FLB: «Наш театр просто умрет» – в Челябинске землю вокруг театра отбирают под торговый комплекс
"Челябинский молодежный театр (бывший ТЮЗ) в ближайшее время может лишиться прилегающей к нему земли, где расположен внутренний дворик с пожарным проездом и подъездом для машин с театральным реквизитом. В таком случае отчужденную территорию продадут и впоследствии построят на ней, прямо у стен исторического здания, торговый комплекс. Об этом 23 января корреспонденту Chelyabinsk.ru сообщила директор театра Алла Точилкина.
Между тем вторая сторона конфликта (ТСЖ «Воровского1», в пользу которого суд первой инстанции уже вынес решение) заявила, что к имущественному спору привели действия прежнего руководства ТЮЗа. В проблеме разбиралась корреспондент Chelyabinsk.ru Марина Малкова.
Дом раздора
Директор Челябинского государственного драматического молодежного театра Алла Точилкина в буквальном смысле хватается за голову, когда речь заходит о споре с ТСЖ собственников жилого дома на Воровского, 1, который вплотную примыкает к зданию театра и коренным горожанам известен как общежитие для приезжих актеров.
«Без этой земли, а речь идет прежде всего об исторически общем дворе театра и дома на Воровского, 1, учреждение функционировать не сможет, – негодует Алла Точилкина. – Здесь расположен эвакуационный выход, пожарный проезд, именно сюда въезжают все машины с театральным реквизитом. А сейчас из этой территории хотят сделать парковку и тут же построить впоследствии торговый комплекс. Театр просто умрет. Появится очередной пример, когда удобство – парковки и газоны – поставили выше истории и культуры».
Итак, спор идет вокруг земельного участка площадью 723 квадратных метра под домом на улице Воровского, 1 и в его дворе. Увидеть пятачок раздора можно, если пройти за шлагбаум между домами №1 и 3 на улице Воровского. По кадастровым документам этот участок входит в земли, находящиеся в бессрочном пользовании театра, числится по адресу: улица Кирова, 116. Адрес Воровского, 1 признано считать устаревшим.
В феврале 2012 года собственники спорного дома (тогда практически всеми помещениями владел один человек – Игорь Красников. – Прим. автора) решили, что жить в доме без земли неправильно, и подали от имени ТСЖ «Воровского, 1» в минпром области заявление о формировании участка под домом и положенной ему дворовой территории, выделении его из «театральной земли» и разрешении его использования для эксплуатации многоквартирного дома.
В результате по решению Арбитражного суда Челябинской области в 2013 году участок сформировали и зарегистрировали, но вид разрешенного использования с «эксплуатации территории театра» на «эксплуатацию многоквартирного дома» не поменяли.
Минпром на возражения ТСЖ в марте 2014 года ответил, что, во-первых, земля под домом хоть и сформирована, но все еще не отделена. А во-вторых, сейчас идут мероприятия по приданию объекту культурного наследия «Народный дом», каковым является здание бывшего ТЮЗа, статуса архитектурного ансамбля «Городской театр», куда войдут все примыкающие к театру объекты.
Действительно, в феврале 2014 года постановлением заксобрания в перечень выявленных объектов культурного значения Челябинска включен ансамбль «Городской театр». В него вошли само здание театра, здание театральных касс (пристрой 1980-х годов. – Прим. автора), служебное помещение и как раз таки спорный жилой дом на Воровского, 1. Причем ранее последний уже находился в списке как выявленный объект культурного наследия.
Казалось бы, на этом спор должен был закончиться. Однако для ТСЖ нашлась другая лазейка в законе. Был подан новый иск в Арбитраж о признании бездействия. 4 декабря 2014 года суд частично удовлетворил требования ТСЖ и постановил: в месячный срок после вступления решения суда в силу участок разделить, его назначение изменить.
Согласно материалам дела основным аргументом для суда стал тот факт, что решение о создании ансамбля принято лишь на региональном уровне, новый памятник не включен в реестр объектов культурного наследия РФ.
«Министерством не предоставлено доказательств того, что спорный жилой дом входит в состав объекта исторического и культурного наследия федерального значения под названием "Народный дом" и тем самым образует единый ансамбль "Городской театр"», – говорится в решении суда. Тем самым никаких ограничений в обороте, в том числе невозможности предоставления в частную собственность, спорный дом и земля под ним не имеют.
«Работа по приданию ансамблю соответствующего статуса ведется параллельно, документы сейчас находятся в Москве, – рассказала Алла Точилкина. – Кроме того, 18 декабря 2014 года, уже после того как было вынесено решение суда, дом на Воровского, 1 постановлением ЗСО был выведен из разряда выявленных памятников и официально включен в реестр объектов культурного наследия РФ как памятник областного значения. Тем самым отныне земля под домом также ограничена в обороте и не может перейти в частные руки. Тогда мне не совсем ясно, как в случае если апелляционная жалоба будет отклонена, будет отделяться участок. Землю у дома отдать, под домом оставить? Какой вообще для ТСЖ тогда во всем этом смысл?»
При этом Алла Точилкина рассказала, что в квартирах дома на Воровского никогда не было других жильцов, кроме актеров. «А потом появилось ТСЖ и решило заработать на пустующих квартирах деньги, продав их за бешеные деньги, – возмущается директор театра. – Но для этого им нужна земля под домом и дворовая территория... Мы очень надеемся на удовлетворение апелляции, я знаю, что министерство сегодня делает много, чтобы сохранить землю».
Корреспондент Chelyabinsk.ru, изучив документы по теме, выяснил, что вообще почвой для возможных споров по участку стала погрешность в постановлении региональных властей о присвоении звания памятника федерального значения «Народный дом» зданию театра. Дело в том, что в научном обосновании культурной ценности объекта сказано, что в охранную зону памятника «Народный дом» следует включить само здание, а также территорию, на которой это здание расположено, в том числе и спорный участок. Однако в постановлении правительства в охранной зоне остался только сам театр. Территория включена не была. Вместе с тем по изменениям в федеральный закон об объектах культурного наследия, вступившим в силу 22 января 2015 г., четко прописано, что территория объекта должна быть включена в охранную зону, причем территория эта может не совпадать с границами земельного участка, на котором расположен объект.
Поводом стал шлагбаум
Председатель ТСЖ «Воровского, 1» Дмитрий Минченко изложил свой взгляд на конфликт, отметил, что долгое время жилой дом и театр нормально сосуществовали.
«Спор начался с того, что в 2012 году прежнее руководство театра установило шлагбаум на въезде во двор и просто-напросто перестало пускать автотранспорт жильцов дома и арендаторов помещений без разрешения, – объяснил Минченко. – Таким образом были нарушены жилищные права собственников. Нам отрезали доступ к подъездам. В результате нами и было решено добиваться выделения участка под жилым домом в рамках Жилищного кодекса РФ. Тогда мы и обратились в суд. Молодежный театр просто прикрывается историческими и культурными делами. Причем по этому поводу я писал жалобу губернатору, в правительство области, но ответа так и не получил».
Дмитрий Минченко также рассказал, что у дома с театром общие коммуникации: горячая вода в здание поступает через бойлер, установленный в ТЮЗе. Когда началась тяжба, театр отрезал дом от горячей воды. «И выставил нам счет на 314 тысяч рублей, – отметил руководитель ТСЖ. – С тех пор горячей воды в доме нет уже два с половиной года. Опять же, чтобы изменить схемы водоснабжения, нам нужно оформить землю под домом».
Председатель ТСЖ назвал выдумками тот факт, что во дворе дома со сменой собственника построят парковку и торговый комплекс. «Это пусть и не охранная зона, но территория памятника культуры, здесь нельзя ничего строить, – подчеркнул Минченко. – Никакого проекта у нас нет. Единственное, что мы хотим, это узаконить права на землю и привести разрушающееся сегодня здание в порядок. В квартирах потому и нет жильцов, потому что нет воды, нет двора. Театр узурпировал сначала права на въезд, а потом и на весь двор».
При этом Дмитрий Минченко опроверг доводы о том, что дом всегда был театральным общежитием и обычные люди в нем не жили. «Дом построен в 1944 году Челябинским трубопрокатным заводом для работников заводского управления, они в нем и жили, у нас есть конкретные фамилии и документы, – отметил он. – Сюда даже служебный автобус ходил. Театральным общежитием, или Домом артиста был ныне снесенный дом, на месте которого сейчас стоит здание на Воровского, 3, где сейчас гаражи. Еще был флигель, но он тоже уже снесен. Даже актриса Анастасия Лескова, памятная доска которой висит на доме, получила квартиру от ЖКО ЧТПЗ. И уже потом ее квартира была передана под кабинет директора театра».
По мнению Дмитрия Минченко, дом на Воровского, 1 исторически не примыкал к зданию театра. Соединили их в 1980-х годах строительством пристроя, где сейчас расположены театральные кассы.
На вопрос корреспондента Chelyabinsk.ru о том, что в случае смены собственника театр лишится подъезда для фур с реквизитом, пожарного проезда, Минченко пояснил, что во двор раньше было два въезда. Один – тот, по которому идет спор, второй – со стороны улицы Кирова, там, где сейчас стоят железные ворота. Его перегородили во время строительства здания «Челябинвестбанка», но должны давно открыть, однако так этого и не сделали.
«Раньше реквизит в театр заезжал как раз через те ворота, – уверил Дмитрий Минченко. – Теперь театр не хочет пользоваться этим въездом».
Заседание по рассмотрению апелляционной жалобы состоится 16 февраля, сообщает Chelyabinsk.ru.