"Недавно в Государственной думе обсуждалась возможность внесения поправок в Бюджетный кодекс. Региональные лидеры и их представители настаивают на возвращении местным администрациям права размещать свои счета в коммерческих банках. Эта проблема стоит практически перед всеми региональными бюджетами.
Напомним, что в 90-х годах местные власти имели полномочия размещать свои счета в негосударственных банках. Но после вступления в силу Бюджетного кодекса процедура была централизована. В Новосибирской области это коснулось банка "Левобережный", который с 1997 года являлся уполномоченным банком обладминистрации.
Банк "Левобережный" создан в 1991 году. Уставный капитал - 25,25 млн рублей. Контрольный пакет (52% акций) находится в собственности администрации Новосибирской области. Уполномоченным банком обладминистрации является с 1997 года. По итогам 9 месяцев 2001 года валюта баланса банка увеличилась до 768 млн (на 40% с начала года), балансовая прибыль в 3 раза превысила прибыль за весь 2000 год и составила 17 млн рублей.
В октябре 2001 года прокуратура Новосибирской области потребовала закрыть счета в банке "Левобережный", так как бюджетные счета могут обслуживаться только в учреждениях ЦБ РФ и Федеральном казначействе. Схожее обращение было направлено и в областной суд. Прокуратура добивалась отмены ряда статей областного закона "Об уполномоченных банках" как противоречащих федеральному законодательству.
Как старший помощник прокурора Андрей Фирдман, рассмотрение обращения прокуратуры по поводу аннулирования счетов должно было состояться в арбитражном суде Новосибирской области в январе. Однако рассмотрение дела в арбитражном суде сначала было перенесено по просьбе ответчиков - обладминистрации и областного Совета. А в начале февраля прокуратура отказалась от иска в арбитражном суде, так как был утрачен предмет иска: договор банковского счета обладминистрации с банком "Левобережный" в настоящее время расторгнут. По этой же причине прокуратура, вероятно, откажется и от иска, поданного в областной суд.
Но конфликт далек от завершения. Обладминистрация готова отказаться от уполномоченных банков. По словам начальника УФ и НП обладминистрации (и одновременно председателя совета директоров "Левобережного") Сергея Аксененко, "уполномоченного банка быть не должно и не будет". Вместе с тем областной начфин уверен: "Этот вопрос очень скользкий. Прокуратура некоторые вещи трактует неправильно, и мы сейчас опротестовываем это в Верховном суде".
Дело в том, что в связи с переводом счетов в ЦБ и Федеральное казначейство перед администрациями возникли как минимум две проблемы. Во-первых, по словам господина Аксененко, счета в банках необходимы для получения кредитов, без которых региональная власть пока не может прожить.
Другая проблема: ни РКЦ, ни казначейство, ни Сбербанк не могут полностью удовлетворить потребности всей Новосибирской области. Кроме того, эти проблемы серьезно осложняют планы губернатора Виктора Толоконского по увеличению уставного капитала "Левобережного" для более активного кредитования проектов, поддерживаемых властью.
Авторы поправок в Бюджетный кодекс хотят, чтобы для обслуживания бюджетных счетов региона назначался банк, в котором более 50% принадлежит субъекту Федерации или муниципальному образованию. Но изменить нынешние нормы будет, по мнению Александра Жукова, непросто. По его словам, "ЦБ и Минфин беспокоит, что в случае принятия поправок остатки на счетах региональных бюджетов будут создавать большие трудности в регулировании макроэкономических процессов".
Полежаев рассчитывает на Омскпромстройбанк
Проблемы с уполномоченными банками существуют не только в Новосибирской области. Так, в Омской области региональные власти недавно определились, с кем они будут "дружить". Губернатор Леонид Полежаев заявил о намерении сотрудничать с Омскпромстройбанком и сделать его опорным для экономики и региональных программ.
Омскпромстройбанк имеет уставный капитал в размере 106 млн рублей, собственный капитал - около 329 млн. По показателям прошлого года общий кредитный портфель банка составил более 1,6 млрд рублей.
Руководство Омскпромстройбанка уже дало официальный ответ на предложение омского губернатора. По словам председателя правления банка Валерия Степанова, следует создать инвестиционный фонд и аккумулировать в нем 2-3 млрд рублей из средств Пенсионного фонда, ЖКХ и администрации Омска. В таком случае банк смог бы выдавать кредиты для важных инвестиционных проектов под 7-8% годовых.
Интерес банков к статусу уполномоченных объясняют в Омске желанием получить доступ к счетам бюджетных учреждений и счету самой обладминистрации. И хотя, согласно Бюджетному кодексу, субъекты РФ должны содержать счета областного бюджета в учреждениях ЦБ, у обладминистрации есть счета и в коммерческих банках. Областных финансистов не удовлетворяет обслуживание местного РКЦ ГУ ЦБ по Омской области, поэтому они нарушают Бюджетный кодекс.
Суриков дружит с Сибсоцбанком
Уполномоченным банком администрации Алтайского края является Сибирский социальный банк.
Сибсоцбанк работает с 1992 года. На 1 января 2002 года уставный капитал банка составлял 84 млн рублей. Основным акционером (98,9%) является Фонд имущества Алтайского края. В 1997 году Сибсоцбанк победил в краевом конкурсе, став опорным банком краевой администрации. В 1998 году получил статус краевого банка.
Краевая администрация не собирается отказываться от услуг банка и разрывать дружественные отношения. С 2001 года банк получил право на обслуживание счетов по финансированию объектов социальной сферы. В этом же году Сибсоцбанк стал одним из участников краевого лизингового фонда. В конце 2001 года началась реализация проекта по созданию региональной сети банка путем открытия дополнительных офисов и филиалов в большинстве районов края. "