FLB: Продолжается суд по делу специалиста №1 в вопросах русского авангарда Елены Баснер
"Дзержинский районный суд продолжает рассматривать дело в отношении искусствоведа с мировым именем Елены Баснер, специалиста № 1 в вопросах русского авангарда, называемую «одним из символов культурной столицы». Дочери композитора Вениамина Баснера, автора песни «С чего начинается Родина» предъявлено обвинение по статье 159 «Мошенничество», часть 4. (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
Суд допросил представителя Русского музея, который рассказал как за 10 тысяч рублей специалисты раздавали частные экспертные заключения на поддельные картины, передает корреспондент «Невских Новостей».
Как сообщалось ранее, на одном из предыдущих заседаний коллекционер Андрей Васильев, который в данной истории выступает в качестве потерпевшей стороны, рассказал о том, как в 2009 году за 7,5 млн рублей ($250 тысяч) купил картину «В ресторане» якобы художника начала XX века Бориса Григорьева. Посредником между Васильевым и Баснер выступил издатель Леонид Шумаков. Позднее Васильев узнал, что приобретенное им полотно – подделка, а подлинник хранится в архивах Русского музея.
На суде Юлия Солонович, старший научный сотрудник отдела рисунка Русского музея, рассказала, что еще в апреле 2009 г. попросила Сергея Сирро сделать фотографию картины, хранящейся в ГРМ, – по ее словам, начиналась подготовка к выставке работ Бориса Григорьева. При этом выяснилось, что Солонович нигде не зафиксировала факт съемки, хотя это положено по инструкции. И что выдачу работ из хранения она тоже далеко не всегда фиксирует в журнале – например, по словам Солонович, если работу хочет посмотреть сотрудник музея, это не отражается в документах. И что при поступлении в хранение новых работ их не фотографируют.
Борис Григорьев. "Парижское кафе" из собрания Русского музея (кат. №56. Вариант композиции "В Ресторане" 53,3х70,3. Картон, акварель, темпера, белила, 1913) (Источник: Online812.ru)
Картина "В ресторане", купленная Андреем Васильевым
Сравнение увеличенных фрагментов. Слева – репродукция работы Григорьева в "Моем журнале для немногих”, справа – работа из собрания Русского музея (Источник: Online812.ru)
В свою очередь, Елена Баснер до последнего заявляла, что полотно, купленное Васильевым, – подлинник. Более того, подсудимая заявляла о том, что в Русском музее находится подделка, а в руках коллекционера – настоящая картина.
Однако всё оказалось сторого наоборот: Васильев купил подделку, и скорее всего, сделанную с оригинала, хранящегося в запасниках Русского музея (как это могло произойти – вопрос), пишет Online812.ru. Это суперподделка, поэтому даже опытный коллекционер Васильев поверил, что картина настоящая. Однако, считает Васильев, Елена Баснер не могла заблуждаться относительно подлинности картины и должна была помнить, что такая же картина хранится в Русском музее.
Еще Васильев (на фото) не верит в то, что картину Баснер принес гражданин Эстонии Михаил Аронсон, как она изначально заявляла ему и продолжает заявлять следствию. По версии Васильева, Аронсон реально в деле не участвовал, а выполнил постфактум роль фиктивного персонажа. Деньги за картину, как полагает Васильев, взяла Елена Баснер, за вычетом той суммы, которая отошла Леониду Шумакову (предположитеьно $50 тысяч).
«Баснер придумала провенанс от начала до конца, сообщила о картине совершенно ложную информацию. И продала подделку за 250 тысяч долларов. И неизвестно куда спрятала деньги», – утверждает Васильев в интервью Online812.ru.
Необходимо при этом вспомнить, что Елена Баснер не просто специалист № 1 в вопросах русского авангарда, которого приглашают читать лекции во все столицы мира, автор многочисленных монографий и рецензий (кстати, в настоящее время в Амстердаме проходит выставка Харджиева, вступительная статья в каталоге также принадлежит перу знаменитого искусствоведа), писала «Фонтанка».
«Баснер – своего рода наш петербургский символ, провозглашенный культурной столицей», – утверждало издание. – Не Никита Михалков, конечно, ведь у нас на севере и «труба пониже, и дым пожиже», а все же родилась Елена Баснер внутри самой настоящей культурной элиты. Там не только высокие потолки в просторной квартире с дубовыми буфетами. В гостях у ее отца засиживался Дмитрий Шостакович и другие, ставшие сегодня нашими «греческими богами»».
«Елена Баснер стала неотъемлемой частью петербургского духа с его обязательным кодексом поведения. Таких всегда мало. Среди них историк Лев Лурье, арт-критик Александр Боровский и те, кого читатель вспомнит сам. Баснер – фигура, без которой и в «шахматы» сыграть нельзя, и создание мифа хромает. Вставлена в среду как в раму. Фактически она сама в себе несет клеймо качества».
Важно отметить: Русский музей официально не является фигурантом уголовного дела о продаже Еленой Баснер, его бывшей сотрудницей, фальшивой работы Бориса Григорьева, пишет «Новая газета». Но в процессе допроса сотрудников музея суд уже выяснил, что они далеко не всегда соблюдали правила и инструкции, привлекали к сугубо внутренним действиям посторонних лиц, использовали имя музея в частных коммерческих интересах. Слова сотрудников, может быть, и не делают музей подозреваемым в причастности к манипуляциям с фальшивками, но явно влияют на его репутацию.
Сергей Сирро, заведующий отделом технологических исследований ГРМ В ходе допроса в суде Сергей Владимирович сообщил, что специалисты музея нередко выдавали некие частные заключения на картины, которые позволяли их владельцам потом продавать эти работы. Сергею Сирро предъявили аналогичное "частное мнение" – неофициальное экспертное заключение, на котором стоит его подпись, а также еще двух его коллег по музею. И тогда Сергей Владимирович подробно рассказал, что он и его коллеги многократно выдавали "частные заключения", что обычно на них ставилась печать отдела кадров Русского музея для подтверждения подписей, что каждое заключение стоило 10 тысяч рублей и что деньги шли напрямую сотрудникам, минуя кассу. Иногда такие заключения делались на бланках музея, иногда нет. По словам Сирро, он помнит, что выдал 15–20 таких заключений, а всего, как он считает, специалисты ГРМ с 2000 года выдали 150–200 подобных неофициальных экспертиз.