FLB: ОНФ определил регионы, которые больше других тратят на услуги чартерных перевозчиков. Рейтинг расточительности возглавил Ямало-Ненецкий округ
"Ямало-Ненецкий автономный округ возглавил рейтинг расточительности регионов, запланировав траты на услуги авиачартеров в 300 млн рублей. На втором месте антирейтинга Тюменская область, на третьем — Ханты-Мансийский автономный округ. Как пишут «Известия», в ОНФ провели мониторинг закупок в 2015 году органами исполнительной власти услуг чартерных перевозчиков. При общем сокращении подобных дорогостоящих закупок в регионах абсолютный рекорд поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, чиновники которого хотят потратить на эти цели в 2015 году 300 млн рублей. Подобные планы в нынешних экономических условиях идут вразрез с задачей последовательной экономии бюджетов, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, считает сопредседатель центрального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Александр Бречалов.
По данным ОНФ, сумма в 300 млн рублей в ЯНАО стала абсолютным рекордом для рейтингов расточительности - ранее первенство в тратах на запланированные чартерные перелеты было у Вологодской области с суммой 86 млн рублей, затем у Сахалинской области - 44 млн рублей.
— Для передвижения руководство ЯНАО, согласно конкурсной документации, планирует заказывать самолеты повышенной вместимости Airbus А-320 (не менее 164 пассажирских мест, из которых 8 бизнес-, 156 экономкласса), Boеing 737-400 (не менее 158 пассажирских кресел, из них 8 бизнес-, 150 — экономкласс), а также лайнеры повышенной комфортабельности: реактивный самолет CRJ-200LR (не менее 50 пассажиров), CL-600-2B19 CHALLENGER 850 (на 14 пассажиров, VIP-интерьер). Во всех случаях возможны эквиваленты. География полетов помимо внутрироссийских маршрутов распространяется и на иностранные. Также, согласно договору, заказчика необходимо обеспечить на борту сервисными питанием: предпочтение — блюдам местной национальной кухни (северные деликатесы), — пояснили в ОНФ.
Для сравнения эксперты «Фронта» отмечают, что на чартеры в ЯНАО на этот год запланировано в три раза больше средств, чем, например, на реализацию социально значимой госпрограммы «Доступная среда» (99,6 млн рублей), и значительно больше, чем на региональные подпрограммы «Развитие научной и научно-технической деятельности» (221,5 млн рублей) и «Подготовка спортивного резерва» (246,4 млн рублей). Однако в свою очередь в администрации ЯНАО отмечают, что в регионе существует объективная необходимость использования авиатранспорта из-за климатических и географических особенностей. Они, - пишет газета, - определяют высокую стоимость расходов на содержание транспорта. В каждой единице товарно-материальных ресурсов на Крайнем Севере высока транспортная составляющая. А площадь Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 770 тыс. кв. км. (это примерно полторы Испании, или две Германии, или десять Чехий). Плотность населения же в 12 раз меньше, чем в среднем по России. При этом автодорог с твердым покрытием — в 41 раз меньше, чем по стране. На Ямале много рек, но навигационный период — крайне короток. Нередко лед с Оби сходит лишь в июне. Так что в отличие от многих субъектов РФ, например, средней полосы России, в большинстве случаев добраться до многих населенных пунктов на территории автономного округа возможно лишь авиатранспортом, — заявили в пресс-службе округа. Местные чиновники также считают, что расходы на авиатранспорт составляют микроскопическую часть от регионального валового продукта (ВРП). На Ямале — в традиционно мощном регионе-доноре — в прошлом году ВРП составил почти 1,5 трлн рублей – отмечает газета.
На втором месте — Тюменская область. Ее руководство разместило четыре закупки на общую сумму 77 млн рублей. Из них на перелеты самолетами планируется потратить 60 млн рублей, вертолетами — 17 млн рублей. Пресс-секретарь губернатора Тюменской области Ольга Фролова отметила, что первая причина для размещения госзаказа - географический фактор. «Тюменская область занимает первое место в России по территории среди областей. Во-вторых, слабо развита автомобильная и дорожная сеть. Весь наш большой северный регион соединяет всего одна федеральная трасса, которая не доходит даже до Салехарда, к тому же находится в ужасном состоянии. Большинство территорий — труднодоступные, до них можно добраться или по «зимнику» или по воздуху. Территория, естественно, требует управления, поэтому губернатор достаточно часто бывает в рабочих поездках, — отметила Фролова, комментируя ситуацию. По словам пресс-секретаря губернатора, чартеры также используются для официальных визитов.
Третье место у ХМАО-Югры. В 2012–2013 годах были размещены две закупки на сумму 16,1 млн рублей, в 2014 году — 13 контрактов на 18,9 млн рублей. В нынешнем году правительство региона запланировало чартерных перелетов на сумму 21,8 млн рублей. В аппарате губернатора ХМАО-Югра также сделали основной упор на то, что больше половины населенных пунктов округа (52,69%) находятся на труднодоступных территориях. «Чартерные рейсы используются только тогда, когда нет альтернативны в виде постоянного или сезонного автодорожного сообщения, а также подходящего рейсового авиасообщения в необходимый период. В округе в 2014 году были заключены два контракта на осуществление воздушных перевозок на гражданском воздушном судне (вертолет) на общую сумму 20 107 620 рублей. Для осуществления перевозок в 2015 году на основании полученных ценовых предложений от исполнителей, оказывающих идентичные услуги, была сформирована начальная (максимальная) цена аукциона в размере 21 882 510 рублей. Не использованные по итогам года суммы бюджетных обязательств, предусмотренные контрактами, возвращаются в бюджет автономного округа, — уточнили в аппарате губернатора округа.
Руководство Ненецкого АО, впрочем, уменьшило расходы — в прошлом году местные чиновники потратили на чартеры 15,2 млн рублей, а в 2015-м запланировали 14,9 млн рублей — четвертое место.
На пятом — новый фигурант: Хабаровский край. Правительство региона проводит аукцион на оказание услуг по осуществлению внутренних полетов на территории края на сумму 10 млн рублей.
По 9,9 млн рублей запланировали на чартеры Республика Мордовия и Вологодская область — 6–7-е места. В заявке руководства Республики Мордовия значится 83 часа полетов на самолете. При этом в прошлом году регион заключил один контракт на авиачартеры на сумму 6 млн рублей, а в 2012–2013 годах — 4 тендера на 30,9 млн рублей. А Вологодская область, лидер первого рейтинга, составленного год назад, последовательно снижает траты: в 2013 году закупки были размещены на сумму 86 млн рублей, в 2014-м — на 23,8 млн рублей.
Между тем, по информации ОНФ, еще ряд регионов после критики «фронтовиков» значительно сократили свои расходы на авиаперевозки: так, траты Красноярского края, республики Татарстан, Иркутской области и Удмуртии варьируются теперь в диапазоне от 1,9 млн до 5,8 млн рублей. Все вместе они потратили в 2014 году 42,9 млн рублей, а в 2015-м запланировали израсходовать лишь 14,6 млн рублей.
А фигуранты прошлых рейтингов ОНФ — Республика Хакасия, Коми, Саха (Якутия), Пензенская область и Приморский край — вообще воздержались от подобных закупок (на данный момент эксперты ОНФ закупки не обнаружили). Лидер прошлогоднего рейтинга, Сахалинская область, также отказалась от покупки чартеров, однако на ее счету контракт на техническое обслуживание воздушного судна, принадлежащего местным властям, на внушительную сумму в 44 млн рублей – подчеркивает газета.
Президент Фонда развития гражданского общества Константин Костин в комментарии «Известиям» отметил, что в каждом случае важно понять, о какого рода чартерах идет речь и насколько эти расходы оправданны.
— Нужно очень внимательно подходить к этому вопросу, поскольку все субъекты разные. Если это небольшой по пощади регион, который находится в европейской части, где есть нормальная дорожная сеть, то, разумеется, расходы на чартеры в этих условиях являются роскошью, от которой можно отказаться. Если речь идет о тратах на дорогие джеты, то, безусловно, это вызывающая история, с которой надо разбираться. Если же необходимо добраться в районы Крайнего Севера, где нет других дорог, это другой разговор. Туда и продукты первой необходимости доставляют только на самолетах, — отметил Константин Костин. Он также предположил, что, учитывая непростую экономическую ситуацию, многие губернаторы уже пересмотрели расходы и нашли возможность несколько их сократить. Костин напомнил, что ОНФ изначально составлял рейтинг по роскоши. И очень правильно, что под воздействием таких рейтингов некоторые областные администрации отказывались от закупок дорогой мебели, автомобилей – отметил эксперт. «В некоторых районных администрациях такие заявки на закупки были, что я диву давался. Так и здесь — если будут доказаны факты роскошного потребления со стороны органов власти, тогда, конечно, это можно расценивать как вызывающее и недопустимое поведение. И, учитывая то, что у нас не самая хорошая ситуация в экономике, руководителям администраций необходимо будет сделать определенные выводы» — подчеркнул глава фонда."