FLB: Интервью с Сергеем Максимовым, которого судят в Бонне как «хакера Хэлла» за взломы электронной почты известных российских блогеров
"24 июня в Германии начался суд над Сергеем Максимовым, который, как предполагается, под псевдонимом хакер «Хэлл» взламывал электронную почту российских блогеров. В числе жертв Хэлла оказались журналисты Андрей Мальгин и Владимир Прибыловский, депутат Государственной думы Виктор Алкснис, Валерия Новодворская и Константин Боровой, руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов и священник и ведущий радио «Свобода» Яков Кротов, писатель Борис Акунин и оппозиционер Алексей Навальный.
Результаты взломов, представленные на обозрение широкой публике, оказались крайне неприглядными. К примеру, переписка Мальгина раскрывала его нетрадиционные пристрастия, а Навальный, говоря словами самого Хэлла, предстал «кем-то вроде Мавроди», который «конвертирует глупость и наивность людей в деньги». На вопрос журналиста «Известий»: «Зачем вы это делаете?» Хэлл отвечал: «Он вор, жулик, стукач и к тому же врет постоянно, для меня этого достаточно».
Сергей Максимов
Напомним, Навальный был вынужден признать, что 90% переписки – подлинные. Часть писем он назвал сфабрикованными, однако хакер Хэлл продолжил настаивать, что ничего не менял в опубликованных файлах.
На основании взломанной почты Навальный был обвинён, в частности, в том, его статус адвоката является фиктивным, а также в том, что материалы для своих антикоррупционных расследований он получает от лиц, заинтересованных в атаках на своих конкурентов. Были там и письма людей из западных фирм, которые, нарушая закон, обещали сливать Навальному информацию по своим клиентам на Западе. «В нормальной стране такой человек давно бы был под судом, например, и его не пиарили бы во всех СМИ, но не в России, конечно», – убеждён человек, скрывающийся за ником «Хэлл».
Сергея Максимова обвиняют сразу по трем статьям уголовного кодекса Германии: «выведывание данных», «оскорбление», «подделка документов». Уголовное дело было заведено по заявлению оппозиционера Алексея Навального и блогера-тысячника Сергея Петрова. Именно эти два взлома будут расследоваться в суде. По немецким законам хакеру грозит до четырех лет тюрьмы – если, разумеется, будет доказано, что Максимов – это Хэлл.
Сам Сергей Максимов категорически отрицает, что является «хакером Хэллом». Человек (или группа людей), выступающий под псевдонимом хакер Хэлл, ведущий свой блог под названием «Виртуальная Инквизиция», а также имеющий аккаунт в твиттере @torquemada_hell, также утверждает, что не имеет отношения к попавшему под суд Сергею Максимову.
«Не признаю свою вину ни по одному пункту. Hе причастен абсолютно», — заявил толпе журналистов Сергей Максимов на выходе из здания суда в Бонне. The Insider публикует интервью с человеком, которого считают хакером «Хэллом».
— Признаете ли вы свою вину?
– Нет, абсолютно.
– Вам известно кто такой хакер «Хэлл»?
– Я с ним только один раз общался в 2010 году, когда меня вызвали из-за Петрова. Тогда мне показали эту страницу, сказали, что я подозреваюсь. Я к нему обратился, потому что мне нужна была информация, кто и что сделал. Но мы эти документы еще не предъявили в суде, мы предъявим их позже. Лично мы с ним не знакомы и кто это я не знаю.
– А как вы с ним связывались?
– Это просто, можно прийти просто в его блог на bloground.ru, оставить там свой комментарий, там все комментарии скрываются, оставить свой адрес и он потом напишет, если захочет.
– И он вам помогал?
– Помогал, потому что с 2010 года меня каждый год вызывали в полицию, а потом еще и пришли с обыском, я не знал что мне делать и он мне конкретно помогал, например в сборе документов по делу Петрова, по которым можно точно установить, кто это сделал. В суде же они не понимают, как устроен рунет, что можно писать что угодно под каким угодно ником. Они считают, что если ты десять лет назад написал, что ты Хэлл, то через 10 лет это тот же самый Хэлл. Прокурор называет почтовые адреса, которые мне принадлежали, но я и не отрицаю, что они мне принадлежали, просто это было 10 лет назад, когда никаких еще взломов не было. А то что касается чужой почты и копий паспортов, которые были у меня на компьютере – то это же все было после взлома в открытом доступе, мне было интересно, в чем меня обвиняют, и я тоже скачал это. Вот, например, письма Навального – он же сам после взлома сказал, берите, качайте, но тогда можно тысячи человек арестовать на том основании, что у них есть его переписка скаченная. Тем более Навальный назвал мою фамилию, обвинил меня конкретно, конечно мне было интересно.
– А почему он назвал именно вашу фамилию?
– К нему пришли люди и сказали, вот кто тебя сломал, вот его адрес, пошли туда людей.
– Кто пришел?
– Тот же Прибыловский, потом какие-то анонимы. Я собрал это всё, у меня куча бумаг сейчас в папке, там сотни людей ему писали – «Алексей, вот этот человек вас сломал, вот его адрес, вот адрес полиции». Все дело забито какими-то анонимными заявления, что вот он оскорблял Махатму Ганди, его жену, обвиняли в антисемитизме, что я призывал к погромам в шабат. Брали какие-то корявые переводы совершенно.
– Но почему изначально-то ваше имя появилось, в том числе у Прибыловского?
– Ну они искали этих «хэллов» по всему интернету, нашли форум, где был этот ник и данные о Германии, о том что я живу в Байройте. Потом Прибыловский позвонил моей соседке в Байройте, Алле Войтовой, сказал, что якобы мы с ним где-то вместе учились и т.д., и она ему рассказала, что я уехал в Бонн. А фамилию они нашли, потому что у меня на форуме было обозначено, что я учился в РГГУ и они как-то по списку учащихся меня вычислили. Вот только почему они связали того «хэлла», который был на форуме десятилетней давности, со всеми этими преступлениями – это я не знаю. Тогда ещё вообще никакого хакера не было, и мой ник был связан с музыкальной группой. В интернете тысячи людей с таким ником. Я даже список составил, у меня на 10 страниц список. Есть даже именно «хакер Хэлл». Еще в деле фигурирует некий чат, хотя этот чат выдуманный целиком, там все фамилии ненастоящие, это даже и не чат вовсе, а пост на форуме – ну люди прикололись просто. И они нашли этот текст на дискете, но я его просто скопировал в интернете и оставил на память на всякий случай.
– Вы сейчас где-то работаете?
– Да, но не буду говорить где, а то им тоже создадут проблемы.
– Просто вы наняли адвоката, которого называют одним из самых дорогих.
– Это я первый раз слышу, что он самый дорогой. Это совершенно не так.
– Почему вы переехали в Германию?
– Это вообще к делу не имеет отношения. Просто приехал мир посмотреть.
– В каком году это произошло?
– В конце 1997 года.
– Какой статус у вас был тогда был формально?
– По еврейской линии.
Следующее заседание суда пройдет в Бонне 8 июля.
"