FLB: Фигуранты дела о многомиллионном хищении в управлении по туризму Санкт-Петербурга отделались условным сроком
"Куйбышевский райсуд Петербурга 4 июня вынес приговор бывшей сотруднице управления по туризму Смольного Елене Поздеевой и ее сообщникам по делу о хищении 12 млн рублей. Экс-чиновница получила 4 года условно. Условные сроки получили и её подельники – сотрудница городского туристско-информационного бюро Людмила Савченко и директор компании «Сезампринт» Сергей Щетинин.
В показаниях обвиняемых активно фигурировало ещё одно имя – бывшей начальницы управления по туризму Санкт-Петербурга Марианны Орджоникидзе (подчиненные в телефонных разговорах называли её “Мать”, отмечает издание “Фонтанка”). Ранее прокуратура Санкт-Петербурга уже проявляла интерес к её деятельности. Следователи желали понять, почему в течение ряда лет почти все госконтракты на проведение туристических выставок в городе доставались фирмам, которыми владеет сын Орджоникидзе Виталий Рицце.
Однако в рамках данного уголовного дела Марианна Марговна даже не допрашивалась. До июля 2014 года она благополучно числилась зампредом комитета, после чего уволилась по собственному желанию, и на момент следствия уже находилась за границей, предположительно, во Франции – вместе с сыном Виталием. А пост зампредседателя комитета заняла... её родная сестра.
Далее – обо всём подробнее.
Как сообщает корреспондент «Фонтанки», судья Елена Горбунова признала фигурантов виновными в мошенничестве с бюджетными деньгами в рамках продвижения Петербурга как туристического центра.
В 2012 году Смольный заключил госконтракт с компанией «Сезампринт» на изготовление полиграфических материалов стоимостью 12,3 млн рублей. Как установил суд, Поздеева, возглавлявшая в управлении отдел координации туристской деятельности и входившая в экспертную комиссию по изучению конкурсных заявок, пролоббировала победу «Сезампринта», с директором которого, Сергеем Щетининым, была давно знакома. Фактически фирма ничего не печатала, кроме сигнальных экземпляров брошюр и открыток.
В течение 2012 года деньги переводились на счета субподрядчиков и обналичивались. Директор «Сезампринта» Щетинин получил 1,5 млн рублей, несколько сот тысяч потратил на обналичивание в качестве процента, а 10 млн передал в управление по туризму через сотрудницу городского туристско-информационного бюро Людмилу Савченко. Поздеева, как следует из приговора, выполняла роль куратора, она же организовала списание мифической полиграфии под видом распространения по международным выставкам. Суд пришел к выводу, что на самом деле за рубеж вывозилась продукция, исполненная по другим контрактам.
Поздеева уверяла в своей непричастности, мотивируя отсутствием служебных полномочий влиять на решения конкурсной комиссии, а показания против себя назвала оговором.
Арестовывать на время следствия обвиняемую в мошенничестве в особо крупном размере не стали, отмечает “МК в СП-б”, а всего лишь поместили ее под домашний арест. Ходят слухи, что в этом ей помогла деятельность супруга — известного конферансье Николая Поздеева. Он выступает не только на концертах ведущих эстрадных артистов, но и на многих мероприятиях государственного масштаба, в том числе на праздниках Следственного комитета. Говорят, Поздеев даже его руководителя Александра Бастрыкина развлекал... Впрочем, и сама Елена Поздеева — личность интересная, в частности, она имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Щетинин вину признал полностью, Савченко — частично. По ее словам, в преступление она была вовлечена невольно, так как привыкла беспрекословно исполнять устные указания зампреда комитета по туризму — начальника управления по туризму Марианны Орджоникидзе (на фото), с которой была знакома около 20 лет.
По данным “МК в СП-б”, Марианна Орджоникидзе не имеет никакого процессуального статуса в этом деле, несмотря на то, что ее имя активно фигурирует в показаниях обвиняемых
Савченко также рассказала, что Поздеева предложила ей оказать услугу госпоже Орджоникидзе и поработать со Щетининым, отмечает “Коммерсант”. Однако узнать в ГСУ СКР, каков на сегодняшний день процессуальный статус Марианны Орджоникидзе, "Ъ" не удалось: в ведомстве отказались от комментариев.
Савченко поясняла суду, что неоднократно имела дело с наличностью, передаваемой ей в том числе Орджоникидзе, и никогда не интересовалась происхождением денег. Так было, заверяла подсудимая, и с миллионами от Щетинина. Кроме того, как следует из приговора, Орджоникидзе подписывала документы о передаче полиграфии “Сезампринтом” в Смольный, хотя, как показала главбух фирмы, продукция не изготавливалась.
Куйбышевский суд признал виновными в особо крупном мошенничестве всех фигурантов, но учел смягчающие обстоятельства и решил их не изолировать. Поздеева, вернувшая в казну 6 млн рублей, приговорена к 4 годам условно, Людмила Савченко получила 2 года и 6 месяцев условно. Сергею Щетинину суд назначил наказание 3 года 6 месяцев условно. У всех также испытательный срок — 3 года. Суд удовлетворил солидарный иск правительства Петербурга о возмещении оставшихся 6,3 млн рублей (с Поздеевой 4,8 млн рублей, со Щетинина 1,4 млн, с Савченко 45 тыс).
Напомним, что имя Марианны Орджоникидзе как вероятной соучастницы хищений по линии туризма впервые прозвучало в декабре 2013 года из уст следователя ГСУ СК по Петербургу Анатолия Тихомирова. К тому времени чиновница уже находилась за пределами России. В рамках данного уголовного дела Марианна Орджоникидзе даже не допрашивалась: на момент следствия она находилась за границей, предположительно, во Франции.
По информации “Фонтанки”, в материалах дела есть стенограмма беседы Елены Поздеевой с подчиненной – ведущим специалистом отдела координации туристской деятельности комитета по развитию туризма Ниной Колесник. Разговор состоялся сразу после задержания Колесник, проходящей по делу подозреваемой.
“Я разберусь. Надо звонить Марианне по другому телефону, с какого-нибудь сотового, потому что надо останавливать все это. Я тебя найду, пока не звони, понятно, что всем сейчас будут групповуху вешать. Если Мать остановит – значит, остановит”, – зачитывал слова Поздеевой из стенограммы следователь
– Поздеева высказала мнение, что ситуацию с вызовом в ФСБ (оперативную разработку предполагаемого мошенничества вели чекисты. – Прим.ред.) нужно останавливать. Такие фразы, как “Мать остановит”, наводят следствие на мысль о преступной группе со сложившимися связями. Лексика подходит к фильму “Крестный отец”. Мы делаем вывод, что Поздеева планировала привлечь серьезных лиц к решению вопроса с уголовным преследованием, – также пояснил следователь.
Марианна Марговна оказалась в Смольном еще при Валентине Матвиенко, вспоминает “МК в СП-б”. Говорят, женщина без специального образования (кстати, у нее еще и греческое гражданство) получила эту должность не просто так. Брат Марианны, петербургский пивовар и влиятельный бизнесмен Гия Гвичия (в прошлом директор пивоваренного комбината им. Степана Разина), по слухам, содействовал предвыборной кампании Мативенко, и правительственная должность для сестры якобы стала своего рода выражением благодарности.
Так или иначе, но на своем посту Марианна Орджоникидзе не раз становилась объектом скандальных журналистских публикаций. Много говорили о странных многомиллионных госконтрактах, которые по линии Управления по туризму выигрывали фирмы, так или иначе связанные с ее сыном — Виталием Рицци (его предприятия специализировались на выставках о Петербурге и участии делегаций Смольного в заграничных мероприятиях). Но тогда прокуратура не нашла в этом маленьком семейном сотрудничестве ничего предосудительного.
Любопытнее всего, что в начале 2015 года место Марианны Орджоникидзе на покинутом ею посту зампредседателя комитета заняла... ее родная сестра — Нана Гвичия (на фото), давшая на судебном процессе показания в пользу Поздеевой.