FLB: Скандальная утечка больше ударила по понятию «швейцарский банк», нежели по их клиентам. Российские вкладчики на 35 месте.
"
Очередная утечка банковских материалов, добытых участниками Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) скорее ударила по понятию «швейцарский банк», нежели по их клиентам. Дело в том, что ICIJ, порой, публикует сведения, которые если и могут кого-то удивить, то только тех, кто не особо вникает в актуальность обнародованных данных.
Журналисты Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) 9 февраля опубликовали итоговый отчет со сведениями о счетах в женевском отделении HSBC. В отчете упоминаются счета более чем 100 тысяч физических и юридических лиц из почти всех стран мира — на сумму более 100 миллиардов долларов – сообщает РИА Новости, которое изучило и перевело материалы ICIJ, презентованные на сайте консорциума. Как выяснилось, россияне лишь на 35-м месте по вкладам в женевском HSBC. Услугами «протекшего» швейцарского отделения банка воспользовались 740 человек, связанных с Россией. Они владели 1,56 тысячи банковских счетов на общую сумму около 1,7 миллиарда долларов.
Из 740 связанных с Россией клиентов лишь 30% обладали российским паспортом или были россиянами по происхождению. ICIJ напоминает при этом, что один клиент может быть связан с несколькими странами, а для примерно 20 тысяч клиентов связи не установлены вообще. Свыше 40% связанных с Россией счетов, отмечает агентство, номерные, когда вместо имени вкладчика счет идентифицируется по номеру, что обеспечивает максимальную конфиденциальность (в среднем по женевскому отделению HSBC эта цифра составляет более 35%.). Еще около 25% "российских" счетов открыты на офшорные компании (в среднем около 15%). Счета на физических лиц (самые прозрачные) составляют примерно 35% счетов (в среднем по отделению около 50%).
Касательно тех лиц, кого среди «номерных» клиентов банка все же удалось установить, были некоторые государственные служащие, а так же члены их семей. Газета "Ведомости" опубликовала выдержки из российского списка клиентов отделения банка HSBC в Женеве. Большинство тех, чьи комментарии изданию удалось получить, рассказали, что швейцарские счета уже закрыты, а если действуют — то помещенные на них деньги не связаны с госслужбой.
Среди российских вкладчиков "Ведомости" назвали экс-министра энергетики Петра Нидзельского, экс-главу Фонда соцстрахования Юрия Косарева, бывшую супругу замглавы Государственного таможенного комитета Ирину Шпагину, супругу главы отдела по защите гостайны в управделами Роскосмоса Татьяну Дегтярь, экс-министра госимущества и члена совдира "Газпрома" Фарита Газизуллина и Вадима Шеремета — сына бывшего зампреда правления "Газпрома" Вячеслава Шеремета.
Согласно опубликованным данным, наиболее крупное состояние среди них в женевском HSBC хранил Нидзельский. По данным газеты, после того как он покинул госслужбу в 2004 году, на счету принадлежавших ему компаний в 2006-2007 годах хранилось более 11 миллионов долларов. Получить его комментарий газете не удалось – цитирует газету РИА Новости.
Вадим Шеремет открыл счет в июле 2006 года, на нем были 10,4 миллиона долларов. Сам Шеремет сказал "Ведомостям", что владел таким счетом, но закрыл его "лет пять назад". Он уточнил, что работает с "полимерной продукцией" и этот счет "перестал быть ему нужен", а средства он "инвестировал" и "уже давно работает с российскими банками".
Шпагина, по данным клиентского списка, владела счетом на 4,1 миллиона долларов (данные за 2006-2007) — он был открыт в 2005 году, через год с лишним после того, как ее муж покинул госслужбу. Сама Шпагина рассказала "Ведомостям", что к тому времени они с супругом разошлись. В материалах банка Шпагина указана как основатель таможенного брокера "Компания Квота", причем между этим бизнесом и работой ее мужа, по словам Шпагиной, не было никакой связи.
По данным ICIJ, в списке находится и член совета директоров "Газпрома", бывший глава Мингосимущества Фарит Газизуллин. По данным "Ведомостей", он открыл счет в HSBC в конце 1990-х годов. На принадлежавшем ему счете в 2006-2007 годах находились 3,6 миллиона долларов. На вопросы издания, переданные через "Газпром" Газизуллин не ответил.
Дегтярь, согласно данным газеты, в 2005 году открыла счет, на котором в 2006-2007 годах были зафиксированы 1,2 миллиона рублей. Ее муж заявил "Ведомостям", что супруга уже перестала заниматься бизнесом и если такой счет существовал, то он был закрыт.
Косарев, по данным утечки, открыл счет в швейцарском банке в 2005 году, а хранились на нем около 2,5 миллионов долларов (данные на 2006-2007). Связаться с Косаревым "Ведомостям" не удалось.
Газета сообщила, что в HSBC также имели свои счета экс-президент "Роснефти" Сергей Богданчиков и бывший директор коммерческого департамента компании Николай Каплун, но данных о размещенных на этих счетах суммах нет. Богданчиков – отмечает РИА Новости,- стал клиентом банка еще в 2007 году, когда руководил госкомпанией. "Ведомости" сообщили, что Богданчиков отказался отвечать на их вопросы, а связаться с Каплуном не удалось.
Не обошлось и без Украины - в список попал Дмитрий Саламатин, который с 2006 года был депутатом Верховной рады Украины. Позже он возглавил госконцерн "Укроборонпром" (2011), затем украинское министерство обороны (2012), а после стал советником президента Украины Виктора Януковича. По данным издания, на его счету в HSBC в 2006-2007 годах хранились 11,4 миллиона рублей. В "российский" список он попал потому, что своим адресом указал дом в самом дорогом поселке Москвы – резюмирует агентство.
Прошлое дело
Как видим, те банковские клиенты, кто счел нужным, дал свой комментарий «Ведомостям» совершенно спокойно, понимая, что с точки зрения существовавших на тот момент правил ведения бизнеса или работы на государственной службе – нарушений нет. Дело в том, что временная актуальность «швейцарской утечки» находится в диапазоне от 1988 до 2007 г.г. Сам банк со своей стороны также отмечает, что в тот период времени правила приема денег и работы с клиентами были несколько мягче и проще, нежели в последние годы.
Разумеется, информационная ценность такой утечки – для каждой страны своя. Однако она в большей степени показывает уязвимость легендарного понятия «швейцарский банк» служившего символом надежности и гарантий «тайны вкладов». Возможно, для жителей стран ЕС или тех же США такая утечка – сенсация. Однако представляется, что для России подобные банковские архивы интересны лишь исследователям и тем, кто интересуется недавним прошлым, сравнивая полученные сведения с тем, как изменились правила на той же государственной службе.
Знакомый иностранец
Кстати, среди прочих звезд спорта и шоу-бизнеса, арабских шейхов и просто различных дельцов, в презентации ICIJ указан знакомый россиянам по скандалам 90-х Эдмонд Сафра, который погиб в 1999 году в результате загадочного пожара. Его когда-то uhjvrjt имя всплывает до сих пор, в связи с деятельностью российских чиновников 90-х, вроде Михаила Касьянова или сомнительных персонажей типа Уильяма Браудера. Однако это уже история – и господину Сафра совершенно всё равно расскажут или нет журналисты о его швейцарских счетах.
Утечки без последствий
Это, кстати говоря, не первая такая утечка, обнародованная ICIJ. Пожалуй, самая полезная была та, что раскрыла лиц, стоящих за некоторыми оффшорами. Однако многие герои бизнеса «без берегов» из России совершенно спокойно объяснили, что да, было дело, но данные уже не актуальны. Вторая громкая утечка была связана с «налоговым раем» Люксембурга. И точно так же, выявленные компании из России объяснились – да, было такое, но правила ведения бизнеса тех лет позволяли заключать подобные соглашения, сейчас этого уже нет. Во всех случаях утечка – архивная, за прошлые годы. И каждый ее фигурант легко и убедительно объясняет свое участие в тех или иных делах – будь то наличие оффшора, соглашений с Люксембургом о налогах, или вот как сейчас наличие счетов в Швейцарии когда-то, в прошлом.
«Оффшорная утечка», как представляется, была приурочена к проблемам с тем же Кипром и его банками. Вторую, связанную с Люксембургом, как помним, СМИ и европейские политики направили на одного из лоббистов «налогового рая». Им оказался - Жан-Клод Юнкер. И хотя казалось, что масштабная утечка документов в Люксембурге ударит по корпорациям, ничего такого зафиксировано не было – зато поругали Юнкера. Теперь, и это уже бросается в глаза, в большей степени «прилетело» швейцарскому банку HSBC, его репутации, нежели его известным и не очень клиентам.
Впрочем, эти данные в той или иной степени полезны. Ту же «швейцарскую утечку» можно все-таки попробовать использовать для России, начав, например, отрабатывать «Чёрный список-2014», обнародованный российской финансовой разведкой, который содержит списки фирм и физических лиц, подозреваемых в финансировании терроризма. Дать кропотливому исследователю, пожалуй, это может только одно – являлся ли участник «черного списка» финансовой разведки клиентом швейцарского банка, архив которого оказался в публичном доступе. "