FLB: Минимущества Ставрополья пытается реорганизовать аптечную отрасль в регионе. Финансовые риски скороспелой реформы.
"Минимущества Ставрополья пытается реформировать аптечную отрасль в регионе. Цена – 110 млн рублей (часть придется брать из бюджета), 150 уволенных специалистов и десятки закрытых аптек в далеких селах. Даже в правительстве не скрывают: дорогая и вредная «реформа» может привести к параличу всех льготных социальных программ в здравоохранении. Почему же тогда чиновники прут вперед, как танки?! Да потому что надеются отхватить от «пирога» при приватизации государственных аптек – полагает журналист Антон Чаблин, исследовавший вопрос на страницах портала «Кавказская политика».
За уголовной статьей – в очередь!
В редакцию «Кавказской политики» за помощью обратились руководители аптечных учреждений Ставропольского края. Они выступают против реорганизации ГУП «Ставропольфармация», которую затеяло региональное Минимущества: чиновники, не будучи специалистами в вопросах лекарственного обеспечения, могут фактически уничтожить эту систему.
О том, что власти Ставрополья готовят такую реформу, «Кавказская политика» рассказывала в статье «Пилюля от ставропольского губернатора». Суть ее в следующем: будет централизована вся аптечная сеть, представленная сегодня 13 центральными районными аптекоуправлениями (8 из них расположены в городах, 5 – в сельских райцентрах), которые присоединят к ГУП «Старопольфармация».
Сокращение количества аптечных ГУП шло на протяжении нескольких последних лет: только с 2012 года их стало меньше на шесть штук. Например, недавно были объединены две центральные аптеки из Нефтекумска (№177) и Буденновска (№43), сейчас на подходе – еще два аптекоуправления, из станицы Ессентукской (№271) и Благодарного (№293).
Почему планы реформы реализует даже не Минздрав, а Минимущества? С нынешнего года ему передали все полсотни госпредприятий Ставрополья, которые ранее были подчинены профильным ведомствам. В структуре Минимущества даже появились отдельные специалисты, которые курируют работу по различным направлениям: медицинскому, дорожному, промышленному… Возглавляет краевое ведомство Алексей Газаров, которого губернатор Владимир Владимиров привез с собою из Ямало-Ненецкого округа.
Защищая план реформы на совещании у вице-премьера Андрея Мурги, чиновники министерства пытались убедить его: через централизованную структуру проще управлять закупками и логистикой (это позволит снизить накладные расходы), также будет создана единая информационная система с полным реестром льготников. Именно они и должны ощутимее всего выиграть от реформы: сегодня практически только государственные и муниципальные аптеки еще работают с «социальными» лекарствами. В соответствии с федеральным законом «О государственной социальной помощи», право на льготные лекарства имеют инвалиды, пенсионеры, родители малышей до 3 лет и детей-инвалидов.
Правда, как показала недавняя проверка краевой прокуратуры, в большинстве районных больниц Ставрополья заведен такой порядок: врачи отказываются выписывать рецепты, ссылаясь на якобы отсутствие лекарства в аптечном пункте. Такие действия, кстати, попадают под действие ст. 124 УК РФ («Неоказание помощи больному»).
Чиновникам, затеявшим очередную реформу аптечной отрасли, похоже, нужно будет предъявлять обвинения по этой же самой статье. Ведь если сегодня во многих аптеках трудно дождаться «социальных» лекарств, то после проведения реформы на Ставрополье уже и аптек не останется…
Не объединение, а уничтожение
«Все аптечные ГУПы, даже в отсутствие собственных оборотных средств, являются прибыльными предприятиями. И суть реформы как раз в том, что прибыльные предприятия хотят присоединить к ГУП «Ставропольфармация», которая сама по себе убыточная и не справляется со своими обязанностями. Половину присоединенных к ней аптек она закрыла, половину штата сократила. Товарооборот в аптеках снизился (в некоторых – на 70%), зарплаты минимальные. Остаются только аптеки для отпуска количественно-учетных (наркотических) препаратов и обслуживания льготников в районных центрах, а глубинку оставляют без лекарственной помощи», – рассказала «Кавказской политике» Валентина Матвеева, директор ГУП «Аптека №43» (Буденновск). Это предприятие объединяет 25 аптечных пунктов в восточной зоне края. Недавно оно само пережило реорганизацию: к нему присоединили аптекоуправления Арзгирского, Нефтекумского и Александровского района. Но вместо того, чтобы закрывать убыточные аптеки в далеких селах, Валентина Матвеева приняла решение их сохранить. Более того, аптечная сеть даже расширилась: скажем, в Арзгирском районе появились два аптечных пункта при фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), планируется создать еще два – в селе Северное и на хуторе Садовый.
Кстати, ГУП единственный во всей восточной зоне Ставрополья имеет производственный отдел – здесь готовят экстемпоральные (по мере надобности) препараты, которые идут даже в Чеченскую республиканскую больницу.
Есть в буденновском аптекоуправлении производство очков (также единственное на всю восточную зону Ставрополья), отделения сестринского дела и лечебного массажа. Но все это, естественно, будет ликвидировано после того, как самостоятельный буденновский ГУП войдет в состав «Ставропольфармации». Так же, как и дюжина других госпредприятий, работающих в разных концах края.
Директора аптечных ГУПов края недавно обратились к губернатору Владимиру Владимирову с просьбой остановить пагубную реформу. Сегодня государственные аптеки и так оказались в заведомо невыгодных условиях в сравнении с частными. В условиях экономического кризиса практически все дистрибьюторы прекратили отпускать лекарства и медизделия с отсрочкой платежа, а те, кто еще отпускает, значительно увеличили цены за счет повышения своей оптовой наценки (от 60% до 250%) на товары, не вошедшие в перечень жизненно важных (ЖНВЛП). Частные аптеки имеют возможность закупать товар по предоплате (а это заведомо более низкие цены), которой лишены госпредприятия.
Каприз за 110 миллионов
В настоящее время районные аптечные ГУПы имеют льготы по уплате налогов: имея численность работников менее ста человек, они оплачивают ЕНВД и, соответственно, не обязаны приобретать кассовые аппараты. После укрупнения вся аптечная система Ставрополья лишится льготного налогообложения.
Новая налоговая ставка окажется, по подсчетам, в 4-5 раз выше нынешней. По той же причине на 10% вырастет налоговая нагрузка по фонду заработной платы (аптеки потеряют льготу по пенсионным отчислениям). Все это автоматически переведет государственные аптеки Старвопольского края в разряд убыточных!
При отсутствии собственных оборотных средств и поддержки от государства (даже для реализации программ льготного лекарственного обеспечения – деньги на это идут не из бюджета, а за счет прибыли от коммерческих продаж) это приведет к разрушению аптечной системы региона.
Авторы коллективного обращения к Владимиру Владимирову приводят детальные примеры других регионов, которые уже пошли по такому пути. В их числе, например, Ростовская и Волгоградская области, где одномоментное слияние всех аптечных ГУПов привело к катастрофическим последствиям для сельского населения.
Уже в 2016 году в России начинается новая реформа – будет внедряться страховое лекарственное обеспечение, как на Западе. Представьте: льготник пришел в аптеку с рецептом, лекарство выдали, а оплачивать его будет страховая компания. Но планы по реорганизации «Ставропольфармации», уверены авторы обращения к Владимирову, могут поставить крест на этих планах.
Более того, по оценкам самого Минимущества края, реформа потребует и гигантских финансовых затрат, размер которых оценивается... в 110 млн рублей! Откуда такая сумма?
Самыми мелкими окажутся затраты на госпошлину за обращения в Федеральную антимонопольную службу, получение новых лицензий, публикацию объявлений о реорганизации…
13 госпредприятий имеют 118 объектов недвижимости и 91 земельный участок, которые необходимо будет переоформить и получить новые свидетельства на хозяйственное ведение – а это еще 8 млн рублей.
18 миллионов – это выплаты сокращаемому персоналу (а уволить планируется 155 человек, это четверть от ныне работающих сотрудников ГУПов).
9 миллионов – на монтаж централизованной охранной сигнализации и еще столько же – на косметический ремонт зданий.
78 миллионов – на досрочное погашение долгов перед поставщиками.
Реформа или афера?
Ирина Кувалдина — вице-премьер правительства, курирующая вопросы «социалки», — уже обратилась к губернатору с письмом, где перечисляет финансовые риски скороспелой реформы. Слияние активов и пассивов предприятий, перенаправление средств на реорганизацию и погашение долгов перед кредиторами может проделать «брешь» в финансах «Ставропольфармации» в 41 млн рублей (размер чистого убытка за год). И это при 350-миллионном товарообороте!
Все это приведет к снижению ее платежеспособности, вплоть до полной «заморозки» оптовых поставок лекарств. А это, информирует Кувалдина губернатора, – крах всех льготных социальных программ в здравоохранении Ставрополья! А куда пойдут 155 сотрудников? Естественно, пополнят штаты частных аптек, где средняя зарплата ныне составляет 35 тысяч рублей, в то время как в «Ставропольфармации» – порядка 8 тысяч. При этом, уже подсчитала Кувалдина, в самом ГУПе уже готовятся наращивать управленческий штат. Непонятно только, кто все эти маниловские планы будет оплачивать. Собственными средствами аптечный монополист, и без того находящийся в плачевном финансовом положении, расходы на реорганизацию не покроет. Значит, нагрузка ляжет на краевой бюджет.
И вот тут-то мы подходим к самому пикантному моменту. Кому выгодна эта неоправданно дорогая и губительная для отрасли реформа? А тем, кто уже положил глаз на ГУП «Ставропольфармация», которое через год-другой наверняка продадут. Так не имеем ли мы дело с хорошо спланированной аферой под прикрытием красивых слов об аптечной реформе?» – задается вопросом автор. "