FLB: Минфин: проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%
"Сокращение финансирования в бюджетной сфере предлагает Минфин, считая, что именно здесь низкая производительность труда, да и от Запада отстаем. Оптимизацию, которую на днях раскритиковала Счетная палата, прежде всего в области здравоохранения, министерством финансов планируется продолжать и максимально перевести на коммерческую основу школы, больницы и музеи. Учителей, врачей и работников социальной сферы ждут дальнейшие увольнения.
Более подробно об этом далее.
План, который сегодня Минфин представит правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством Игоря Шувалова, озаглавлен как "Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений". Основная проблема Минфину видится в низкой производительности труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся . В документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении — "превышает значительно". Несмотря на рост соответствующих расходов в последние годы, констатируют авторы, качество оказываемых услуг повышается недостаточно. В ведомстве говорят, что проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%, пишет «Коммерсант».
Схема включает в себя слияние крупных бюджетных учреждений с мелкими. Персонал при этом будет сокращаться, освободившееся в результате такого слияния и сокращения имущество предлагается выставлять на продажу. Ожидается, что соответствующие предложения Минфин представит на заседании правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Ответом были протестные акции , погасить их удалось в том числе путем дополнительных компенсационных выплат уволенным медикам в 2,69 млрд рублей. План Минфина компенсации не упоминает.
Минфин предлагает также перейти к оказанию госуслуг «на конкурентной основе», фактически переведя их на частный подряд . А с 2017 года министерство предлагает отказаться от содержания госимущества «в спящем режиме», в том числе от частичной оплаты коммунальных счетов, отмечает Forbes.
Закон № 83 от 2010 г. делил 330 000 российских бюджетных учреждений на две категории, напоминает Минфин. Способные к самостоятельному заработку учреждения, прежде всего в областях науки, образования, здравоохранения и культуры, переведены с работы по смете на госзадание. Они получают бюджетные субсидии, а доходы от платных услуг оставляют себе. Те сферы, где заработок невозможен (национальная оборона, пенитенциарная система), к 2012 г. преобразовались в казенные учреждения и остались в госсмете. Впрочем, Минфин отмечал формальность исполнения требований закона, уточняет газета «Ведомости».
В области образования Минфин предлагает распространить столичную практику слияния школ на всю страну и взять «учителей-предметников» на работу сразу в несколько школ, чтобы избежать необходимости заполнять штат преподавателей во всех учебных заведениях .
Минфин поддерживает курс Минобрнауки на мониторинг вузов как средство экономии. Вузы с низкими показателями эффективности предлагается закрывать активнее. В 2014 г. неэффективными были признаны 72 вуза и 492 филиала. Оставшиеся, за исключением военных, предлагается переподчинить Минобрнауки для сокращения управленческих затрат. Сейчас в России 204 высших учебных заведения из 476 подчиняются различным ведомствам, например Минздраву и Минтрансу, отмечает газета «Ведомости».
Кроме того, предлагается создавать в школах центры коллективного доступа для учеников из других учреждений. Такая модель существует в высшей школе, когда студенты из разных университетов по очереди занимаются на дорогостоящей технике.
Минфин выбрал для возобновления реформ относительно удачное время, отмечает NEWSru.com. Продвижение таких проектов еще возможно до непосредственного наступления предвыборной кампании в Госдуму, за которой последует старт и президентской кампании .
С другой стороны, подготовка бюджета на 2016-2018 годы в любом случае требует оптимизации госрасходов, а ситуация на рынке труда в 2015 году вполне способствует сокращению персонала в госсекторе: напомним, ожидаемого роста безработицы даже на один процентный пункт не произошло, спад в экономике пока считается умеренным.
В ведомстве даже обещают скорый экономический рост и резкое снижение инфляции. Минфин надеется на возобновление роста экономики уже во второй половине этого года, а также на стабильное снижение темпов инфляции до 4% годовых к 2016 году.
И, конечно, придется усердно экономить. В 2016 и 2017 годах расходы бюджета могут сократить сильнее, чем позволяет ныне действующее бюджетное правило. Согласно этому документу, с будущего года урезать могут лишь те расходы, которые не относятся к приоритетным - так называемые условно утвержденные. В 2016 году это 2,5% от общего прогнозного уровня расходов, или 406,8 миллиарда рублей, в 2017 году - 5% общих расходов, или 854,4 миллиарда рублей.
"Понятно, что Минфин хочет сэкономить на бюджетниках, но меры, которые они предлагают, не просто вредные – они еще и нереализуемые", – заявил сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов, пишут «Дни.ру». "Негативные последствия реформы сведут на нет любую экономию", – уверен он.
Остается получить ответы, например, на такие вопросы:
1. Возможно ли составить расписание уроков для школ, чтобы учителя курсировали между ними, да к тому же без опозданий? 2. Если раньше школа была элементом инфраструктуры района, то как теперь добираться ученикам, особенно младших классов до оптимизированных и укрупненных школ? 3. Увеличение нагрузки на учителей, которая неминуемо произойдет, позволит ли решить вопрос качества образования в стране? Результаты ЕГЭ год от года все неутешительнее. 4. Не превратится ли российская школа в машину по подготовке к экзаменам, потеряв при этом свою духовность? 5. Все ли родители смогут позволить себе полноценное обучение и дополнительное образование детей? Уже сейчас даже в театр не каждая семья может себе позволить сводить ребенка при цене билета от 1,5 тысяч рублей. 6. Если, как показали данные Счетной палаты, смертность в результате «оптимизации» здравоохранения выросла на 3,7 %, к каким цифрам готово министерство в сфере образования? 7. В результате «оптимизации» здравоохранения медики выходят на митинги и устраивают забастовки. Министерство заведомо готовит бунт учителей и работников духовной сферы? 8. «Оптимизация» здравоохранения, по подсчетам все той же Счетной палаты, привела к нарушениям при формировании и реализации программ в медицине, которые оценены в более чем 23,5 миллиарда рублей, при этом, как отмечалось в отчете, платные услуги часто вводятся «в хаотичной и неконтролируемой форме». Сколько нарушений выявит Счетная палата, когда подведет итоги «оптимизации» образования?
20 апреля в Москве в ходе круглого стола на тему «Оптимизация здравоохранения: обратный эффект?» депутат Государственной думы РФ Валерий Рашкин (КПРФ) сказал :
«Реформа, затеянная президентом и правительством, провальная. По докладу Счётной палаты мы видим, что смертность увеличилась на 3,7%, а в медицинских учреждениях — на 2,6%. Реформа, кроме того, что способствовала увеличению задолженностей в сфере заработной платы, сокращению медицинских работников (90 тысяч по всей России) и увеличению платных услуг (на 31% к концу года), не привела ни к чему. Сокращения продолжаются. Бюджет по 2015 году мы видели — сокращения больше всего коснулись здравоохранения. По 2014 году — 36% бюджетного финансирования потеряно, а до 2017 года эта цифра достигнет 52%, и эти данные убивают».
По мнению парламентария, пишет ИА REGNUM решение о реформе здравоохранения должно было приниматься только по решению населения страны в результате проведения референдума: «Нужно вернуться к советской системе, когда огромное внимание уделялось профилактике, с помощью которой можно увеличить продолжительность жизни. Главное — идёт сокращение поликлиник и больниц. Зачем их сокращать, если мы не построили новые? Сократили, отдали объект под жилые здания, но новых нет, а уплотнение поликлиник и больниц не приводит ни к чему. Если таким темпом здравоохранение пойдёт и дальше — мы получим геноцид русского народа. Сегодня „скорая помощь“ также не успевает по вызовам — люди умирают, и для меня эти цифры пугающие. В данном виде реформу надо срочно остановить, поскольку она принята без проведения обсуждения и референдума».
«За последние полтора года стало системной проблемой, когда деньги являются барьером для получения медицинской помощи», – сказал президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский.
По его словам, «как только начинаются обсуждения, это платно или бесплатно, здесь полис нужен, а здесь не нужен, – все начинает рушиться, потому что это ручное управление, это неопределенность, это не правовая система».
Саверский отметил, что поражающие данные приводит не только Счетная палата, но и ФАС. «Эти доклады пока не находятся в прокуратуре, но мы постараемся донести до нее», – заверил он.
«Мне кажется, идет процесс расчистки площадки для коммерческой медицины, вытеснение общественного сектора здравоохранения. Для этого нужно дискредитировать бесплатное муниципальное здравоохранение», – считает оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. По его мнению, именно для этого искусственно создают дефицит врачей и медучреждений.
Коновал напомнил о прошедших в России митингах и забастовках медработников, которым теперь приходится работать в две смены, чтобы постараться охватить всех пациентов. К тому же, сокращения продолжаются – в итоге страдают и врачи, и пациенты.
«Когда профсоюзы пытаются решать проблемы через правовые механизмы, в ответ получают жесточайшее сопротивление, начиная с пропагандистской клеветы, заканчивая административным давлением на сотрудников», – сказал он.
Будут ли люди заинтересованы 7 лет учиться и вкладывать в обучение свои личные средства, чтобы потом попасть в эти условия каторжного труда? Такой вопрос, как считает Коновал, стал актуальным для тех, кто выбирает профессию врача.
«Руководители здравоохранения считают, что это рыночная система, и она должна быть экономически эффективной. Но система здравоохранения не рыночная, а государственная, и ее эффективность не может зависеть от оборота койки», – утверждает заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов.
Он добавил, что импортозамещение медикаментов, о котором говорит государство, при нынешнем финансировании возродить крайне сложно. «Мы потеряли свою научную базу для фармацевтической деятельности, потеряли химические технологии, потеряли специалистов, особенно по биотехнологии», – констатировал он.
Участники пресс-конференции отметили, что необходимо заново ввести «систему Семашко», развитую в СССР, при которой медицина бесплатная, а пациенты получают полноценную помощь, включая медицинские препараты. "