FLB напоминает о «достижениях» московского департамента культуры – разгромленных музеях, разрушенных театрах, уничтожаемых ДК и библиотеках
"За последние дни Сергей Капков, недавно покинувший пост главы столичного департамента культуры, раздал немалое количество интервью – «Ведомостям», «Коммерсанту», «Известиям», «Эху», «Снобу»... в сознании москвичей важно чётко закрепить, кого они потеряли.
Отец московской интеллигенции даже выступил с лекцией в Московской высшей школе социальных и экономических наук, заявив ни много ни мало: – …Главное, что мы сделали, — нашли московскую идентичность. Мы точно знаем, как у нас принято и как не принято.
О том, что именно составляет московскую идентичность, Капков разъяснил, отвечая на весьма характерный вопрос журналисту «Сноба»:
– А вам что ближе — митболы или георгиевская ленточка?
– Я уже своей жизнью доказал, что я люблю фалафель (жареные бобовые шарики – FLB) и митболы (тоже шарики, только мясные – американизированные подобие тефтелей – FLB), но и ленточку я на себя могу надеть, как символ истории моей страны, нашей родины, – смело ответил Капков.
Впрочем, тут же неожиданно пожаловался на жизнь, огласив причину своего ухода: – Мне предлагают надеть ленточку и ничего не дают делать, а еще отняли фалафель, отняли митболы, а другого ничего не дали, и присылают людей, требующих чуть ли не моего физического уничтожения, у которых в одной руке Библия, а в другой — стакан с виски. И они мне проповедуют, как мне надо жить...
Однако жаловаться экс-главнокомандующему московской культурой грешно, ведь на «фалафель и митболы» (или, иначе говоря, на имидж Сергея Капкова) в последние годы были пущены сотни миллионов долларов. Вспомним хотя бы километр Крымской набережной, благоустройство которой обошлось городу в 2 млрд рублей – $60 000 за метр. В материале «Самая дорогая набережная мира» агентство FLB подробно рассказывало о том, что конкретно было сделано за эту астрономическую сумму.
«Вот это главная история про Капкова, – также отмечает в своём FB журналист и аналитик Леонид Бершидский, публикуя маленькую, но любопытную таблицу. – Вы видите, на что ушли эти деньги? В Риме и Париже прекрасно видно их в разы меньшие инвестиции; их результаты – понятны и радуют. А в Москве полмиллиарда евро – видно?»
В комментариях к посту на Бершидского, поднявшего голос на святое, тут же накинулись толпы возмущённых, для которых капковская Москва является культурной столицей мира. Напомним же им о «достижениях», благодаря которым Капкову удалось стать иконой московских хипстеров. Их список, озвученный FLB в 2013 году в материале «Казалось бы, при чем тут Капков?..» поистине огромен (в тот момент впервые зловещей угрозой прозвучало сообщение о том, что Сергей Капков может покинуть облагодетельствованных им «сирот»).
«Достижения» распределены по рубрикам под условными названиями «Разрушенные музеи», «Разгромленные театры», «Уничтожаемые ДК и библиотеки», «Общественные пространства как символ развращения Москвы».
Предварим рубрики маленьким отступлением. В интервью журналу «Сноб» Сергей Капков на примере истории реконструкции Парка Горького знакомит нас с собственной методикой перекраивания культурного пространства Москвы.
Как выяснилось, парк делался не для миллионов жителей столицы, а для одного человека – Сергея Семёновича Собянина (которому, как подразумевается, нужно было смягчить своё вхождение на московский престол). А потому подход к разработке и утверждению проектов максимально упрощён.
«Меня зовут, когда всё плохо, – объясняет Капков. – Так было и с парком Горького: «Нарисуй нам проект, нам надо центральный парк города». Я что, специалист в этом вопросе? Нет. У меня просто хороший слух. Я хожу за Ценципером, спрашиваю, что тут нужно делать...»
Послушав Илью Цинципера (основатель журнала «Афиша» и Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»), Сергей Капков летит в Лондон и в Стокгольм – посмотреть, как у них там.
«И еще я умею найти людей, которые могут всё красиво нарисовать. Принес презентацию. Все на нее, как Буратино на азбуку: «О! А можно это сделать?» — «Можно». — «А сколько денег? Сколько времени? А директор есть? Нет? Ну давай ты будешь!..»
В тексте, представленном ниже, читатель сможет убедиться: действительно, назначения Капкова проходили именно таким образом.
КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ КАПКОВ?..
Недавнее сообщение о том, что Сергей Капков больше не будет руководить культурой Москвы, привело в ужас всю столичную прогрессивную общественность. Какая без него может быть культура?
«… Всё хорошее, что за эти годы случилось в городе с парками, музеями, театрами — заслуга Капкова и той команды, на которую он в городе опирался, пишет на сайте «Эха Москвы» «отец Рунета» Антон Носик. – А разрушить всю ту хрупкую иллюзию Европы, которую Сергею Александровичу удалось соорудить в культурном пространстве столицы — дело считанных месяцев... Достаточно вспомнить, как лихо и без напряжения местные власти растоптали и уничтожили пермский культурный проект». С уходом Капкова, по мнению Носика, рушится всё и «… так же сами по себе лезут во власть из нафталинового сумрака прошляки-сталинисты».
«Места, который раньше были похожи на чудовищный «совок», вдруг зажили, в них пришла публика, всё «вздохнуло», – делится с корреспондентом «АиФ»Кирилл Серебренников, режиссер бывшего театра им. Н.В.Гоголя, ныне «Гоголь-центра». С уходом Капкова, говоря словами Серебренникова, исчезает последний шанс превратить нашу «Нигерию» в их «Швейцарию».
«Капков — …единственный адекватный человек во власти, – уверен театральный режиссер Константин Богомолов. – Если вместо Капкова назначат какого-нибудь дебила, то надо будет выходить на улицы — но не с тем, чтобы назначили обратно Капкова, а с тем, чтобы этой власти просто дать по голове чем-нибудь тупым, чтобы она окочурилась уже наконец».
Именно деятельность Сергея Капкова принесла обывателям светлое ощущение перемен к лучшему в городе. А в среде продвинутой молодежи почти аксиомой стало мнение, что все положительные изменения – это его заслуга.
Правда, отчего-то там и сям раздаются и голоса недовольных. Но что с них взять – ретрограды и мещане, «поколение дожития», говоря словами свободолюбивой Божены Курицыной.
СПРАВКА FLB: Бывший политтехнолог, вице-губернатор Чукотки, глава Национальной академии футбола, а главное – менеджер, доверенное лицо и протеже Романа Абрамовича, Сергей Капков в 2011 году совершил внезапный рывок в карьере. Вспомним любопытное: ведь это именно ему после выборов 2007 года передал свой мандат Владимир Путин, занимавший в то время пост президента. И что сделал депутат Капков? Путинский мандат… он променял на пост директора парка Горького. Назначение удивительным образом совпало с желанием Дарьи Жуковой, гражданской жены Абрамовича, получить в парке помещение для принадлежащего ей центра современного искусства «Гараж» – под руководством Капкова парк срочно начинают избавлять от «совковости». А уже через полгода он возглавляет столичный департамент культуры и начинает все активнее переделывать город.
Двух лет оказалось достаточно, чтобы впереди замаячило кресло вице-мэра. Правда, есть версия, что планы у Капкова куда амбициознее. Поговаривают, что акция актуального искусства Pussy Riot возникла как раз в тот момент, когда из Кремля ушел Сурков, и освободилось хорошее место – требовался человек, который мыслит нелинейно. Того, кто устроил пусей, так и не обнаружили, но к примеру, протодиакон Андрей Кураев уверен: за этой акцией стоит Капков энд Ко, которые просто хотели доказать собственную креативность.
Трудно не заметить, с какой интенсивностью ставленник Абрамовича изменяет культурную ментальность столицы, бросая на это огромные ресурсы. В новую же ментальность не вписываются ни Маяковский, ни Булгаков, ни Рубцов, ни патриотический Музей авиации, ни дух российских библиотек, ни наивная сказочность «совковых» детских театров…
Культурным символом столицы при бывшем депутате от «Единой России» становятся растущие как грибы после дождя «Музеи современного искусства» – именно о причастных к ним сказал Михаил Шемякин: «Я рисую и леплю, а они писают и какают».
В то время как покровитель Капкова вкладывает сотни миллионов в Хёрстов, Фройдов и Бэконов, его протеже переформатирует московскую (читай, русскую) культуру на деньги государственные.
Но перейдем к «достижениям».
РАЗРУШЕННЫЕ МУЗЕИ
Музей Маяковского
15 сентября возле легендарного музея Маяковского на Лубянке прошли прощальные чтения. Отныне музей закрыт – «на реконструкцию». Сотрудники (кстати, большей частью молодые люди, на удивление не похожие на ретроградов) отчего-то не верят, что после некоего непонятного ремонта музей будет восстановлен в прежнем виде.
Вопрос о необходимости ремонта коммуникаций музейщики подняли сами еще в 2010 году. Знали бы они, чем это обернется… Ведь их музей – совершенно необычный. Его экспозиция состоит из множества сложнейших конструкций, разбирать которые немыслимо – не восстановишь. Как когда-то писал архитектурный критик Григорий Ревзин: «Это единственный в мире музей про то, как поэзия трансформирует физическое пространство».
В концепции, предложенной музейщиками, конструкции затрагивать не предполагалось. Все работы, предваряемые обмерами экспозиции и её тщательной технической фотофиксацией, должны были проводиться под неусыпным контролем авторов проекта (в первую очередь, художника Е.А.Амаспюра).
Однако в 2012 году дело принимает совсем иной оборот. Неожиданно департамент культуры объявляет о том, что в 2013 году, в год 120-летия со дня рождения поэта, музей решено закрыть на капремонт с полным или частичным демонтажом экспозиции. Далее спешно смещают с должности директора музея и одного из ее создателей Светлану Стрижневу. А на ее место ставят креатуру Капкова – как пишет «ЭГ», «сомнительную особу, изгнанную когда-то из Пушкинского музея за профнепригодность».
Как мы увидим дальше, этот метод, граничащий с практикой рейдерских захватов, за последние два года Департаментом культуры отработан на «отлично».
Сотрудник музея Тарас Поляков своём манифесте «Кто и как гробит музей Маяковского» назвал заместителя Капкова Екатерину Проничеву и нового директора Надежду Морозову «новыми геростратами», сравнивая их с «женщинами Сердюкова». Чем же последняя так не устроила сотрудников?
«Она не музейщик, – объясняет свою позицию научный сотрудник музея Маяковского Марина Краснова в интервью изданию «Русская планета», – у нее свое представление о том, как тут все должно быть устроено. Но она не понимает, что у современной экспозиции единая концепция: нельзя что-то взять, убрать и сделать подиум для показа мод, как она хочет или открыть вместо части экспозиции кафе, наставить мультимедийных экранов, видеопроекторов и так далее… У нее не было никаких своих выставочных проектов… Она пришла к нам из Пушкинского музея, она работник фондов, ушла она оттуда со скандалом, в сети выложена на нее не очень хорошая характеристика из Пушкинского…».
Кстати, характеристику на Надежду Морозову из Пушкинского музея официально запросила бывший директор Светлана Стрижнева. В ней написано, что у Морозовой было огромное количество взысканий, и что она уволена за систематическое нарушение трудовой и хранительской дисциплины. По некоторым данным, Надежда Морозова даже находилась в судебной тяжбе с ГМИИ им. Пушкина (сама она это отрицает).
Впрочем, не суть, главное – то, что предложения опытных сотрудников по организации реконструкции отчего-то пролетали мимо ушей высшего начальства. Никаких надежных гарантий сохранения музея сотрудники до последнего так и не получили, если не считать периодических заявлений Капкова в прессе о том, что «музею Маяковского ничего не грозит, кроме изношенных коммуникаций».
К настоящему моменту ситуация такова: музей закрыт, демонтаж экспозиции – произведения искусства и национального достояния – рассматривается как дело решённое, её фотофиксация при этом не произведена, экспертная комиссия по наблюдению за ходом ремонта не создана. Зато запущен активный процесс разгона сотрудников: к примеру, полностью уничтожены отдел экспозиции и отдел библиотеки (кстати, в момент, когда они так необходимы – сейчас пакуются и перевозятся ценнейшие книги, фонды). Остальным предлагают на время реконструкции – до 2015 года – «читать лекции» (где, как?...)
Музейщики боролись и надеялись, стремясь наладить диалог с главой департамента: «С пятого раза С.А. Капков до нас всё-таки дошел… да не один, а со всей свитой, как король положения, ей-богу, – пишет в ЖЖ одна из сотрудниц. – Комментировать эту встречу никак не хочется, потому что это просто какой-то культурный позор: эта манера общаться, речевые обороты, вождение пальцами по экрану телефона, пока к тебе обращаются, пассажи из серии «а что вы ещё хотите со мной обсудить? ну давайте вот цвет стен в зале обсудим». И главная проблема, что и правда обсудить-то и нечего. На все волнующие вопросы ответ, вот честно, один: «Не знаю». И утритесь». Посему как пришел господин Капков, так и удалился, напоследок назвав сотрудников «склочными бабами».
Приказ о закрытии музея от них скрывали до последнего – показали только 16 сентября. «Ну что, Департамент не лишен чувства юмора, – пишет сотрудница музея. – Приказ издан в пятницу 13-го и идет за номером 666. Вот нам всем и «тринадцатый апостол» Маяковского».
Однако в тот же день на сайте департамента культуры появилась неожиданная информация, призванная развеять опасения чрезмерно нервных граждан. Суть ее в том, что все будет хорошо. Вероятно, после этого весь трагизм прощания сотрудников с родным музеем должен выглядеть как проявление профессиональной фобии.
Смущает одно: однажды господин Познер в своей передаче задал Сергею Капкову немудреный вопрос – часто ли ему приходится говорить неправду? «Иногда. По работе», – ответил Капков. А ну как это тот самый случай?..
Одно из предположений еще 18 января высказал в "МК" журналист Станислав Белковский: «Истинный замысел лично мне ясен как божий день. Подруга Романа Абрамовича Дарья Жукова вроде как коллекционирует современное искусство. И у нее есть для этого целая галерея «Гараж», расположенная в Марьиной роще. Но это как-то далековато от центра нашей Москвы. Поэтому желательно иметь филиал «Гаража» в самом козырном месте. А лучшего места, чем музей Владимира Владимировича, в непосредственной близости от эпицентра государственной безопасности не найти… Пришло время Маяковского уничтожить. Потому что такой кусок недвижимости в центре Москвы слишком дорого стоит. Во всех смыслах… Его утилизируют напоследок. После нефтяной, газовой и металлургической отраслей».
Верить ли, нет, но кто его знает – чего не сделаешь для любимой женщины хозяина?
«20 февраля 2013 г. за «круглым столом» в Департаменте культуры сотрудникам было объявлено, что музей будет закрыт на реконструкцию. При этом подтверждающие необходимость реконструкции документы им не представили – сроки, виды работ им неизвестны.
Справа – Валентина Дименко
Из открытого письма сотрудников музея Президенту В.В. Путину:
Новый директор А.А. Раков был представлен 15 февраля 2013 г. куратором музея от Департамента культуры, заведующим Отделом музейно-выставочной работы А.В. Горяновым, назначен по совместительству, не имея никакого опыта музейной работы и опыта руководящей работы, не имея отношения к Булгакову…
Назначению нового директора предшествовали следующие события. За месяц до истечения срока директорства В.Ф. Дименко, 17 января 2013 г. (четверг, в 11-00, в музее нерабочее время), представитель руководителя Департамента культуры С.А. Капкова, угрозами и шантажом в адрес В.Ф. Дименко требовал написать заявления по «собственному желанию» в т.ч., о её уходе с поста директора, а также об уходе двух сотрудников – кассира и оператора (последняя на 6-ом месяце беременности)…В случае непринятия условий – угрозы ОПЯТЬ устроить В.Ф. Дименко прокурорскую проверку… на этот раз с приписыванием экономических нарушений. Ранее проверка Межрайонной Пресненской Прокуратурой никаких нарушений не выявила.
Все было высказано в ультимативной форме. Заявления об уходе всех троих было предложено оставить в Департаменте культуры на проходной у охранника. По поводу данного инцидента было направлено письмо куратору музея в Департаменте культуры, заведующему Отделом музейно-выставочной работы А.В. Горянову. Была назначена срочная встреча с первым заместителем руководителя Департамента культуры Е.В. Проничевой, где В.Ф. Дименко (меценат, руководитель и один из создателей музея – ред.) получила для подписания уведомление о расторжении текущего трудового договора и устное обещание возвращения на предыдущую должность – заместителя директора по общим вопросам.
Это что за правовой беспредел, инициированный Департаментом культуры? Почему, несмотря на то, что помощники С.А. Капкова никогда не подписывают никаких документов, тем не менее, все их желания и требования волшебным образом вскоре превращаются в приказы, уведомления, трудовые договоры и прочие правовые акты, подписанные руководителем Департамента культуры Москвы С.А. Капковым?
Почему сегодня руководство Департамента культуры Москвы в лице С.А. Капкова активнейшим образом навязывает всей Москве пришлых людей «из ниоткуда» и обязательно с «грантовым» образованием и таким же сознанием? Что сделал товарищ Раков А.А., чтобы заслужить должность директора Музея М.А. Булгакова?... Почему изменениями занимаются опять не профессионалы, а дилетанты?..»
Говорят, в музее теперь будет здорово – видеомосты, проекторы, мультимедийные экраны. О содержательной стороне говорить опасаемся – видимо, нечто по креативу слишком масштабное, не возможное без исключительного беспредела по отношению к специалистам-булгаковедам, всецело отдающимся своему делу, без уничтожения основ и культурных традиций.
Музей Рубцова
Рубцовский культурно-просветительский центр был открыт в сентябре 2002 года и занимал часть площадей библиотеки № 95 ЦБС «Юго-Запад», арендовавшей их у РАН. Но библиотека закрылась, персонал был уволен, а дальнейшее существование музея оказалось под вопросом, пишет «Официальный портал Вологодской области».
«Москва как один из крупнейших бюджетных должников сейчас занята оптимизацией расходов, в том числе и в сфере культуры. И многие столичные музеи оказались сегодня на грани закрытия», – констатирует депутат Госдумы Вячеслав Позгалев.
Руководители музея прошли практически все столичные инстанции, но защитников Рубцова нашлось не много. «Ответ Министерства культуры меня удивил! Оказалось, что их не интересует творческое наследие поэта Рубцова, а волнуют лишь имущественные отношения с музеем», – отметил Вячеслав Позгалёв.
И только академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Анатолий Деревянко пообещал, что «музей будет сохранен, как структурное подразделение института Мировой литературы РАН», - написал в Twitter Вячеслав Позгалёв и поблагодарил всех, кто откликнулся на его просьбу о сохранении музейной экспозиции Николая Рубцова в Москве.
И что в итоге? «16 мая мы получили согласие на то, чтобы положительно решить вопрос по сохранению музея Рубцова в библиотеке Института мировой литературы – в помещении, собственником которого является РАН, – сообщает бывшая заведующая музеем Ольга Анашкина. – 17 мая музей был разрушен Управлением культуры Юго-Западного округа. Вся литературная экспозиция вывезена в неизвестном направлении, а нам было сказано, что мы уволены за прогулы».
Удивительно, как быстро капковская схема «модернизации» культуры в Москве была поставлена на поток.
Пушкинский музей
Ситуация в Пушкинском музее, казалось бы, отношения к главе московского департамента культуры иметь не может – музей-то федеральный. Если не учитывать, что Марина Лошак, в июле сменившая на должности директора ГМИИ им. Пушкина человека-легенду Ирину Александровну Антонову, – как есть креатура Капкова.
Теперь оказывается, что современное искусство надвигается на нас и в Пушкинском: отсутствие выставок современного «искусства» Лошак сразу обозначила как некую «лакуну в деятельности Пушкинского музея». «Куратор», «искусствовед», «знаток авангарда», протеже Капкова сразу заявила, что Пушкинский музей это «глубоко либеральное учреждение, чьи ценности идут внутри либерального коридора», а сама она намерена этот коридор расширять.
Отличительная черта всех капковских ставленников – чрезвычайная бесцеремонность: «Я не могу себе дать слишком много времени на раскачку… Я не знаю пока, какая там команда, но мне нужна будет команда современных и адекватных людей. Если придется расставаться с сотрудниками — значит, придется. Мне бы очень хотелось, чтобы … были живые люди, люди, у которых есть кураж делать современный музей… Нужно больше кураторских проектов».
Здесь и далее – выставка в музее, ранее возглавляемом назначенной директором ГМИИ им. Пушкина Мариной Лошак (Источник: pravdoiskatel77)
Мнение своей великой предшественницы Ирины Антоновой, ставшей президентом музея, новый директор умеет заворачивать слёту. «Ирина Александровна — сильный человек, не думаю, что ей будет легко сразу ощутить и принять то, что она уже тут не хозяйка», — сразу заявила Лошак. –«Так что тут нет вариантов — ей придется это осознать, а я буду стараться быть мягкой и с уважением все выслушивать».
«А в целом все это означает всего два слова, – пишет Борис Якеменко, являющийся членом Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия, – «Прощай, Пушкинский». Скоро там будет, где плюхнуться на пол, будет вай-фай и открытые окна… Будет, как в жилище зулуса, мазня и квадратики на стенах никому не известных, кроме Лошак, «классиков». Будут «инсталляции» и кучи гопников, которые моментально стянутся на запах… Захочется попкорна и потрындеть… Не будет одного – ощущения паузы в жизни, остановки в потоке времени, ощущения присутствия при таинстве вочеловечивания Божественной красоты».
Чудовищное концептуально-авангардное «искусство», – продолжает Якеменко, – потребует и чудовищной, компьютерной, расчеловеченной архитектуры, поэтому музейный квартал в Москве, задуманный Антоновой, станет очередным «торгово-развлекательным» кварталом Лошак, где можно пожрать и прошвырнуться.
Как быть, если совсем уничтожить великую культуру прошлого не получается (хотя её уже не назовешь её культурой настоящего)? Всё просто: надо размазать ее тонким слоем пополам с дерьмом под заезженной формулой «улучшение общественного пространства»: «Это ИХ революция. ОНИ называют это обновлением. Клика болтунов, невежд и воинствующих бездарностей».
Музей авиации
12 октября 2012 года на Ходынском поле начался снос авиатехники, стоявшей там на протяжении многих лет в составе экспозиции музея авиации. Это место известно многим москвичам за его возможность увидеть вживую и даже полазить по настоящим боевым истребителям и вертолетам. Раньше техника стояла огражденной забором с многочисленными дырками и сговорчивым охранником, постепенно покрываясь ржавчиной, и тем не менее пользуясь большой популярностью у московских обывателей. 12 октября всё началось без объявления войны.
У края площадки, со стороны ледового дворца стоит некий механизм, похожий на экскаватор. Вместо ковша у него – огромные гидравлические кусачки. На боку надпись «АвиаВторРесурс. Утилизация авиационной техники». Сомнений в его функциях у зрителей не возникло – рядом с машиной лежит куча металлических обломков и остатки двигателей вертолета.
«Я очень хорошо помню этот вертолет. – пишет наблюдатель. – Ми-26 – это настоящая громадина высотой с двухэтажный дом. Пару лет назал здесь же я лазил по его огромным лопастям, каждая из которых была шириной около метра. Сидеть на лопасти вертолета – это непередаваемое ощущение. Теперь всего этого нет.
Грустно… но уже в ноябре появилась информация, что на Ходынском поле построят большой торговый центр и Национальный музей авиации и космонавтики.
Михаил Шемякин делится впечатлением с «Порталом культурного наследия России»: «На недавней выставке в лондонской галерее Саатчи целый этаж заполнили двухметровыми фотографиями Бориса Михайлова, который снимает российское дно. На них запечатлены голые бомжи — в безобразных позах, обос...ные».
Согласитесь, площадей под такие зрелища в Москве не хватает.
Музей истории флота
12 июля 2013 «Свободная пресса» сообщила о том, что «под болтовню об усилении патриотического воспитания в Москве ликвидирован уникальный музей истории флота».
В канун Дня Военно-Морского флота, который страна отметила в последнее воскресенье июля, в Москве исчез один из самых необычных музейных комплексов столицы – мемориальная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (в классификации НАТО - «Tango»). Не один десяток лет прослужила она на Северном флоте. А в 2006 году обрела, как тогда казалось, вечную стоянку на берегу Химкинского водохранилища в парке «Северное Тушино». Администрация Юрия Лужкова отремонтировала уникальную субмарину и открыла в ней музей истории ВМФ России.
За год «Новосибирский комсомолец» посещало до 100 тысяч человек. Однако теперь «многие сотрудники уволены «по сокращению штатов». Лодка обесточена, экскурсионная работа прекращена… ».
Как можно было закрывать ТАКОЙ музей? – поражается капитан 1 ранга запаса, руководитель клуба моряков-подводников Игорь Курдин. – Ему ведь нет аналогов. Столько было сделано в свое время для его открытия, чуть ли не вся страна помогала...
─ Мне безумно жаль терять «Новосибирский комсомолец», - призналась «СП» заместитель главы администрации муниципального округа Северное Тушино Наталия Майорова. – Мы активно сотрудничали с этим уникальным музеем, радуясь, что находится он именно на нашей территории. Субмарина была центром притяжения для тех, кто приходит в парк, само собой – для школьников. На её борту, в её отсеках проходили уроки истории, а также встречи с ветеранами и с действующими моряками, в частности, родного для лодки Северного флота. Все любили этот корабль. Тем более что в Москве другого такого нет!
Вы спросите, при чём здесь Капков?..
РАЗГРОМЛЕННЫЕ ТЕАТРЫ
Театр Гоголя
Редкий москвич хотя бы краем уха не слышал о прошлогоднем скандале в Московском драматическом театре имени Гоголя. В августе 2012 года Сергей Капков привел сюда прогрессивного худрука Кирилла Серебренникова. Выдержав продолжительный конфликт с актерами старой труппы, активно воспротивившимися «силовым методам превращения театра в площадку для своеобразных экспериментов», Серебренников набрал близких ему по духу артистов.
Кстати, актер «Центра драматургии и режиссуры» Александр Сомов припоминает любопытный момент: съемочная группа канала «Москва-24» приехала к Кириллу Серебреникову, чтобы задать вопросы об увольнениях артистов театра Гоголя, до этого объехав еще пару бушующих театров. Открытый и прозрачный, как все креативные люди, Серебренников прервал съемку и позвонил Капкову. Капков перезвонил в «Москву-24» – репортаж в эфир не пошёл.
Сегодня «ретрограды и бездельники» заклеймены, эксперименты идут полным ходом, «Серебренников превратил непопулярный театр в современный Гоголь-центр», пишут «Московские новости». Теперь никаких проблем нет, кроме той, что для многих само имя любимца Капкова Серебренникова, «называемого лидером современного театрального процесса» – это предвестник культурной изжоги.
Неутомимо реакционная газета «Завтра» назойливо и скрупулёзно подсчитывает достижения современного мастера.
«На сцене МХТ, одного из самых известных театров Москвы, возглавляемого О. Табаковым, идет упомянутая постановка Серебренникова «Человек-подушка». Спектакль о том, как некий сказочный герой по имени Человек-подушка приходит к детям и подстрекает их к самоубийству: подсовывает баночку с таблетками, показывает, как натянуть на голову полиэтиленовый пакет. Но одна девочка не поддается на его уговоры. И очень зря, потому что вскоре в отсутствие мамы ее начинает насиловать какой-то мужчина. И жизнь девочки становится столь печальной, что однажды она решает-таки внять доброму сказочному советчику и кончает с собой. Для усиления эффекта на сцене появляется реальная девочка 8 лет, облитая (надеемся, бутафорской) кровью и символически распятая на кресте…»
«Спектакль «Пластилин». С него Серебренников начал свое восхождение. Герой пьесы — мальчик 14 лет, изнасилованный матерью и двумя мужчинами.
В «Полароидных снимках» явлено «органичное сочетание» некрофилии и педерастии, поскольку на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый.
В «Голой пионерке» (само название чего стоит!) фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой.
В спектакле «Отморозки» молодежь на сцене устраивает беспорядки, швыряет ограждения, пинает ОМОН и милиционера.
В спектакле «Клеопатра и Антоний» декорации изображают сцены совокуплений. В конце спектакля действие переносится в бесланскую школу».
Так вот зачем театр им. Гоголя был переименован в «Гоголь-центр»! – догадывается благодарный зритель. – «Что, ж-па во время спектакля на сцене голая? Ну так у нас и не театр, а центр, как вы не понимаете, мещане!»
Следует отметить, кстати, что основная аудитория Серебренникова, по его собственному признанию, дети и молодёжь.
—Сергей Александрович, вы способны признавать ошибки? – спросил Капкова в интервью журналист «МК». — Конечно. Работая, мы ошибаемся. — О чем пожалели в прошлом году? — Думаю, что с театром Гоголя можно было решить вопрос менее болезненно…
Интересно, о чем он пожалел в нынешнем? Если учесть, что в июле 2013 года спектакль Серебренникова «Человек-подушка» проверялся прокуратурой на наличие сцен педофилии, а постановка «Отморозки» — на призывы к революции.
Театр на Таганке
Актрису «Театра Содружества актеров Таганки» Лидию Сергеевну Фомину тревожит появление в их театре выпускников Школы театрального лидера, которую курирует заместитель Капкова Евгения Шерменева. Студенты, которых обучают корифеи типа Шерменевой и Серебренникова, раскрепощают школьников ролевыми играми, например: «Я беременна», «Я — гей» и т.п.
«Как указывается в аналитическом материале рабочей группы при Мосгордуме «Защитим культурное пространство» (представлен на видео ниже – Ред.), благодаря усилиям Шерменевой на сценах театров появились тренды (цитируем): «имитации сношений с мебелью; имитации долгих изнасилований; пачканья экскрементами; самоубийства всех видов; резания себя ножами, пускание крови, избиение и протыкание булавками (реальное); облитые кровью актеры; несовершеннолетние дети в постановках извращенцев… грязное использование крестов и икон – был спектакль, где святой лик испачкали экскрементами, ну и, разумеется, невероятная матерщина…
Создаётся впечатление, что сейчас под видом современного искусства в Москве проталкиваются интересы людей с педофильскими наклонностями, имеющих отношение к богеме. К сожалению, об этом мало кто знает или просто не придает значения. Это (педофилию) называют теперь просто подростковой сексуальностью и сделали дискуссионной темой… и всё это на государственные деньги».
Театров, где это можно увидеть, по данным рабочей группы, в одной только Москве уже около 20».
Невольно возникает вопрос: почему же Капков покровительствует людям с прямо-таки патологическими влечениями к теме насилия (в том числе, над детьми) и вкладывает государственные средства в пропаганду разврата?
Выступление секретаря рабочей группы при Мосгордуме «В защиту культурного пространства» Екатерины Зайковой о том, что скрывается за понятием «современное альтернативное искусство», которому покровительствуют чиновники Департамента культуры
У Лидии Фоминой есть и другое наблюдение: за полгода в Школе театрального лидера ускоренно готовят менеджеров по культуре, которые затем «расставляются» по театрам: «Идет рейдерский захват лучших помещений города, где находятся театры. Завтра мы и наши дети останемся без театра и без культуры».
Центр драматургии и режиссуры
20 января 2013 года в Москве прошел согласованный с властями митинг «Против политики Департамента культуры столицы в области репертуарных театров и других учреждений культуры».
Здесь можно посмотреть выступление артиста Александра Александровича Сомова и его коллег, в частности: «Директор не выплачивал зарплату артистам. Она начислялась, но не выплачивалась. Пока дело не дошло до прокуратуры...»
Ситуация, конечно, вопиющая. А что предпринимает заместитель Сергея Капкова, уже известная нам своими эстетическими пристрастиями куратор театров Евгения Борисовна Шерменева?
Всё правильно: Евгения Борисовна, как рассказывает Сомов, снимает директора «Центра драматургии и режиссуры», за которым числятся финансовые нарушения, и назначает туда своего человека. Своему человеку она дает поручение выводить штатных артистов из штата, заключать с ними разовые договора – то же самое, что и в остальных театрах, ничего нового. А предыдущего – «проштрафившегося» – директора она… просит взять себе в заместители.
«К сожалению, мы столкнулись с тем, что очень часто творческие проекты, очень модные на территории Москвы, зачастую просто-напросто прикрывают очень серьезные финансовые нарушения...» , – говорит Сомов.
Детские театры
«Департамент культуры – это не только тактика «разделяй и властвуй», но еще практика «сливай и уничтожай», – считает Марина Грибанова, художественный руководитель Московского театра детской книги «Волшебная лампа». –
Возможно, не все знают: в Москве сейчас сливают воедино шесть совершенно разных детских театров. Пока они уничтожаются юридически, но через небольшое время они перестанут существовать и физически. Это все авторские театры, театры для детей… это – идеологический терроризм...»
Теперь все шесть театров должны подчиняться одной (разумеется, навязанной департаментом) дирекции – по всей видимости, из Школы театрального лидера Шерменевой. Зачем нам нужны фиктивные менеджеры? – поражается Грибанова.
«Это для того, чтобы ваша жизнь была лучше, еще краше. У вас все будет здорово. Мы вас оптимизируем, и вы будете работать в полном объеме, как до того», – отвечают ей и её коллегам Шерменева и Капков.
В переводе на человеческий язык это означает, что отныне о этой дирекции будут зависеть все назначения, утверждение репертуара. И бонус – распределение финансовых потоков будут проходить через одни и только одни умелые руки.
И что любопытно: оказывается, такая «оптимизация» тоже влетит столице в копеечку. Стоимость увольнения сотрудников детских театров обойдется московскому бюджету приблизительно в 15 миллионов рублей.
«Мы требуем привлечения Капкова к уголовной ответственности!»
В апреле 2012 года Сергей Капков представил труппе театра Ермоловой нового худрука – Олега Меньшикова. Казалось бы, тут нет причин для недовольства, и всё-таки…
Наталья Кузнецова, актриса «Театра Ермоловой»: – Нами размахивают как флагом, что у нас не было конфликтов, у нас все прекрасно... На самом деле произошла любопытная вещь. Ведь театр – это две доминанты: это зритель и актеры. Вот именно эти две доминанты страдают сейчас наибольшим образом. У нас разросся административный аппарат, мы теряем своего зрителя, который привык ходить к нам на наш репертуар, на ту стоимость билетов, за которую они привыкли покупать. Мы теряем этих и не очень приобретаем новых...
И так повсеместно: актеры жалуются – нет никакой обратной связи между ними и департаментом, между актерами и руководством, невозможно понять финансовую составляющую – они не допущены в бухгалтерию, не имеют ни малейшего права повлиять даже на репертуар… А с новыми поправками в Трудовой кодекс, предполагающими отныне обязательную переаттестацию творческих сотрудников, они превращаются и вовсе в людей беспредельно зависимых.
Генеральный директор-продюсер «Русской оперной компании» Любовь Глазкова: «…Понятно, что руководство Комитета по культуре выполняет абсолютно ясный социальный заказ. …Работать с Комитетом по культуре не конструктивно и сейчас практически невозможно...»
На майском круглом столе в Мосгордуме «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы», предложения от деятелей культуры звучали жесткие:
«В связи с создавшейся ситуацией мы сегодня требуем, чтобы Московская городская Дума, поставила вопрос о состоятельности работы Капкова, о вынесении ему недоверия и привлечении его к уголовной ответственности за те незаконные действия, которые допускает Департамент культуры».
Ситуация с культурой в Москве похожа на тлеющий торфяник, замечают участники круглого стола. Достаточно вспомнить лето 2010-го... Будем ждать, пока полыхнёт? Пока дышать станет совсем невозможно?..
УНИЧТОЖАЕМЫЕ ДК И БИБЛИОТЕКИ
В октябре 2012 года культурному фонду «Артхроника», номинировавшему Пуссей на премию Кандинского (между прочим, с призовым фондом 40 тысяч евро), департамент культуры то ли подарил, то ли отдал в безводмездное пользование ДК «Ударник» – 900 кв. м на Болотной, метро «Полянка». В ознаменование открытия новой площадки первым делом там были выставлены иконы Богородицы в извращенном виде.
А ДК «ЗИЛ» (теперь Культурный центр «ЗИЛ») в 2012 году возглавила еще один партийный кадр с «Винзавода» Елена Зеленцова (на фото вместе с Сергеем Капковым – в апреле 2013 года была назначена на пост замглавы департамента культуры Москвы). Департамент выбрал это помещение в качестве пилотной площадки для программы реконструкции городских ДК. Как пишет пресса, «ЗИЛ» быстро стал «современным центром досуга с мастер-классами, детскими кружками и городским лагерем».
Свою деятельность, рассказывают журналисты газеты «Вестник» Ирина Медведева и Татьяна Шишова, Зеленцова начала с заявления, что современному искусству «абсолютно необходимо держаться в стороне от двух вещей: политики и религии». Под политикой она, судя по всему, понимает поддержку Путина, а религия, от которой Зеленцова призывает дистанцироваться, это, естественно, Православие. «Толпы батюшек», оказывается, норовили в ДК ЗИЛ «осенить тебя крестным знамением и окропить помещение»... Ужас-ужас!
Поэтому Зеленцова, как пишет «Вестник», в первую очередь отменила Рождественский и Пасхальный фестивали, помножила на ноль ансамбль «Жемчужинка», вызывающий у нее идиосинкразию: «Когда я прихожу в какое-то ДК на окраине, а там сидят фольклорный ансамбль «Калинка-малинка» и народный хор «Ай-люли», у меня появляется вопрос: а почему именно они?»
Действительно, почему? В XXI веке детям надо помочь стать «более свободными, открытыми, гибкими, подготовленными к жизни в сложном постиндустриальном мире». Видимо, в рамках такой подготовки вместо всяких «Ай-люли» в КЦ прошел «День открытых миров», посвященный детско-подростковым субкультурам (пронизанным, между прочим, духом окультно-религиозного течения «Нью-Эйдж», но такая религиозность нового директора не смутила).
Как указывает Екатерина Зайкова, секретарь рабочей группы при Мосгордуме «Защитим культурное пространство», на фестивале «между детьми ходила Белоснежка с разодранной шеей и торчащим мясом (браво гримёру), в фойе стояла каталка с «трупом», с которым детям предлагали фотографироваться, и проводилась эта акция 4 ноября, в День независимости.
Остались библиотеки. Их в Москве 440.
Чиновник Сергей Капков также объявил о намерении провести реорганизацию морально устаревших муниципальных библиотек. Давно назревшее рациональное решение: давно пора покончить с этим пережитком прошлого.
Вариант реформирования, к которому более всего сейчас склоняются в правительстве, выглядит так: половина бумажных фондов библиотек — в макулатуру, пишут «Вечерние новости». Причем библиотека сама будет решать, что убрать, а что оставить. Конечно, книги не пропадут бесследно, а будут переведены в электронный вид. Вторым пунктом идет более глубокая и мощная компьютеризация библиотек, включающая и выделение средств на сканирование уничтожаемых бумажных носителей. Читатель по-прежнему сможет бесплатно получить книгу или газету, но на флэшке.
На освободившихся в результате этой хирургической операции площадях библиотеки смогут оказывать платные услуги. Такое право им будет дано аналогично тому, как оно было дано школам. Под платными услугами понимается не создание вместо библиотеки стриптиз-бара, а услуги по профилю культуры.
Вопрос в другом — а что там должно быть? – задается вопросом Spletnik.ru. «Медиацентры»? Как-то уныло.... Кончится тем, что там будут распределяться реклама электробытовых приборов и агитационные материалы «Единой России».
Лекционные программы и «встречи с читателями»? Но где ж вы найдете столько лекторов, чтоб на все библиотеки и регулярно, и бесплатно. Представьте себе, вот некая центральная диспетчерская распределяет писателей — так, сегодня Татьяна Устинова выезжает на встречи в Бутово, а Захар Прилепин — на Остоженку… Книжные клубы? Звучит неплохо, но что это значит на самом деле? Читательские конференции? Новогодние елки по «литературным» мотивам? Вечера классической музыки?
А нельзя просто нормальные библиотеки сделать? – наивно спрашивают некоторые. – Обеспечить их новыми поступлениями, поднять зарплаты сотрудникам? Честно признать, что единственное достоинство библиотек — бесплатные книги для всех плюс опыт и энтузиазм значительного числа сотрудников?
В Америке, к примеру, районные библиотеки – довольно популярные места, с бесплатным интернетом, журналами, удобным залом, где можно посидеть почитать. Правда, основные посетители – пенсионеры.
Но наверное, это слишком просто.
Вот, например, очередной протеже Капкова Борис Куприянов – владелец культового для продвинутой молодёжи книжного магазина «Фаланстер», а ныне к тому же замдиректора Московского библиотечного центра и идеолог реформирования столичных библиотек – тот мыслит креативно.
Среди новых веяний — стремление сделать библиотеки «более открытыми и доступными», «расширить пространство», выписать «Афишу», GQ, Esquire, убрать, в конце концов, этот несносный «день читайки» и многие другие вещи, близкие по духу современному человеку.
Примерно об этом Куприянов рассказывал коллегам и на дне «Открытой библиотеки» в Новой Голландии, пишет в «Огонёк»-Ъ Дмитрий Губин: «..Поначалу все шло хорошо – слушали, смеялись. Но когда Куприянов начал говорить о деньгах, я вздрогнул, предчувствуя грозу. А когда он заговорил о том, что в Москве закупками книг занимались пять сотен человек в 48 отделах комплектаций, а их заменили восемью в одном отделе и стали экономить от 15% до 35% только благодаря переходу на оптовые цены, я втянул голову в плечи. И точно! Одна замечательная девушка в очках, притворявшаяся слушательницей, оказалась библиотекарем. И она сказала, что библиотечная реформа, да. Но им в этом году деньги дали позже на полгода, да. И что Куприянов реформирует, да. А деньги, может, где прокручиваются, нет?»
И Куприянов взорвался. Он сказал, что его обвинили в воровстве, и он требует извинений. Но девушка продолжала про свое. Тогда Куприянов, взвившись подстреленным оленем, бросился прочь». Но, как вы понимаете, осадочек остался.
Напомним: под началом Сергея Капкова ещё остаются 88 театров, 61 музей, 27 выставочных залов и галерей, 440 библиотек и 93 дворца культуры
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СИМВОЛ РАЗВРАЩЕНИЯ МОСКВЫ
Московский Зоопарк
Креативная революция добралась до Московского зоопарка. Началось с того, что ещё один реформатор Антон Кульбаческий, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, хотел перенести зоопарк за город. Однако общественность восстала. И тогда Сергей Капков решил сделать из него новый Парк Горького.
Вот приходит хипстер в Московский зоопарк, – так описывает зарождение этой идеи издание Besttoday . – Понятное дело – сразу к котикам. Сфотографировал, запостить не смог – вайфая нет. К слону пошел – пахнет ужасно. Долго искал жирафа – не нашел, навигация не от Лебедева. Поесть нечего – вокруг одни чебуреки, хот-доги, пончики – ни тебе лапши в коробочке, ни спринг роллов. Не зачекинился. Ушел расстроенный, на фейсбуке из дома написал: совок, нечего там делать.
Но Сергей Капков – эксперт по превращению гопников в хипстеров – точно знает, как и слона заставить Муджуса любить: урбанем и ребрендим.
Даже странно повторяться: разумеется, на пост директора был выбран «эффективный менеджер», до этого к зоопаркам отношения не имеющий. Наталья Колобова – выпускница МАИ по специальности «прикладная математика», до зоопарка 19 лет проработала в банковской сфере. Признавалась, что сама была удивлена предложению его возглавить.
А за разработку свежей концепции почему-то взялась ещё одна протеже Капкова – психолог и владелец частной языковой школы Юлия Десятникова, отвечающая за то, чтобы всё было как в Лондоне и Нью-Йорке.
«По сравнению с ведущими мировыми зоопарками наш тянет ну в крайнем случае на 1970-е годы прошлого века, – говорила Десятникова, называющая себя «психологом модернизации». Элементарные для современности вещи, такие как компьютер, скайп, для многих сотрудников — пугающее откровение… Я очень надеюсь, что людей, разделяющих понимание необходимости перемен в зоопарке, ну хотя бы процентов тридцать».
И разумеется, вскоре посыпались увольнения. Однако уволенные, оказывается, успели освоить компьютер, и потому их голоса стали долетать до общественности.
Гораздо круче любой грязи – креатив, вырабатываемый новым руководством, утверждают некоторые в сети. Нехорошо получилось, например, идеей майского рок-концерта. Музыканты не удержались и сильно превысили уровень громкости, что вызвало большой стресс у многих животных и причинило им ощутимый вред.
Злые языки даже утверждают, что мероприятие обошлось МосЗоо слишком дорого: май - период гнездования у всех птиц и беременности у большинства млекопитающих. Послушав рок и рэп якобы все без исключения птицы снялись с гнёзд и разбили яйца, а у ряда самок млекопитающих произошли выкидыши. Впрочем, руководство эти сведения категорически опровергает.
Однако последствия другой потрясающей коммерческой идеи под названием «покорми жирафа» (взимание платы за восхождение на помост с пучком травы) опровергнуть трудно. Она привела к трагедии – помост обрушился. Пострадали 13 человек, в том числе 8-летний мальчик, попавший в реанимацию с переломом позвоночника.
«Платформа и кормежка жирафа изначально были абсолютно непозволительным аттракционом, – пишет человек, представляющийся сотрудником зоопарка. – И с точки зрения потенциального риска для психического здоровья животного, и с точки зрения опасности для жизни посетителей. Зоологи и специалисты по технике безопасности сразу предупредили об этом начальство (Колобову и коммерческого директора Акулову, которая была инициатором этого проекта).
Насколько я знаю, даже имеется соответствующая служебная записка (связанная именно с тем, что платформа не соответствует правилам техники безопасности). Но эту информацию новое руководство полностью проигнорировало, как оно игнорирует подавляющее большинство рекомендаций и комментариев опытных специалистов».
При смене руководства многие сотрудники зоопарка ожидали перемен к лучшему, однако в итоге столкнулись с гремучим котлом из самых разных отрицательных проявлений:
«Больше всего нас пугает совсем не желание «срубить бабла» на зоопарке, не снижение заработной платы многим сотрудникам и даже не массовые, в том числе и незаконные, увольнения... Нас волнует абсолютная некомпетентность нового руководства в том, что касается животных!
…При внедрении новых инициатив начальство даже не думает проконсультироваться или хотя бы поставить заранее в известность специалистов. И это ужасно, потому что имеет плачевные последствия. И для людей, и для животных.
Я наивно надеюсь,.. что руководство прислушается к нашим комментариям, проявит должное уважение и почувствует, что безнаказанность не может длиться вечно».
Итак, оказалось, что с велосипедистами и скейтерами разобраться куда проще чем с пингвинами и обезьянами: зоопарк это не просто «развлечение плюс прибыль», а прежде всего – наука.
Парки Москвы
Но если что и не отнимешь у Капкова, так это тему обустройства парков. По крайней мере, здесь его поклонники будут стоять до последнего, и даже недоброжелатели приутихнут. В парках, и правда, стало чище, веселее, креативнее!
Немного смущает, когда озвучивают цифры. Так, на благоустройство одних только набережных в Москве, по словам и.о. заместителя мэра Марата Хуснуллина, потратят в районе 100 млрд. рублей.
Для сравнения: на субсидии на жилье очередникам по итогам 2013 года Москва направит 12,5 млрд рублей. На детские дома-интернаты страна ежегодно выделяет 70 млрд рублей. На развитие здравоохранения в РФ до 2015 года отпущено 76 млрд, а на жилье для российских военных в 2013 году – 28 млрд рублей. На развитие сельских дорог из федерального бюджета в 2013 г. выделяют 7 млрд рублей, а в целом на развитие сел России в 2013 году будет направленно 42,2 миллиарда рублей.
Другими словами, деньги на развитие «общественных пространств» в Москве выделяются немалые. Но есть ли уверенность в том, что они будут потрачены эффективно – куда они будут направлены?
Например, на индивидуальные шрифты для «фирменного стиля», заказанные в одной из самых дорогих студий? Бесконечное количество однолетних цветов (по 350 тыс. руб. за цветник площадью примерно 40 кв. метров, которому предстоит погибнуть на следующий год? Рулоны газонов, которые каждый год приходится восстанавливать, потому что они вымерзают? Урны, лавочки и повсеместные экзотические деревья в кадках, цены на которые, случается, бывают завышена минимум в 10 раз ?
Или вот, например: Сергей Капков заявил, что в столице планируется посадить более тысячи черешен. Такое предложение, помнится, не вызвало бурного восторга даже у Собянина, вероятно, усомнившегося в «живучести» проекта – а растет ли в Москве черешня?..
Но в одном можно быть уверенным точно: с велосипедными дорожками и WiFi департамент культуры нас не подкачает (напомним, к концу года в ведение Сергея Капкова перейдет уже 75 зеленых зон, которые на радость жителям планируется благоустроить и оснастить бесплатным вайфаем).
Удивительно, но с деятельностью Сергея Капкова по обустройству парков согласны не все.
«... Хоть за Александровским садом смотрит АП. У кого есть время, сходите завтра к Боровицким воротам. Теперь ту часть сада курочат, – возмущаются москвичи на сайте «Наше наследие». Старинную любимую кривую сирень зачем-то проредили, боярышник шикарный обкорнали... непонятные огроменные ангары, скамейки словно с дач новых русских 90-х… и куда делся старинный фонтан?»
Парки становятся коммерческими проектами: монополизированный общепит, высокие цены. Парки становятся местом для бизнеса и отдыха. Только вот о культуре как-то забывается.
Именно отсутствие культуры в парках культуры вменяет Капкову Иосиф Кобзон: «… (раньше) в парках были раковины, летние театры; там по выходным играли духовые оркестры, и Министерство обороны с удовольствием шло на то, чтобы давать духовую музыку людям... Куда всё это делось, я спрашиваю? А мне показывают лишь статистику, что раньше в парки приходило 3 миллиона, а сейчас 11. Ну как же вам не стыдно называть эти цифры, когда у нас посещение парков бесплатное? Как их считали?..»
Действительно, трудно искать культуру там, где она ассоциируется с бесплатным вайфаем. Но, к несчастью, забывается в капковских парках не только о культуре, но и об экологии.
Биологи бъют тревогу и не называют перестройку в Нескучном саду иначе как экоцидом - планомерным уничтожением живой природы.
При прокладке и расширении велосипедных дорожек были подрублены корни деревьев. О том что в ходе работ производившихся неквалифицированными гастарбайтерами из Средней Азии многие деревья были серьёзно повреждены. Но это ещё мелочи!
Идёт планомерное уничтожение подлеска и естественного травяного покрытия, вместо которого завозится покрытие рулонное. Оно быстро пересыхает и требует постоянных вложений из бюджета, но главное, наши дети не могут сегодня увидеть, что за травы и цветы встречаются в нашей природе. А ведь не так давно в Нескучном саду даже встречался венерин башмачок – самая прекрасная из наших северных орхидей.
Основной недостаток искусственного подлеска по сравнению с естественным – то, что он не создаёт условий для поддержания биогеоценоза, не давая развиваться жизненно необходимым для выживания леса насекомым и микроорганизмам. Более того, благодаря быстрому пересыханию рулонных газонов корни деревьев лишаются естественной влаги и деревья гибнут…
Именно поэтому так сражаются сейчас жители Москвы за Воробьевы горы – естественный лес в городе – не желая отдать его на откуп предприимчивым разработчикам «общественных пространств».
«Мы возмущены очевидными попытками уничтожить уникальный природный объект, — говорит активистка из Раменок Лиза Кривцова. — То, как дирекция парка Горького использует территорию Нескучного сада: стелет рулонные газоны, вешает на деревья освещение и роет траншеи для коммуникаций в полуметре от стволов, — показывает полное пренебрежение задачами охраны естественного ландшафта и зеленых насаждений».
На Воробьевых горах можно увидеть 35 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу. Инспектор Российской зеленой лиги Наталья Белова считает, что только специалисты могут благоустроить природоохранную зону не в ущерб экосистеме: «Парки культуры и отдыха ориентированы на удобство посетителей, а здесь по закону приоритет должен отдаваться обитателям природного комплекса».
Представители московского правительства и Парка Горького сообщают, что статус ООПТ с заказника снят не будет, однако активисты не доверяют подобным заявлениям, ведь изначально решение передать заказник парку было принято приватно, без согласования с жителями и экспертами-экологами.
«Но даже если Воробьевы горы сохранят природоохранный статус, у парка Горького как юридического лица есть возможность проводить закрытые тендеры без публичного контроля. Могут расставить под деревьями диваны, палатки, банкоматы, и мы узнаем об этом постфактум. Засохнут деревья, исчезнут редкие виды растений — мы не сможем это предотвратить», – утверждает Наталья Белова.
Но бороться с этим трудно: парковую империю Капкова, считает Yopolis, сегодня можно сравнить с мощной госкорпорацией.
Здесь также возникают дочерние структуры – скажем, специально основанное департаментом культуры ГКУ «Мосгорпарк», в бюджет на реализацию госпрограммы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы» заложено 130 млрд рублей.
Как и госкорпорация, ведомство Капкова настаивает на законодательных исключениях. Внесена поправка в московский закон «Об особо охраняемых природных территориях», позволяющая заниматься на них не только природоохранной деятельностью, но и спортом, отдыхом и т.д.
В июле 2013 года утверждено положение, которое устанавливает право департамента самому решать, с кем он должен согласовывать размещение «объектов, не являющихся объектами капитального строительства». Это значит, что территории многих парков, имеющих историческую ценность, могут быть выведены из сферы контроля департамента культурного наследия.
И даже пиво! Вспомним – начиналась «парковая реформа» именно с громкого сноса пивных ларьков. Через две недели после введения запрета на продажу некрепких алкогольных напитков в помещениях менее 50 квадратных метров исключение было сделано именно для парков, подчиненных Департаменту культуры! Новое положение разрешает департаменту культуры заниматься вопросами торговли самостоятельно, не взаимодействуя с департаментом торговли и услуг.
А чем закончится дело на Воробьёвых горах, пока говорить рано. В Москве действует «право сильного».
«Эффективный менеджер – это я»
Именно так, скромно и с достоинством, недавно ответил Капков на выпад Навального. – За полтора года я доказал, что справляюсь с парками!»
Но что мы имеем в итоге? Незаметно уничтожается экологическая среда московских парков, а культурно-историческое наследие Москвы затирается, разрушается, подменяется повсеместными суррогатами – дорогими, зато весьма и весьма креативными, вызывающими бурный восторг у части горожан. Но как же быть с остальными, которые восторгов не разделяют?
«Здесь люди учатся, работают и живут, – пишут участники сайта «Наше наследие». – Повсеместно ставить круглосуточные лежаки для бездельников и круглосуточно изображать из себя массовиков-затейников – значит, поощрять бездельников и превращать их жизнь в жвачку».
Москва превращается в город-курорт – город бездумно и праздно шатающихся граждан, которые курсируют от места к месту, оснащенному вайфаем.
Выписка из «медицинской карты» сайта «Наше наследие»: «Капковская зараза – болезнь, стремительно распространяющаяся административным путём, а также с помощью подконтрольных и заразившихся сми. Приобрела форму эпидемии непрофессионализма, дурновкусия, невежества, праздности, псевдодеятельности, транжирства, гражданской глухоты и слепоты, и пр. Лечится, но очень долго и с трудом, чаще принудительно, путём воспитания и просвещения, реже – новых назначений... Источник заразы и метастазы должны быть подвержены изоляции с выдачей волчьего билета во избежание и нанесения более существенного вреда базису государственности».
И всё это – ради «хрупкой иллюзии Европы, которую Сергею Александровичу Капкову удалось соорудить в культурном пространстве столицы»?..
- министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Москвы, председатель правления фонда «Национальная академия футбола», вице-президент РФС по развитию, депутат Государственной думы РФ 4-го и 5-го созывов, бывший директор Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.