«Видео убрали. 26 сентября я вернулся в Прагу. Меня пригласили и сообщили, что мое место было сокращено. «Радио Свобода» определенно и очевидно превратилась исключительно в инструмент американской пропаганды»
" Просто журналист
ANDREJ BABICKIJ | FOTO: RADEK KALHOUS, LIDOVÉ NOVINY
"2 сентября 2014 года я снял на видео эксгумацию четырех тел - двух гражданских и двух повстанцев. По свидетельству местных, это были вовсе не ополченцы, а простые жители деревни Новосветловка. Их убили украинские добровольцы из батальона "Айдар".
Я это не стал комментировать, просто записал на камеру и отправил в молдавскую редакцию "Свободы". Видео вывесили на сайт. В этот момент с националистами, которые сидят в украинской редакции "Свободы", случилась истерика. Был ужасный скандал", - рассказывает журналист.
В последние месяцы Бабицкий работает независимым журналистом на украинском Донбассе. Его жена — уроженка Крыма, так что супруги проводят там много времени, пишут InoSMI . Интервью после увольнения было взято чешским изданием "Lidovky" по skype.
По сути, это интервью – разгон иллюзий журналиста о свободе на «Свободе». Но вместе с тем это и независимый взгляд на происходящее. Профессиональный взгляд.
«Видео убрали. 26 сентября я вернулся в Прагу. Меня пригласили и сообщили, что мое место было сокращено. «Радио Свобода» определенно и очевидно превратилась исключительно в инструмент американской пропаганды », отвечает Андрей Бабицкий в интервью по поводу скандала.
Тем, кто знает работы Бабицкого, известно, что долгое время журналист был противником России. Убежденный либерал, бывший пиарщик Шамиля Басаева, специалист по ваххабизму и, как говорят, «антикремлевец». Но стоило ему проявить профессиональный и человеческий долг – ретранслировать увиденное, и к тому же поддержать присоединение Крыма к России, как «Свобода» отказалась от его слова.
И как профессионал, Бабицкий просто говорит о том, что видит. Не может молчать! Безусловно, с высоты своего понимания, по-прежнему антисоветского. Однако для «Свободы» вдруг неудобно стало признавать тот факт, как говорит журналист, «что несколько недель назад организация GfK Ukraine, а это немецкая социологическая служба, а не российская, опубликовала показательное исследование, согласно которому, 93% жителей Крыма довольны присоединением полуострова к России. Они просто хотят жить в этом государстве. 93%! Я не воспринимаю присоединение Крыма, как утверждают некоторые западные коллеги, как восстановление СССР. Напротив. Это продолжение распада того образования. Это советский режим создал странные, неестественные и исторически необоснованные границы, поделил территории на разные области и республики, которые были совершенно искусственны. А теперь все понемногу возвращается на круги своя . Но это еще не конец. Процесс распада коммунистической гидры будет продолжаться».
В интервью Андрей говорит: « Я рад, что по прошествии 23 лет Россия наконец-то реально помогла своим соотечественникам. Что она избавилась от позорного страха сделать что-то в интересах своего народа. Ведь и в Средней Азии давно проживает масса русских, и их очень притесняют...»
«В первую очередь, право, включая международное право, - это не императив. Такие понятия, как целостность и невмешательство не могут восприниматься как абсолютные приказы. Да, это хорошие категории, когда на горизонте нет конфликта, и все работает. Но если одна группа унижает другую, притесняет ее, угрожает и оспаривает ее основные права, то эти принципы перестают работать. Это не пустые слова: мы имеем право бороться за свои права. Если бы это было не так, то это лишало бы людей возможности восстать, бороться, совершить даже, скажем, революцию, решить, с кем и в каком государстве жить. Суверенитет и целостность — это не константные императивы », - говорит журналист.
И самое простое наблюдение дает основание говорить Бабицкому о том, что «Украина уже разделилась фактически на две части. Если охарактеризовать каждую из них по идеологическому принципу, то одна поддерживает исключительно национальное государство, а вторая является продолжательницей традиций многонациональной идеи при формировании государства. Вероятно, вы понимаете, кого я подразумеваю под националистическим крылом.
Поэтому мне удивительно, какую ошибку совершают западные либералы, протягивая руку помощи украинскому национализму. Более того, на глазах у либеральной Европы Украина превращается в жесткую диктатуру с выраженной националистической ориентацией. США же повторяют ту же самую ошибку, которую совершили с СССР: Америка думает, что можно поддерживать кого-то очень плохого в борьбе против того, кто еще хуже. Но это всегда будет заканчиваться одним: плохой выступит в итоге против Америки самой».
При этом Бабицкий продолжает открыто высказывать свое отношение к современной России, говоря, что «в ней по-прежнему много советского. Прежде всего, очень сложная ситуация со свободными СМИ, со свободным потоком информации. Усиливаются антизападные настроения, крепнет крайняя конспирология, идет охота на предателей Родины, ограничен ряд гражданских свобод и пр. Но на Украине по всем пунктам ситуация намного хуже».
Учитывая истерию, которую в течение года нагнетают многие европейские, американские и украинские СМИ, вслед за политиками, относительно истории с Крымом, журналист четко формулирует то, что некоторым по ту сторону очень не хочется озвучивать: «Крым избежал кровавой драмы, которой не избежал Донбасс. На полуострове было 20 тыс. украинских военных, и могло случиться так, что какой-нибудь дебил в Киеве дал бы отмашку «Старт!» Тогда в дело бы пошла и тяжелая артиллерия, и Крым был бы полностью уничтожен».
И в подтверждение своих слов, снимая все инсинуации, Андрей заключает: « Вы доверяете мне как журналисту? Если да, то вдумайтесь — за последние 10 лет я был в Крыму 13 раз, я провожу там каждое лето, и с этой позиции я говорю вам — идите со своими сомнениями к черту ».
Цена свободы слова
Андрей Бабицкий — один из лучших военных корреспондентов, работающих на постсоветском пространстве. Он стал известен, прежде всего, после серии репортажей из Чечни, которая сыграла в его жизни почти решающую роль. В 2000 году он был задержан российскими cпецслужбами, которые якобы передали его чеченцам по его же собственной просьбе в обмен на российских пленных. Так предваряют ставшее хитом Интернета интервью журналиста InoSMI .
Если без ханжества, то Андрея Бабицкого в России люто ненавидели, продолжает журналист «КП» Дмитрий Стешин. И этим он серьезно выбивался из ряда других прозападных журналистов-русофобов, сторонников Ичкерии и ваххабизма, работающих в Чечне во время Первой и Второй кампании. Но Андрей переплюнул всех своей легендарной фразой:
«Надо сказать, что чеченцы перерезают горло солдатам не потому, что они садисты и испытывают склонность к какому-то особо жестокому отношению к солдатам, но просто таким образом они пытаются сделать войну более выпуклой, зримой, яркой, достучаться до общественного мнения, объяснить, что действительно идет война, война страшная, жестокая...» .
Эту фразу запомнили все, и она не осталась без последствий. В конце января 2000 года его якобы задержали в Грозном сотрудники прокуратуры Чечни и через несколько недель обменяли боевикам на пленных офицеров и солдат РФ. Около месяца вся либеральная общественность «искала» Бабицкого в форме такого стандартного перформанса с плакатиками.
Истерия «поисков» нагнеталась постепенно, пока не зажила своей собственной жизнью, не имеющей ничего общего с судьбой журналиста. Так как журналист работал на радиостанции, финансируемой Конгрессом США, его историю тут же вплели в сложную геополитическую игру, в которой имелся и визит Мадлен Олбрайт в Москву, и задержанный в Персидском заливе американскими ВМФ мирный танкер «Волгонефть»...
В итоге, Андрей Маратович вместе с семьей покинул Россию и обосновался в Праге, где находится штаб-квартира «Радио Свобода». Много лет он занимался «северокавказским сектором» радиовещания, пока в Крыму не случилась «русская весна». Андрей Бабицкий, как ни странно ее поддержал, и у него, как говорится, «начались проблемы на работе» - на месяц его отстранили от эфира. Учитывая, что место его работы называется «Свобода», от этих известий просто рвало крышу. На этот раз либеральная общественность не стала за него заступаться, хотя это был, на мой взгляд, прекрасный повод поучить американцев свободе слова, основам журналистики и вообще задать вопрос самим себе: «За что боролись?» и «С кем вместе боролись»?
Второго апреля 2014 года было опубликовано сообщение о том, что Андрей Бабицкий был временно отстранен от работы на «Радио Свобода», российской версии радио Radio Free Europe, созданного американским Конгрессом. Кроме того, Бабицкий был уволен с места шеф-редактора сайта «Эхо Кавказа», который входит в корпорацию Radio Free Europe.
« Я не пишу о Крыме: в этом вопросе я полностью согласен с тезисами Владимира Путина о том, что у России было абсолютное право взять население полуострова под свою защиту », - написал Бабицкий и продолжил, критикуя политику Путина в отношении его оппонентов, а также призывая уважать свободу слова.
В сентябре 2014 года он был окончательно уволен из американской корпорации, отмечают InoSMI .
Это не корпоративизм, это опыт
Журналист «КП» Дмитрий Стешин рассказал о том, как Бабицкий обратился к нему за помощью в аккредитации в Славянске, которую так и не удалось сделать, о чем журналист жалеет.
«Увольнение Андрея Бабицкого — прямое доказательство этому. Ведь что такое радио "Свобода"? Это никакое не средство массовой информации, это финансирующийся Конгрессом США пропагандистский инструмент для донесения до тех, кто его еще слушает, точки зрения этого самого Конгресса США. А с точки зрения США свободная и демократическая Украина противостоит международной агрессии, а трупы убитых украинскими националистами мирных жителей в эту концепцию вовсе не вписываются. И поэтому их в эфире быть не должно.
Андрей Бабицкий оказался в плену своих иллюзий, продолжает Кононенко. Он, видимо, полагал, что работает в свободном СМИ, и забыл о соблюдении субординации. Ну что же, теперь ему придется найти себе издание посвободнее, чем радио "Свобода".
И ладно бы эти попытки скрыть то, что на самом деле происходит на юго-востоке, были успешны. Но нет, они безуспешны. Просто потому, что в современном мире, когда у каждого в кармане лежит телефон с двумя камерами, ничего скрыть невозможно. Ты можешь сколько угодно говорить о том, что под Донецком воюет русская армия, но пока ты не покажешь видео с русской армией, тебе никто не поверит. Ты можешь сколько угодно утверждать, что малазийский "Боинг" был сбит ополченцами из установки "Бук", но как ты тогда объяснишь, что за все эти месяцы не нашлось ни одного видео, на котором летит эта ракета?
«Почему нынешние киевские власти так упорно борются с журналистами? – задается вопросом Кононенко . - Да потому что им есть, что скрывать. Ведь то, что они называют антитеррористической операцией, есть не что иное, как война против собственных граждан, а такую войну лучше проводить в условиях скрытности.
По словам Кононенко, только в таком «режиме тишины» можно успешно вести войну против населения Юго-Востока, рассказывая всему миру, что идет «антитеррористическая операция», добавляет LifeNews .
Только при отсутствии реальной информации можно рассказывать про борьбу с террористами и сепаратистами, а не о бомбардировках мирных жителей, которые хотят самоопределения. И в подобных условиях журналисты становятся твоими врагами.
«Честно» и «без цензуры» - и это именно то, что, как мы видим, «Свобода» совершенно не любит и не приветствует, пишет на страницах Politonline Аля Пустова. Вполне естественно, что любой сюжет, выбивающийся из определенных функциями рамок, должен быть изъят, а «ошибившийся» в выборе информации журналист - наказан. Что и произошло с Бабицким. И если первый «промах» ему простили, то второй стал последним. Ибо нет и не может быть свободы там, где главное не интересы какого-то там «гражданского общества» в какой-то далекой и чужой стране. И те, кого нанимают ради обличения «кровавого режима» с вполне определенной целью подавить, подмять под себя, под свои интересы эту далекую и сопротивляющуюся страну, должны вполне четко понимать, что цензура, постоянная и неусыпная, будет висеть над ними «дамокловым мечом», готовым опуститься на голову в любую минуту.
В этой связи очень показательна история, произошедшая с мужем записной либералки Ксении Лариной, когда-то приглашенным на пост директора русской службы этого самого свободного «Радио «Свобода» и спустя полгода изгнанный оттуда:
«За прошедшие полгода я узнала о нравах и стиле жизни самой свободной радиостанции очень много удивительного.
За гуманистическим фасадом пантеона свободы, демократии и защиты прав человека, как за нарисованным очагом в каморке папы Карло, скрывается чудесная страна. В этой стране борцы за свободу круглосуточно пишут друг на друга доносы самого гнусного содержания, разбирают на общих собраниях персональные дела, неустанно плетут друг против друга интриги, стараются изо всех сил понравиться соглядатаям, которых американское руководство расставило везде, как красные флажки, пишет Пустова.
Кто первый донесет какую-нибудь гнусность на соседа - того и тапки. Разговаривать в редакции на темы работы с ними невозможно - они прикладывают палец к губам, в ужасе вращают глазами, и говорят леденящим шепотом - «Я тебе потом все расскажу».
Свобода - это именно то, что невозможно найти на «Радио «Свобода». И история с Бабицким это подтвердила еще раз.
***
LifeNews напоминает, что 18 марта представитель СБУ Маркиян Лубкивский сообщил, что с территории Украины выдворено 100 журналистов из России. Украинские силовики традиционно обвиняют сотрудников российских СМИ в деятельности, «опасной для территориальной целостности Украины». "
- бизнесмен, миллиардер. Избран президентом Украины 25 мая 2014 года). По последним оценкам Forbes (март 2014), он занимает 7-е место среди украинских богачей (состояние — $1,3 млрд). Прихожанин Украинской православной церкви Московского Патриархата.