FLB: Как работает межбанковская система, чем грозит её отключение, и почему эта угроза вызывает паническую реакцию у высоких чиновников
"Если не считать информационного очень эмоционально насыщенного хаоса вокруг событий на Украине, то, пожалуй, самой горячей новостью последних дней становится муссирование идеи отключения России от межбанковской системы SWIFT, справедливо полагает блогер Сhipstone.
Многочисленные эксперты и аналитики охвачены такой паникой, что еще немного, и эта мера покажется хуже термоядерной войны. «Прогрессивная либеральная» общественность в мазохистском упоении потирает руки, предрекая России неизбежный хаос и дикость. Подключились даже политики высшего уровня со своими заявлениями, что отключение от SWIFT станет объявлением войны и вызовет неограниченные ничем ответные санкции. Неограниченные, это как? Сразу ядерной бомбой по ФРС?
На самом деле выступления и Медведева, и до него Предправления ВТБ Костина, выдержанные в жестких тонах, вкупе с объявлением российского ЦБ о запуске альтернативной системы взаиморасчетов скорее говорят о том, что за всеми этими громкими заявлениями стоит провокация, считает Сhipstone. Наши деятели как бы говорят: «Попробуйте, ребята. И посмотрим, что получится».
Большинство людей в принципе с трудом представляет, о чем же таком идет речь. Комментарии лишь раздувают огонь панического страха перед неизвестным вкупе с настроем на эпическую битву с акулами капитализма. На самом же деле ничего стращного не происходит и произойти в принципе не может. Лучшим примером этого является Иран, которого вот уже несколько лет от системы отключили. И ничего, вполне неплохо себя чувствует. Стоит не паниковать, полагает Сhipstone, предлагая разобраться, что такое SWIFT, с чем его едят, и откуда такая паника.
Система SWIFT это просто очень удобная система пересылки межбанковской информации. В том числе и о расчетах между ними. Не больше и не меньше. Как вообще происходит перечисление денег в современном мире?
Возьмем условный пример. Имеем три страны. США, Швейцария и Россия. В каждой стране есть по два коммерческих банка и по одному ЦБ. Требуется перечислить деньги из российского банка «А» в американский банк «Б», прямых отношений с которым нет. Самая сложная схема будет выглядеть так. Банк «А» (Россия), не имеющий вообще прямого выхода на заграницу, держит свои доллары на корреспондентском счету в российском же банке «Б». Но Российский банк «Б» имеет корреспондентские отношения только со швейцарским банком «А», который в свою очередь имеет долларовый счет в американском банке «Б». Надо понимать, что все безналичные доллары есть всего лишь записи на счетах исключительно в американских банках. А заплатить надо из российского банка «А» в американский банк «А». Физически естественно никто никуда денег не перечисляет. Идет лишь изменение компьютерных записей о состоянии взаимных обязательств по счетам.
Итак. По итогам всех операций российский банк «А» уменьшит состояние своего счета в российском же банке «Б», скажем, на 1000 долларов. Российский банк «Б» уменьшит состояние своего счета в швейцарском банке «А» на ту же тысячу долларов. Швейцарский банк «А» уменьшит состояние своего счета в американском банке «Б» на ту же самую тысячу. Американский банк «Б» уменьшит состояние своего счета в американской ФРС на ту же тысячу, которая отплюсует счет банка «А» у себя же. Для самой ФРС вообще ничего не изменится.
Специально описал самую полную схему. На практике есть куча нюансов, делающих часть этих транзакций ненужными. Например, многие банки имеют друг на друга открытые лимиты, не требующие немедленных расчетов через корсчета в ЦБ. Операции проводятся лишь при достижении существенного дисбаланса по этим открытым взаимным обязательствам. Но не суть.
Так что же делает система SWIFT? Всего лишь переправляет от банка к банку сообщения о том, кому и сколько нужно друг с друга списать средств по поручению клиентов. И еще контролирует, чтобы эти сообщения не могли оказаться липовыми. Плюс исполняет в определенных случаях роль обычной почты между банками без взаиморасчетов.
Свое значение система SWIFT получила за счет удобства межбанковских коммуникаций. Примерно 9-10 тыс. банков из более 200-т стран подключены к этой системе и имеют в ней персональный «адрес», позволяющий однозначно идентифицировать абонента. Плюс SWIFT в том, что банкам не приходится заморачиваться, как именно пройдет цепочка взаимных списании/зачислений средств. Достаточно указать отправителя и получателя, система автоматически определит оптимальную и кратчайшую цепочку взаиморасчетов. Вот собственно и все.
Если Россию отключат от этой системы, это будет означать, что трансграничные расчетные операции не смогут больше проходить через эту систему. В этом случае произойдут довольно интересные последствия.
1. Принципиально иное место в нашей банковской системе займут несколько банков. И в первую очередь ВТБ. ВТБ много лет назад купил все бывшие Совзагранбанки. Тогда это было требование Запада к нашему ЦБ, на балансе которого все это находилось раньше. Теперь ВТБ со своей личной сетью зарубежных банков (которые никто от SWIFT не может отключить в принципе) станет естественным посредником в межбанковских расчетах.
Все российские банки (кроме Сбера и еще нескольких, имеющих зарубежные дочки) будут вынуждены держать свою валюту в ВТБ, пересылать ему платежные поручения через российский аналог SWIFT (пусть дальше будет СВИФТ), ВТБ через тот же СВИФТ будет давать команду своим западным банкам, а уже те через SWIFT отправлять деньги дальше. Как видим, ничего принципиально страшного или фатального. Более того, становится понятным, почему первым возмущаться начал именно Костин. Сглазить боится такую удачу. Но это с технической точки зрения. Есть более интересные последствия.
2. После событий 11.09.01 спецслужбы США добились согласия SWIFT на раскрытие информации обо всех взаиморасчетах между банками. То есть российское ООО «Пупкин и компания» отправляет 100 долларов в адрес американской фирмы «Smith & Son» за какую-нибудь услугу, а АНБ и ЦРУ уже в курсе. Разумеется, не каждая операция привлекает к себе внимание, но посмотреть при случае можно. Если российские банки от этой системы отключат, то теперь информация для АНБ будет несколько урезанной. «Пупкин и компания» все равно засветятся, но в каком именно российском банке они держат свои счета, станет недоступным.
И последствии этого шага могут быть очень любопытными. В мире довольно много компаний, которые не горят желанием поделиться своей информацией с американской АНБ. Для них российский аналог будет хорошим подарком. Уверен, что многие европейские и азиатские банки с удовольствием поставят у себя и российский аналог СВИФТ просто для того, чтобы меньше светить свои транзакции перед американцами.
3. Сегодня к SWIFT подключены сотни российских банков. В результате далеко не всегда наше собственное государство способно видеть, кто у куда перечисляет деньги за границу. Внедрение СВИФТ кардинально меняет ситуацию. Теперь все трансграничные операции пойдут всего через несколько банков, что создает совершенно иные возможности контроля. Гораздо труднее станет незаконно выводить деньги из страны.
4. Сегодня огромное множество межбанковских расчетов в разных валютах идет через посредство доллара или евро не потому, что так надо, а потому, что очень удобно. Именно SWIFT с ее удобством транзакций заставляет банки, скажем, Индии переводить рупии в рубли через доллар. Разрушение монополии SWIFT неизбежно приведет к появлению множества прямых взаиморасчетов, минуя доллар. Пример того же отключенного Ирана очень показателен. Для него расчетным центром стала Турция, через банки которой пошла масса взаиморасчетов Ирана с другими странами. А разница по операциям покрывалась золотом. И Турция таки немало физического золота перегнала в Иран с момента отключения последнего от SWIFT.
5. Но самый главный эффект в другом. Произойдет разрушение монополии западной системы в межбанковских операциях. А устойчивость всей современной финансовой модели зиждется не в последнюю очередь именно на мифе, что все незыблемо. Стоит произойти разрушению монополии в чем-то одном, как система начнет разваливаться как снежный ком. Так что отключение России от SWIFT вполне может стать серьезным катализатором дальнейших гораздо более масштабных событий по части дедолларизации мировой системы.
6. Сама угроза отключения России от SWIFT говорит о том, что Запад фактически исчерпал возможности давления на Россию. Вплоть до того, что готов уже пойти на довольно самоубийственный шаг в целях создания простых и решаемых сложностей во взаиморасчетах. Это в полной мере можно назвать классическим «Назло бабушке отморожу уши».
Так что все происходящее есть лишь очередной способ вербальной интервенции, взятие на испуг, считает Сhipstone. Довольно дурацкая затея, способная даже не в долгосрочной, а и в среднесрочной перспективе сработать не на ослабление, а на усиление позиций России в мире.
А вот, например, украинское издание Uainfo полагает, что паника многих чиновников связана с тем, что отключение от SWIFT коснется в первую очередь их лично.
Экономика России без SWIFT продолжит работать, хотя и с большим скрипом, пишет Uainfo. А вот они без SWIFT не смогут контролировать свои личные анонимные активы в западных банках и лишатся к ним доступа.
Сейчас они контролируют свои счета в западных банках анонимно, через цепочки подставных аффилированных компаний, где концов не найти. Но это легко делать только при наличии SWIFT. Все нынешние схемы отмывки и анонимизации подразумевают именно использование SWIFT. Других просто нет сейчас. И новых за месяц не разработаешь. И за полгода тоже. И не факт, что это вообще возможно.
При отключении от SWIFT им придется либо отказаться от контроля над своими анонимными активами, либо сильно рискнуть потерей анонимности."