FLB: В интернете в разделе «Стройматериалы» были выставлены на продажу исторические чугунные балясины из дома Лермонтова в Петербурге
"На прошлой неделе петербургская пресса сообщила об удивительном частном объявлении, размещённом на сайте Avito в разделе «Стройматериалы»: «XIX век. Балясины из дома 61 по Садовой улице, который раньше принадлежал князю Шаховскому. В этом доме жил М. Ю. Лермонтов в 1836—1837 годах».
Всего на продажу оказались выставлены 41 балясина для ступенек, семь для площадки и несколько столбов. Цена за каждую балясину — три тыс. рублей, за каждый столб — тысяча рублей. Таким образом, «предприниматели» собирались заработать на продаже балясин 151 тыс. рублей.
На сайте был указан и телефон продавцов. На звонок журналиста «Карповки» ответила женщина (видимо, Ольга) и сообщила, что всю партию балясин уже собираются купить за более высокую цену — пять тыс. рублей за штуку. Покупатель должен подъехать завтра. На вопрос о происхождении антикварных элементов перил женщина сообщила, что балясины достались им «чисто случайно».
Справили юбилей поэта, а теперь его дом можно и употребить по кусочкам, отметила «Новая газета в СП-б». К вечеру того же дня, когда сообщения об этом интересном предложении разлетелись по СМИ, объявление с портала исчезло.
НОВЫЙ ХОЗЯИН ЗАТЕЯЛ ЕВРОРЕМОНТ
После появления на сайте «Авито» объявления о продаже балясин из дома Лермонтова на Садовой улице общественное движение «Живой город» направило заявление в полицию с просьбой провести проверку, пишет «Карповка». Вечером наряд полиции прибыл в дом на Садовой улице, 61.
На верхних этажах действительно были обнаружены свежие спилы. На нижних этажах балясины остались целы. Однако с памятника, как выяснилось, также снимаются решетки и водосточные трубы. А Накануне, по словам опрошенных активистами очевидцев, из здания вывозились перила.
Градозащитник поделился некоторыми собственными наблюдениями и с «Новой газетой»: «На объекте я застал людей, которые, совершенно ничего не опасаясь, тут орудовали и даже не прятались от моей фотокамеры. Они говорили, что действуют по распоряжению жилконторы – и, похоже, были уверены в том, что им нечего опасаться. Одеты они были обычно, никакой униформы или спецовок».
Аналогичную версию представляют и записавшие объяснения продавца радийщики: «Да нет, это всё согласовано с ЖКХ. То есть у дома появился новый хозяин, он решил перепланировку сделать полностью – выломать и по-своему всё переделать. А это нам отдал. Нам привез мужчина, который составлял договор с ЖКХ, он подрядился там, ему отдают всё, что из металла. Он работает на ЖКХ, это все согласовано с ними».
По словам продавца, новый хозяин здания решил перестроить дом под гостиницу и «выкинуть все потроха», заменив балясины на новые. О каком «новом хозяине» исторического памятника идёт речь?
Дом № 61 на Садовой улице, являющийся региональным памятником, был признан аварийным и расселен, пишет «Карповка». В ноябре прошлого года администрация Мариинского театра объявила о своем желании реконструировать бывший жилой дом под гостиницу. В отеле предполагалось размещать приглашенных исполнителей, постановщиков, гостей театра после проведения капитальной реставрации здания.
Если учесть, что договор о намерениях готовился к подписанию с вполне конкретным лицом – господином Гергиевым, а зачистки приготовляемых к «приспособлению» зданий нередко упреждают получение требуемого пакета разрешительной документации, версия о данной дирижерской палочкой отмашке не представляется столь уж неправдоподобной, полагает «Новая».
Однако не стоит спешить с выводами. Правоохранительным органам ещё только предстоит узнать, по чьему распоряжению «урезали» лестничные марши в доме Лермонтова.
КОМПЛЕКС МЕР ОТ КГИОП
В КГИОП (Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) об очередных неприятностях с объектом культурного наследия традиционно узнали последними – от журналистов, также отмечает «Новая». Сначала пообещали разобраться, через несколько часов уведомили о принятом «комплексе мер».
Комплекс этот, согласно данным пресс-службой ведомства разъяснениям, «включает в себя установку правообладателя дома (дом находится в процессе передачи в государственную собственность), выезд с составлением соответствующего акта о пропаже имущества и дальнейшие действия». Утрата чугунных стоек лестничных ограждений была комитетом зафиксирована 31 марта.
Проблема в том, что здание это, имеющее статус памятника, многие годы охранялось вовсе не государством, а рядовыми градозащитниками во главе с Дарьей Васильевой, пишет «Новая». Именно они на протяжении нескольких лет следили, чтобы в расселенное и брошенное здание не проникали чужаки и потенциальные поджигатели, вели переписку с безответственными чиновниками из ответственных за судьбу дома ведомств и третьего числа каждого месяца проводили возле его стен поэтические чтения, вновь и вновь водружая самодельную мемориальную доску (официальную, установленную в 1962 году, сняли в 2006-м и передали на хранение в Музей городской скульптуры).
Как отмечает «Фонтанка», КГИОП «неоднократно обращался в администрацию Адмиралтейского района и КУГИ по вопросу определения пользователя указанного объекта», но точной информацией о том, кто таковым является, комитет, как выяснилось, так и не владеет.
СУДЬБА ДОМА НА САДОВОЙ
В этом доме великий русский поэт Михаил Лермонтов жил в 1836—1837 годах, напоминает «Карповка». Здесь были написаны такие всем известные произведения, как «Смерть поэта», «Бородино», «Демон», «Герой нашего времени». 20 февраля 1837 года в своей квартире Михаил Юрьевич Лермонтов был взят под арест по делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским», после чего в марте 1837 года выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
Мемориальная табличка на доме исчезла со здания несколько лет назад под предлогом аварийности фасада. С тех пор, как отмечают градозащитники, ее никто не видел, несмотря на соответствующие запросы в комитет по охране памятников. Два года назад — 27 июля 2013 года (в годовщину гибели великого поэта) —табличка вновь появилась на стене дома благодаря градозащитникам и группе художников Zoa Art. «Пусть хотя бы один день (сколько продержится на фасаде наша работа) люди вспомнят, что здесь жил Лермонтов», — рассудили организаторы акции.
Что до балясин, то год назад они были отнесены к предмету охраны здания — памятника регионального значения, объясняет «Фонтанка». По итогам проверки ведомство направило в МВД и прокуратуру заявления о преступлении, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия», статьей 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия». Максимальное наказание по этим статьям – наложение штрафа в размере до 3 млн рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.
Кстати, продавцы исторического имущества были обнаружены достаточно оперативно. Балясины находились у них дома на Московском проспекте. Вопрос с мерой ответственности будет решен после того, как стоимость урона оценит комитет по охране памятников. Однако можем ли мы быть уверены, что в следующий раз рядовые градозащитники успеют предотвратить распродажу исторического наследия?
Да и чего, в самом деле, только не найдешь на самом большом в России сайте объявлений – даже государственные награды, правилами сайта запрещённые к продаже. Агентство FLB уже писало о свободно распродаваемых «наградных часах от Президента Владимира Владимировича Путина»."