FLB: План столичной «оптимизации»: сократить медучреждения и «лишних» специалистов, распределив бюджетные средства между оставшимися
"Для начала напомним: Минфин предложил в 2015-2017 гг. направить на премии чиновникам 462 млрд рублей, вдвое увеличив средние выплаты госслужащим. На этом фоне довольно странно выглядят сообщения Минздрава о насущной необходимости «оптимизации» (читай, «уплотнения») российского здравоохранения.
23 процента столичных больниц будут ликвидированы, их персонал — сокращен к 1 апреля 2015 года, сообщили на минувшей неделе СМИ. Таким образом чиновники пытаются выполнить майские указы Путина и поднять зарплаты врачам до надлежащего уровня. «МедНовости» разобрались, какие медучреждения пострадают первыми, сколько человек останутся без работы и где москвичам лечиться после такой «оптимизации».
Чем обернулись «майские указы» президента
Модернизация сферы здравоохранения идет с 2012 года. Именно тогда в своих «майских указах» Владимир Путин обязал существенно повысить зарплаты врачам в стране. Год спустя вице-мэр Москвы Леонид Печатниковотчитался по ситуации в столице: по его данным, средняя зарплата врачей в 2012 году достигла 66 тысяч рублей, медперсонала — около 48 тысяч.
«Майские указы» предполагали, что работа больниц станет эффективнее, а качество амбулаторного лечения улучшится. В связи с этим мэр Москвы Сергей Собянин предложил перераспределить нагрузку на разные звенья системы здравоохранения. Поликлиники должны больше заниматься профилактикой хронических болезней, а больницы — лишь тяжелыми случаями. Предполагалось активно развивать государственные дневные стационары, куда бы направляли больных, которые могут обойтись без госпитализации.
Однако чиновники оценивают эффективность медучреждений исключительно с финансовой стороны. Следовательно, повысить зарплаты врачам они пытаются за счет сокращения количества больниц и медработников, распределяя бюджетные средства между оставшимися сотрудниками.
На сегодняшний день картина такова: больницы ликвидируют, дневные стационары не решают проблем с больными, которым требуется госпитализация. Доступность медицинской помощи заметно снизилась: часть специализированных отделений закрылись, и скорой помощи приходится везти пациентов на другой конец города. Учреждения часто закрывают из-за нехватки бюджетных средств — чтобы сэкономить, в том числе, на коммунальных расходах.
«Тихо плакать в кабинетах»
План-график по ликвидации 28 городских медучреждений Москвы и Московской области, включая больницы и роддома, был выложен недавно на сайте rusmedserver.com. В списке оказались, например, городские больницы № 6, 61, 59, 53, 19, 56, 54, 72 и 11. Предполагается, что их сначала сделают филиалами других учреждений, а затем закроют вовсе, а пациентов направят в другие стационары. Эти задачи должны быть выполнены к апрелю следующего года.
РБК подтвердил подлинность этого списка, ссылаясь на источник, близкий к мэрии. А заммэра Москвы Леонид Печатниковпрокомментировал ситуацию так: «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах… теперь будем плакать все вместе». По его словам, следовать этим рекомендациям мэрия будет частично, так как в противном случае «будут слишком велики социальные последствия».
Позднее в Департаменте здравоохранения Москвы объяснили, что этот график — не окончательное решение властей, а лишь условный план на основе анализа бюджетных расходов. Более того — руководство департамента этот график пока даже не рассматривало.
«Это просто рабочий документ, характеризующий после проведения аудиторской проверки состояние профильных активов, которые есть на балансе департамента здравоохранения Москвы», — пояснила руководитель пресс-службы департамента здравоохранения Москвы Элина Николаева.
Эксперты этим графиком категорически недовольны. «Самое жуткое, что я увидел в опубликованной таблице, чего не мог никогда представить: эффективность больниц оценивается по количеству денег, заработанных больницей на квадратный метр территории, — говорит президент Общества фармакоэкономических исследований Павел Воробьев. — Дело не в количестве вылеченных или пролеченных больных, пускай даже в смертности, а в количестве заработанных денег. Больница — не банк».
Как закрывают медучреждения
Еще в ноябре 2013 года Печатников предупреждал, что из 65 столичных больниц останется лишь половина. Однако тогда речь шла не о закрытии остальных медучреждений, а лишь об укрупнении. Предполагалось, что некоторые из них объединятся в одно юридическое лицо. Власти считали, что это поможет эффективнее расходовать бюджетные средства.
На минувшей неделе подтвердились худшие опасения экспертов: обойтись без ликвидации не получится. Теперь Печатников обещает, что исчезнут только маленькие и «на самом деле неэффективные» больницы. Вместо них появятся крупные медицинские многопрофильные стационары. В результате количество коек меньше не станет. Более того — по мнению властей, модернизация должна решить проблему «лишних» специалистов в Москве. Врачам избыточных специальностей (например, дерматологам, урологам, проктологам и гинекологам) предлагают сменить профессию на более нужную, переучившись за счет города.
Врачи рассказывают, что в стране уже отработана технология закрытия медучреждений. Прежде всего, больницу превращают в филиал другого медучреждения. Затем отсылают приказы в поликлиники и на станции скорой помощи, чтобы те не направляли больных на лечение в этот филиал. В результате ситуация выглядит так, будто у медучреждения недостаточно пациентов, оно нерентабельно и его можно закрыть без ущерба для больных, объяснил врач-невролог, кандидат медицинских наук Семен Гальперин.
Что касается врачей, то им сначала сокращают зарплаты под разными предлогами, а после предлагают перейти на должность участкового врача в городских поликлиниках, нагрузка на которые, по задумке Собянина, должна возрасти. «Лечение хотят переложить на амбулаторию, но нельзя подготовить квалифицированного специалиста не в стационаре», — убежден Гальперин.
«Ненужные» койко-места
Департамент здравоохранения Москвы ссылается на то, что некоторые медучреждения столицы не отвечают необходимым требованиям. Например, в больнице № 61 зарплата медиков до сих пор составляет лишь 13 тысяч рублей, тогда как в среднем по городу — 70 тысяч. Средний оборот койки должен быть 30 пациентов за год, а здесь — только 9. Из 100 хирургических больных здесь оперируют только 29.
Власти нашли, казалось бы, очевидный выход: закрыть нерентабельные больницы и перенаправить пациентов в другие медучреждения. Однако эксперты утверждают, что эта схема не сработает. Зато вырастут нагрузки на больницы, где пациентов и без того с избытком, а койко-мест и медперсонала больше не станет. Такая картина уже наблюдается в регионах, где многие больные лежат на раскладушках в коридорах, потому что в палатах свободных мест просто не остается.
«Новая газета» выяснила, что будет происходить в попавших под ликвидацию больницах. В ГКБ № 64 под сокращение попадают 300 человек — это треть персонала, предположительно иногородние и те, кто достиг пенсионного возраста. ГКБ № 61 в Хамовниках пытаются закрыть уже второй раз: год назад ее отстояли местные жители, но теперь у больницы, кажется, нет шансов. ГКБ № 12 в плане на ликвидацию вообще нет, однако три отделения там закрываются полностью, остальные на треть сокращают.
Чего боятся эксперты
В федеральном бюджете на 2015 год расходы на здравоохранение снижаются на 22,9 процента. Ожидается, что в начале этого года в Москве и начнется «оптимизация». Эксперты считают, что это неспроста: за два-три месяца разговоры о ликвидации больниц поутихнут, СМИ переключатся на другие темы, и «оптимизация» пройдет сравнительно незаметно.
«Опубликованный список явно не полный. Возможно, больницы из этого плана будут закрывать не в сроки — дотянут до нового года, подождут, пока все отвлекутся от этой темы… Тем более отследить судьбу некоторых учреждений станет трудно: больницы объединяют, убирая их старые номера, давая им названия «филиал № …»», — считает координатор общественного движения «Вместе за достойную медицину» Алла Фролова.
Некоторые врачи допускают, что в нынешнем плане властей есть зерно логики. Однако даже они недовольны тем, что чиновники предпочитают «тихо плакать в кабинетах», а не проводить разъяснительную кампанию для медперсонала и для населения.
«Уверен, что направление верное, — цитирует «БГ.ру» кардиолога ГКБ № 29 Алексея Эрлиха. — Столько больниц Москве не нужно, и основную нагрузку должно нести амбулаторное звено. Но последовательность действий неправильная. Сначала надо выучить врачей, которые будут уметь лечить амбулаторно, направить их в поликлиники, изменив там условия работы, а потом уже закрывать больницы. А начальство просто гонит реформу».
Между тем, первые результаты ликвидации больниц уже проявились. После их слияния на врачей серьезно возрастает нагрузка, всех пациентов они принять не успевают и предлагают... идти в платный медицинский центр неподалеку.