Глеб Павловский: "На Грузии надо будет обкатать реальную практику коалиционного взаимодействия России с США"
"Президент Фонда эффективной политики комментирует Стране.Ru ситуацию, сложившуюся вокруг Панкисского ущелья, проведения антитеррористической операции и возможности объединения усилий России и США в борьбе с боевиками вблизи российско-грузинской границы.
- Как вы относитесь к принципиальной возможности военного участия США в разрешении критической ситуации, сложившейся в районе российско-грузинской границы со стороны Грузии, то есть - в Панкисском ущелье?
- Давайте не забывать об основе подхода к таким вопросам: война есть война. Удары в спину действующей армии со стороны Панкиси Россия чувствует как минимум с 1999 года. Сегодня война с террором стала глобальной, и зона узаконенного террора в Грузии - всего лишь одна из законных потенциальных целей антитеррористической коалиции. Чем Грузия хуже Афганистана или Филиппин?
- Считает ли так сама Грузия?
- Мнение ее правительства обязательно следует учесть при планировании и нанесении ударов. Но оно не может стать определяющим из-за некомпетентности, которую проявляет ее национальная администрация. Я еще в сентябре замечал, что Шеварднадзе будет разыгрывать партию пакистанского генерала Мушаррафа. Но правда в том, что из него вышел никудышный Мушарраф - Карачи хоть контролирует свою территорию и своих экстремистов, а Тбилиси нет. Важнейший элемент террористической механики - это некомпетентные суверенитеты, в теле и под крышей которых плодятся территориальные базы террора, системы его финансирования и человеческого воспроизводства. Черноморский треугольник нестабильности абсолютно нетерпим в перспективе намечающегося военно-политического урегулирования на Ближнем Востоке. Он характерен обилием некомпетентных суверенитетов и самопровозглашенных государств. Неполный контроль над происходящим непременно ведет к гнездованию в этих местах сетевых международных структур, а вслед за ними в дело вмешиваются сперва региональные, а за ними великие державы.
- Может быть, вопрос лучше решать в рамках систем коллективной безопасности СНГ?
- Во-первых, международный терроризм как глобальное сетевое образование не помещается в рамках СНГ. Теперь это понимают и в Европе, и в США. Во-вторых, для коллективной безопасности нужны партнеры с очерченными полномочиями и контролируемыми ими зонами интересов. Сегодняшняя же Грузия, увы, сама по себе "коллектив" из собственных регионов; одна из американских экспертов как-то назвала модель ее государственности "малой империей". Но это империя без императора и даже без простого административно-полицейского контроля. Слово "регионы" скрадывает устойчивые полусуверенные образования, некоторые из которых - зоны теневого контроля, колледжи и питомники террористов разного толка. Именно Кавказ вслед за Палестиной, и даже раньше, чем Афганистан, стал экспериментальной зоной современного террора.
- В каком смысле "экспериментальной"?
- Как полигон комбинирования удобных человеческих, финансовых, религиозных и информационных факторов для нанесения максимального вреда цивилизованным обществам. Здесь не просто укрываются боевики - здесь обучается их молодежное пополнение, которое с детства растят в культе "Калашникова", пока матери демонстрируют напоказ с плакатами на английском языке, которого не понимают. Весь этот реквизит давно известен по Палестине. Ичкерийское сообщество использовало реальную неполноту компетентности московских властей 90-х годов для создания плацдарма вооружения, воспроизводства живой силы, включая моральную и религиозную легитимацию и - что важно - агрессивного распространения войны вовне. Но вовне - это значит и регион Черного моря. Здесь Россию отделяет от Ирака только Турция.
- В чем наши собственные интересы?
- Для России важно проследить за ситуацией в черноморском "горячем треугольнике": Кавказ - Крым - Молдова. Как и в сентябре, мы видим очередную вспышку дестабилизации во всех точках черноморского треугольника. И здесь, как и повсюду в мире, она связана с некомпетентными суверенитетами. Ошибки молдовского правительства Воронина не извиняют румынских интриг против Кишинева. Румыния оказывает постоянное давление на восточных соседей, на Кишинев и на Украину, вплоть до прямых территориальных претензий. Только совместная позиция России и НАТО, я полагаю, окончательно оградит суверенитет Молдовы и покончит с притязаниями румын на украинский о. Змеиный.
Совершенно очевидно, что обострение в Крыму имеет ту же самую природу: предвыборная дестабилизация в крайней форме, попытку которой мы пережили в 1999 году. Раскачка ситуации в Крыму - часть стратегии дестабилизации Украины с конечной задачей - превратить крупнейшую страну Европы в еще один "некомпетентный суверенитет" для создания масштабного повода для прямого вмешательства в украинские дела.
Кстати, я противник популярного мифа, будто за всякой попыткой дестабилизации на Востоке надо искать уши Запада. Механика, увы, другая: безопасностью на постсоветском пространстве торгуют, но это чаще рынок продавца, чем покупателя. Предложение практически всегда исходит изнутри, это инициатива тех или иных безответственных политических кругов, которые не находят для себя легальной демократической перспективы. Так в Тбилиси, так потенциально и в Кишиневе, и в Киеве. С той разницей, что если в Киеве и в Кишиневе национал-радикалы рвутся к рычагам президентской власти, то в Тбилиси они ее обороняют от конкурентов по распродаже Родины. Цена повсюду одна - распад страны. Кстати, не надо думать, что с предложениями обращаются только к Западу. Зондаж со стороны националистов идет постоянно: попытки купить для себя поддержку России в регионах российского влияния - в обмен на госсобственность в будущем и якобы "российскую ориентацию" тоже в будущем. Получить от Кремля мандат, какой некогда вытребовал себе Шеварднадзе, не прочь и Рух, и крымские татары. Неполный суверенитет возникает именно при его распродаже изнутри.
Что самое опасное на Украине? Превращение государства в сумму регионов по грузинскому образцу, с распадом общенациональных систем контроля, которые, как мы помним по истории с Ту-154, и без того слабы. А вот этого уже ни Москва, ни Европа допускать не смеет.
- Но разве Европа не гарантировала стабильность на Украине?
- Не более, чем стабильность на Кавказе. Европа сегодня пока не готова и не может вести войну с террором. Европа еще обдумывает свою собственную антитеррористическую стратегию. Я не сомневаюсь, что она ее выработает, Европа вообще долго и обстоятельно запрягает, но - еще раз - на войне никого не ждут. Заметьте - первый же взрыв в Италии вместо принятия соответствующих антитеррористических мер породил бурю межпартийных обвинений. Можно ли вообразить в такой ситуации какие-либо гарантии ЕС на Востоке? Увы, это пока наша - и американцев - головная боль. Особенно накануне неизбежного общего урегулирования на Ближнем Востоке, включая Палестину и Ирак.
- А то, что обещал Пауэлл Иванову - неучастие сил США в каких-либо операциях на территории Грузии?
- Это две разные линии взаимодействия: Буш - Путин и Игорь Иванов - Колин Пауэлл. Не исключено, что это даже разные подходы к международным делам. Впрочем, со временем эти различия постепенно будут смягчаться.
- А что может купить Россия в "магазине" антитеррористической коалиции?
- Безопасность. Точнее, если хотите - неуязвимость. Целью, ценностью для нас, если угодно, является неуязвимость в ближайшие годы, а не сам по себе союз с НАТО. Америка, всесильная, вроде, Америка оказалась уязвима и ведет глобальную дорогостоящую войну за неуязвимость. Россия сегодня - в ее нынешнем состоянии - уязвима хотя и меньше Америки, но больше Европы. Россия уязвима, и никому у нас это не нравится. НАТО, кстати, также не сделает нас автоматически неуязвимыми.
Надо понять, что на войне никого не ждут - во всяком случае, не ждут дольше, чем это позволяет обстановка. Разумеется, американцев устроило бы, если б Россия провела блиц-урегулирование в Панкиси своими вооруженными силами. Тем более, что в таком случае вся ответственность за возникший отсюда гигантский международный скандал также легла бы на Путина. Поскольку этого не делаем мы, а это должно быть сделано - жди американцев. И так будет впредь. На Грузии вот и надо будет обкатать реальную практику коалиционного взаимодействия России с США.
С каждым ударом Америки по нашим врагам получаем долю безопасности и выигрываем жизни наших солдат - и время для собственного перевооружения. Эту фору надо всякий раз немедленно использовать, быстро конвертируя в необходимые внутренние и внешние решения. Вместо этого отставные московские генералы с экспертами всякий раз при виде американцев поднимают ненатуральные вопли по свистку, как демонстрантки-беженки в Панкиси.
"