FLB: Украина отрезает мятежный регион от жизнеобеспечения: «Голодные смерти – уже реальность»
"
Киев с 1 декабря отказывается производить социальные выплаты жителям Донбасса, начата экономическая и финансовая блокада мятежного региона. Окончательно прекращены не только бюджетные выплаты, но какое-либо банковское обслуживание, а также ж/д перевозки пассажиров.
Кроме перечисленного сегодня, 01.12, заканчивается возможность эвакуации из ДНР и ЛНР всех украинских госпредприятий и учреждений. Скоро ничто не будет напоминать жителям, оказавшихся в этой серой зоне, что они находятся в Украине, пишет украинское издание Segodnya.ua. Эти территории на Украине называют “оккупированными”.
"Итак, что мы имеем? " – резюмирует в своем блоге донецкий журналист и политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. – "Украина планомерно отрезает Донбасс от полного жизнеобеспечения: закрыли почту, телеграф, телефон, а также прилагающиеся к ним зарплаты, пенсии, сбережения людей. Отключают энергоснабжение, банки, вузы, школы, больницы... То есть не скрывают, что берут измором – в прямом смысле этого слова".
В приветственной речи в парламенте, Петр Порошенко заявил, что он – президент всех украинцев. В этой связи уместен вопрос, пишет Segodnya.ua: знает ли президент, что голод в его стране – не просто угроза?
Голодные смерти в охваченном войной Донбассе – уже реальность, заявляет Segodnya.ua, ссылаясь на утверждения общественных активистов и волонтеров. Они заявляют о десятках жертв. Преимущественно это одинокие пожилые люди, инвалиды. Пенсии и соцпособия они не получают уже по полгода. И без денег – не могут раздобыть себе даже кусок хлеба. Если ситуация не изменится, говорят правозащитники – с каждой неделей количество жертв будет возрастать.
Полуразрушенный после артобстрелов дом. Поврежденная взрывной волной крыша. Постоянный холод.
"Так и живу – мучась, плачу, вот уже были морозы – 9 градусов, уже чуть не замерзла. Я подскочила, у меня уже останавливалось сердце", – говорит жительница Донецка Людмила Дубинина.
Отремонтировать дом – об этом Людмила Викторовна и думать не может. Ведь денег нет даже на кусок хлеба. Пенсию не платят уже четвертый месяц. От голодной смерти – эту женщину спасает лишь доброта соседей. Время от времени они приносят ей немного еды. "Вот у меня каша рисовая", – говорит женщина.
Одинокие пожилые пенсионеры. Инвалиды. Лежачие больные. На территории городов Донбасса – они оказались на грани голодной смерти. Волонтеры, которые приходят домой к таким людям, утверждают – уже сейчас многих находят мёртвыми.
"В тех службах, которые выдают справки о смерти, пишут, дабы не подвергаться гонениям, что люди умирают от инфаркта или от сердечной недостаточности, хотя на самом деле они умирают от голодной смерти", – отметил председатель Партии пенсионеров Украины Николай Кукурика.
О голодных смертях говорит и луганский общественный активист Валентин Торба: "Краснопартизанск – около шестидесяти. Свердловка – тоже десятки идет, и Ровеньки было известно о двух десятках голодных смертей. Вся информация о голодных смертях – она исходит из уст людей, которые непосредственно там находятся. + это врачи, которые выезжают, это соседи".
Города в так называемой зоне АТО с виду живут обычной жизнью. Продуктов в магазинах и на рынках хоть и стало меньше, но они все же есть. Вот только цены – взлетели. А зарплаты, пенсии и соцпособия многим не платят уже по полгода. Так что большинство людей – живут впроголодь. Таких около шестидесяти процентов – об этом говорят последние социсследования.
"Преобладают в рационе крупы и консервы – они самые дешевые, они длительного хранения, и кроме того это базовый продукт любой гуманитарной помощи", – отметила научный сотрудник Киевского международного института социологии Дарья Пирогова.
Еще один факт, которые отмечают социологи – на улицах “оккупированных” городов стало значительно больше детей, которые просят милостыню. "Сами родители мотивируют детей просить деньги на улице, просить еду на улице, потому что сами родители не могут их прокормить", – добавила Пирогова.
Больше трети родителей во время опроса сознались – не могут обеспечить своих детей даже самым необходимым – фрукты, овощи, мясо – стали дефицитом. Четверть родителей не сможет оплатить лечение, если ребенок заболеет. Особенно трудно матерям-одиночкам. У Наталии Гавриловой – муж погиб на шахте. Говорит, сына уже не за что кормить:
"Уже пол года не получаем ни пенсии по потере кормильца, не социальные выплаты – ничего этого нет".
Если Наталья не покинет свой город – денег так и не получит. Ведь все соцвыплаты на “оккупированных территориях” – прекращаются. Посылать инкасаторские машины туда невозможно, говорят в Кабмине, – боевики, мол, занимаются грабежами. Кроме того – нужно выполнять указ Президента о блокировании всех счетов на неподконтрольной украинской власти территории и о выводе всех госучереждений. В том числе и Ощадбанка. Как быть людям в этой ситуации? Гарант их конституционных прав – Президент Украины – молчит. Кабмин обещает и пенсии и другие соцвыплаты отдать людям при первой возможности.
"Все средства каждого человека, которые она должна получить, они аккумулируются в Правительстве. Как только Кремль заберет своих бандитов с территории Украины и мы восстановим контроль над всей территорией украинского государства, в том числе в Донецке и Луганске, мы будем способны заплатить все социальные выплаты", – заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Очереди. Большие, очень большие и огромные. Стоять в них сутками приходится всем жителям военного Донбасса, которые хотят получить свои соцвыплаты. Сначала – очередь за билетом на автовокзале.
Выехать отсюда хоть куда-то уже считается счастьем. Дальше – другая очередь. Город Красноармейск – он под контролем украинских военных. У местного управления соцзащиты – сотни людей выстроились, чтобы получить официальный статус переселенца. Часами стоят на морозе, приходят с ночи. У людей сдают нервы.
Даже зарегистрироваться – то есть получить порядковый номер в очереди – удается далеко не всем. Ведь все расписано на два месяца вперед. Работники управления не справляются с таким наплывом людей.
"Что теперь делать? Чтобы мы повымирали здесь на морозе? Или как понимать? Легче будет и государству и всем, получается?", – говорит пенсионер Виктор Михайлович.
"Я проработал сорок лет учителем – и не могу получить пенсию – это Украина так поступает. Издеваются, не на что мне купить хлеба – а они не принимают", – говорит Василий Андреевич.
Тех, кто уже получил заветную справку – и право на соцвыплаты – теперь не имеют права возвращаться домой – в “оккупированные города”. Они обязаны жить по тому адресу, по которому зарегистрированы как переселенцы. То есть или у родственников, либо на съёмной квартире. Государство это строго контролирует. Чиновники рапортуют о выявленных нарушителях. Их соцвыплат лишат.
"Триста тридцать три – такая ровная цифра семей, отметили неверно информацию о месте своего проживания – предоставили недостоверную информацию", – отметил – первый заместитель министра социальной политики Украины Виталий Мущинин.
Но обосноваться на новом месте удается немногим. И люди возвращаются домой в охваченные войной города. И это уже тенденция, которую также зафиксировали социологи. Называют основные причины.
"Не получилось найти жилье, найти работу, не получилось то оформить документы", - отмечает научный сотрудник Киевского международного института социологии Дарина Пирогова.
Из зоны АТО выехало менее пятисот тысяч людей. Остаются там – около четырех миллионов. Почти половина – пенсионеры. Самопровозглашенные власти уже в открытую заявляют – всем пенсии выплатить не смогут.
"Когда лично я пообещал по пятьсот гривен пенсионерам – я просто не представлял количество пенсионеров. Когда мне принесли с Пенсионного фонда только по городу Стаханову 31 тысячу пенсионеров – мы посчитали, и получилось 15 миллионов – для нас эта сумма – мы ее не представляем", – заявил Павел Дремов.
На “оккупированных территориях” (именно так сегодня на Украине называют территорию Донбасса, на которой ведутся военные действия – Ред.) живут граждане Украины – и именно Украина обязана их обеспечивать, говорят правозащитники. И оправдания чиновников, что, мол, “террористы не пропускают инкассаторы и фуры”, не выдерживают критики. "Не пускают, ну так договаривайтесь", – говорит правозащитник Николай Козырев. Иначе количество погибших от голода будет расти в геометрической прогрессии.
Даже людям, не сведущим в вопросах права, понятно – ущемляются их конституционные права. За справедливостью они обращаются в украинские суды, с исками к высшим должностным лицам, рассказывает Segodnya.ua . На очереди – иски к государству Украина в международных судах. Уже сейчас готовятся пакеты документов и в Европейский суд по правам человека.
"Это дискриминация по территориальному признаку. Люди в Донецке не имеют ни средств к существованию, ни, в частности, моего истца, физической возможности выехать. Потому что люди не ходят, лежат. Они не могут даже выйти на улицу, приобрести себе еду", – говорит юрист Оксана Крыгина.
Сегодняшняя альтернатива – выезд в области, подконтрольные украинским войскам, для чего необходимо пересечь фактическую линию фронта – возможна далеко не для всех. Не у всех есть на это деньги, возможности и даже физические силы.
Валерия Лутковская, уполномоченный Верховной Рады по правам человека , уверенна, что руководство страны, параллельно с принятием жестких решений, должно предлагать и выход из ситуации.
"Я не увидела в решении правительства куда переезжать гражданам, какие конкретно регионы готовы сейчас принять новую волну переселенцев, каким образом будут обеспечены условия проживания для этих граждан с учетом зимних холодов и, соответственно, каким образом им добраться до этих регионов", – сказала уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская.
Ответов на эти вопросы власть не дает. Высшее должностное лицо, призванное гарантировать права граждан – Президент – никак ситуацию не комментирует. Выполняющее его указ правительство невыплаченные деньги обещает копить и отдать после разрешения конфликта с самопровозглашенными республиками.
Судья конституционного суда в отставке, народный депутат Украины Василий Нимченко видит в действиях власти нарушение основного закона:
"Конституция, статья 22-я говорит: ни при каких условиях не может быть ограничен объем прав и свобод, ни при каких условиях. Кроме: война, военные действия и то не все. У нас этого нет. До сегодняшнего дня никто не сказал, что там есть агрессор, а раз идут на такое нарушение, есть основания утверждать, есть основания утверждать, что это преднамеренные действия. На что они рассчитаны – не знаю".
Политолог Вадим Карасев, напротив, усматривает свои "резоны" в действиях украинских властей,:
"Расчет на то, что Донбасс экономически, финансово, – вот эти республики, самопровозглашенные, "ДНР" и "ЛНР", они будут несостоятельны в экономическом и финансовом отношении. Значит они не смогут выплачивать пенсии, социальные пособия, платить зарплату в конце концов. Стало быть, два варианта: либо эта государственность или квази-государственность рухнет, либо люди будут бунтовать. Расчет на то, что шахтеры, пенсионеры, простые люди взбунтуются и свалят эту власть".
Выход из сложившейся ситуации эксперты видят один: переговоры минского формата, где наравне с пунктом о прекращении огня должна рассматриваться реальная возможность выплат пенсий и социальных пособий."
- бизнесмен, миллиардер. Избран президентом Украины 25 мая 2014 года). По последним оценкам Forbes (март 2014), он занимает 7-е место среди украинских богачей (состояние — $1,3 млрд). Прихожанин Украинской православной церкви Московского Патриархата.