" весьма серьезно, конечно, провести экспертизу на месте они не могли - картину оформили на временное хранение в Инкомбанк, и после серьезных исследований в Третьяковской галерее признали ее настоящим "Черным квадратом".
Откуда же появился самарский "Квадрат"? После смерти вдовы Малевича в середине 60-х гг. все остававшееся в ее квартире наследие художника перешло к сестре вдовы. В свою очередь, после смерти этой сестры наследницей стала ее дочь. А уже дочь дочери, то есть внучка сестры жены Малевича, вышла замуж за того самого бизнесмена из Самары, который и отдавал картину в залог. Узнав о столь надежном провенансе (истории картины) и получив экспертное подтверждение Третьяковки, руководители Инкомбанка решили купить эту работу, а заодно и все то "из Малевича", что еще может храниться у этих людей. Оказалось, что из наследия художника в этой семье хранился его великолепный "Автопортрет", небольшого размера "Портрет жены" и часть архива: фотографии, письма, завещание и свидетельство о смерти Малевича. Было принято решение купить все вместе за 340-360 тыс. долл.
Купили, перевезли в Москву, где все и содержалось в хранилище Инкомбанка до 1998 года - до наступления режима управления через банкротство. Интересно, что единственный раз за эти годы Минкультуры просило выдать "Квадрат" на выставку в КНДР; в этой просьбе было отказано. Еще любопытнее выглядит история с выставкой в Германии, которая оформлялась через Третьяковскую галерею. По документам, имеющимся в нашем распоряжении, не видно, что самарский "Квадрат" был на этой выставке. Однако неформальное мнение некоторых искусствоведов выглядит следующим образом: "Квадрат" из Инкомбанка взяли в экспозицию в ГТГ, а третьяковский "Квадрат" съездил в Германию. (Подстраховались, но все же ввели таким образом в научный оборот еще один существующий вариант "Черного квадрата".)
Весь аукцион собрания Инкомбанка (оно включает 1134 работы) будет разбит на три части. Первую составят примерно 180 работ музейного уровня, они публикуются в каталоге с цветными фотографиями и описаниями. В том же каталоге будет вторая часть - 850-900 работ, представленных "слепым" каталожным списком. Наконец, отдельный каталог будет посвящен Малевичу, сюда включены научные статьи ведущих российских и западных специалистов. Аукцион по "Квадрату" тоже будет самостоятельным, со специальной аккредитацией. Стартовая цена работы установлена величиной в один миллион долларов. (Для сравнения - полтора года назад на нью-йоркских торгах дома Филлипс "Супрематическая композиция" - цветные полосы на белом фоне - была продана за 17 млн. долл.) Основным условием для участников станет страховочный возвратный взнос 10% от стартовой стоимости (то есть 100 тыс. долл.), плюс справки о легальных доходах и т.д. Предварительно торги назначены на 13 апреля.
Сейчас сотрудники Гелоса занимаются обработкой всей этой огромной коллекции. Дело в том, что по договору с Инкомбанком "наблюдала" за собранием такая известная выставочная организация, как "Арт-Миф". "Надзор" осуществлялся вплоть до 1997 года, пока существовал сам "Арт-Миф". Именно его сотрудники практически и формировали всю коллекцию, то есть рекомендовали предметы к закупке, определяли ценообразование, а потом описывали и хранили произведения. В результате сейчас не только четких описаний - хранительских документов - нет, но, как считают специалисты, и степень ликвидности всего этого собрания крайне мала.
Если взять ту самую основную часть собрания (850-900 единиц хранения), которая запускается на аукцион "слепым списком" даже без иллюстраций, то сам совет кредиторов предложил по ней формулировку "товарная масса". Она верно описывает качество этих произведений искусства. Основное их количество пойдет через дилерские аукционы Гелоса, проводящиеся трижды в неделю. Будет выставляться по 50-100 предметов, чтобы не расшатывать рынок. Деньги будут переводиться на счет Инкомбанка по мере продажи.
Отвечая на вопрос об общей оценке всей живописной коллекции Инкомбанка, профессионалы антик-рынка называют цифру 1-1,5 млн. долларов (при этом, естественно, "Квадрат" выводится из состава коллекции - его ценность совершенно иного порядка). Так что степень экономической привлекательности распродажи этой коллекции для Гелоса невелика. Вот довольно точные цифры: от миллиона, вырученного за все собрание, за вычетом всех налогов, но без учета трудозатрат (отвлечение и зарплата сотрудников, транспортные расходы, реклама и т.д. и т.п.), фирма получит 62 тысячи долларов. Часть этой суммы уйдет также на оплату привлеченных экспертов, поэтому ясно, что экономически для дома Гелос аукцион Инкомбанка не столь выгоден.
Возникает вопрос: зачем же это Гелосу? Недавно один уважаемый в антикварной среде человек сказал так: "Те, кто соприкасается с этой картиной, попадают в историю". Так попадут в историю и недавний его владелец Инкомбанк, и тот, кто сейчас оперирует с ним на рынке, - аукционный дом Гелос, и, естественно, тот, кто приобретет "Квадрат" на предстоящих торгах."