"Помните картинку из теленовостей: два вице-премьера Чубайс и Немцов, окруженные со всех сторон репортерами, улыбаясь, вместе с другими пассажирами садятся в обычный рейсовый самолет и улетают из Москвы в правительственную командировку. "Больше никаких привилегий! - решительно заявляет гарант Конституции. - Отныне пользоваться специальным авиатранспортом разрешено только президенту, премьер-министру и министру иностранных дел..."
С тех пор прошло менее года. В стране, как известно, многое изменилось. Другие телекартинки, другие вице-премьеры...
Спецсамолеты те же.
Состоявшееся в Саранске 28 октября прошлого года совещание руководителей правительства Российской Федерации с членами ассоциации "Большая Волга", наверное, надолго запомнилось местным жителям... Не каждый день в Мордовию слетаются звезды отечественной политики и бизнеса. Да еще как слетаются. Республиканский аэропорт не успевал принимать гостей.
Вот приземлился лайнер с правительственной делегацией. За ним - воздушный корабль президента Татарстана Шаймиева. Следом - самолет губернатора Саратовской области Аяцкова. Даже командующий Приволжским военным округом генерал-полковник Сергеев прилетел из Самары на собственном Ту-134. Подкачал только нижегородский губернатор Скляров. Его в Саранск доставил всего лишь специальный вертолет.
Нечто подобное жители мордовской столицы уже наблюдали десятью днями ранее, когда на празднование юбилея местного предпринимателя Литюшкина в республику на индивидуальном самолете прилетел его старый друг по бизнесу, а по совместительству еще и глава Госналогслужбы России господин Боос.
В общем, народ ликовал. Не ликовал только депутат Государственной Думы от Мордовии Николай Медведев. Видимо, он оказался единственным, кто еще не забыл легендарную поездку в общественном транспорте Чубайса и Немцова. 4 ноября Медведев направил на имя Примакова депутатский запрос с просьбой объяснить произошедшее.
Ответ из правительства пришел ровно через три недели. Первый вице-премьер Густов развеял все сомнения - это был не сон. Все происходило именно так. Потому, что так оно быть и должно.
Оказывается, сам господин Густов просто не мог не воспользоваться 29 октября специальным самолетом Ан-24, так как на следующий день в Москве его ожидала официальная делегация Республики Молдова. Густов признает, что рейс был организован Саранским авиаотрядом и обошелся мордовской казне в 14 тысяч рублей. (Правда, не совсем понятно, при чем здесь нищая Мордовия и с каких это пор перегон самолета Саранск - Москва - Саранск стоит всего 650 долларов?)
Делегация правительства Саратовской области прилетела на совещание специальным рейсом на самолете Як-40, оплата за который производилась из бюджета Саратовской области. Губернатор Нижегородской области Скляров прилетел в Саранск на вертолете авиакомпании "Аэрос", обслуживающей администрацию области по договору. (Оба эти случая Густов никак не комментирует. Что ж, оставим без комментариев и мы.)
Что же касается прилета в Мордовию командующего ПриВО генерала Сергеева, то, как следует из письма вице-премьера, он просто был обязан воспользоваться специально оборудованным Ту-134, дабы не терять связи с войсками и непрерывно ими руководить. (Учитывая, что солдаты и офицеры этого округа месяцами не получают зарплату и довольствие, выбрасывать сотни тысяч рублей на обслуживание генеральского самолета, мягко говоря, некорректно.)
Самая запутанная ситуация с приездом Бооса. Густов пишет, что руководитель Госналогслужбы вместе с двумя сотрудниками прилетел в Саранск 19 октября самолетом авиакомпании "Авком". Оплата расходов на обслуживание самолета правительством России и Госналогслужбой не производилась. (Тогда тем более не ясно, кто же оплатил полет Бооса из Москвы в Мордовию и обратно.)
Вот в общем-то и все. Один небольшой эпизод из жизни российских высокопоставленных чиновников. К этому лишь добавим, что подобные совещания, форумы, консультации, торжественные мероприятия происходят в стране чуть ли не каждый день.
Сегодня только и слышишь: "Народ бедствует", "Россия летит в экономическую пропасть". Если это так, то можно ни секунды не сомневаться - наши "слуги народа" умудрятся даже в пропасть влететь на персональных авиалайнерах. "