FLB: Следственный комитет не исключает задержания высокопоставленных должностных лиц по делу о гибели главы компании Total, а в Госдуме предлагают установить памятник де Маржери во Внуково
"
Трагедия в московском аэропорту «Внуково» обрастает новыми подробностями, за которыми, вероятно, стоит обыкновенная халатность.
Пил или не пил?
Как ранее сообщал LifeNews , водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко скрывал от коллег, что употребляет спиртные напитки на работе. По версии следствия, чтобы пройти медосмотр перед началом смены, он приезжал в аэропорт трезвым, а употреблять алкоголь начинал несколько позже – прямо на рабочем месте.
Чтобы никто его не заподозрил, мужчина переливал коньяк в термос для чая, благо по цвету напитки схожи. По словам источника в правоохранительных органах, на первом допросе Мартыненко признался, что употреблял спиртное в компании еще нескольких работников аэропорта, предположительно, грузчиков. Правда, позднее, после общения со своим адвокатом, он отказался от своих показаний, отмечало издание.
Следователи уже изъяли журнал медицинских осмотров, согласно которому Владимир Мартыненко всегда выходил на работу абсолютно трезвым.
Напомним, что в ночь на 21 октября самолет Falcon-50, выполнявший рейс по маршруту Москва — Париж, во время разгона задел выехавший на взлетную полосу снегоуборочный автомобиль. Воздушное судно опрокинулось и взорвалось, а все четыре находившихся в нем человека погибли. Катастрофа унесла жизнь главы французской нефтяной компании Total Кристофа де Маржери.
Позднее следователи задержали водителя снегоуборщика, 60-летнего Владимира Мартыненко. Мужчину отправили на медицинское освидетельствование, которое показало, что за рулем спецавтомобиля мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения.
Однако адвокат и супруга Мартыненко утверждали, что тот практически не пил.
— Он даже по праздникам редко-редко пил, а чтобы на работе — никогда! — рассказала супруга задержанного. — Это святое место.
При этом адвокат водителя снегоуборщика из Внуково считает, что виновника аварии ждет многомиллиардный иск, отмечает BFM .
«После возбуждения уголовного дела последует многомиллиардный иск. Если будет установлено, что виноват диспетчер, то иск будет предъявлен к аэропорту», — сказал юрист. В то же время, по словам Карабанова, если будет доказано, что виноват водитель, то иск будет адресован Мартыненко.
Защитник предположил, что аэропорт Внуково и компания, в которой работал Мартыненко, могут постараться «оградить себя от угрозы подобного иска». Именно поэтому, по мнению адвоката, предприятие, в котором работает Мартыненко, в настоящее время пытается устранить «неточности и шероховатости».
Адвокат выдвинул версию, согласно которой авария могла произойти из-за невнимательности диспетчера аэропорта. Карабанов рассказал, что Мартыненко следовал в колонне снегоуборочных машин, «чиркнул» какую-то машину рядом со взлетной полосой, и остановился на 30-40 секунд, чтобы посмотреть, что произошло. «Лично моя версия, что когда основная колонна ушла со взлетной полосы, диспетчер не заметил, что за ней на несколько метров отстала одна машина. Он не видел и дал команду взлетать», - предположил Карабанов.
Он добавил, что во время остановки Мартыненко сообщил об этом по рации инженеру, который управлял колонной, отмечает BFM.
Значимая деталь во время допроса, обозначена подозреваемым Владимиром Мартыненко - водителем снегоуборщика из аэропорта «Внуково», где в ночь на 21 октября разбился самолет. Мартыненко заявил, что согласовал выезд на взлетную полосу с инженером. Он отметил, что не направился бы на ВПП без одобрения старшего инженера. Водитель снегоуборщика по правилу всегда сверяется с инженером, который контролирует весь маршрут техники, дополняет «Блокнот».
Адвокат обвиняемого в трагедии во Внукове: он не должен нести всю ответственность один, пишут Вести FM . "В этом подразделении Владимир Мартыненко отработал более 10 лет. Эту полосу он мог почистить с закрытыми глазами, то есть для него это была рутинная работа", - сказал Карабанов. По словам адвоката, Мартыненко каждый день проходил медицинский осмотр перед сменой, и у врачей не было оснований отстранять его от работы. "Лекарства могли повлиять на промилле", - пояснил адвокат.
— Никакой алкоголь мой подзащитный не принимал. Он проходил обязательный медицинский осмотр перед заступлением на рабочую смену. Врач подтвердил, что он был полностью трезв. Из-за болезни сердца Мартыненко действительно утром принимал ряд препаратов, которые вряд ли могли повлиять на наличие в его крови алкоголя.
На вопрос корреспондента о том, что прошла информация, что Владимир Мартыненко, чтобы согреться, пил кофе с ликером, адвокат ответил:
— Я слышу об этом в первый раз. После трагедии Мартыненко повезли на освидетельствование. Это исследование обычно делается минут за 15-20, как знают многие автолюбители, которые проходили через эту процедуру. Но вот уже идут вторые сутки, а нас никто с этим актом не знакомит. В этом деле начались странности. Мы до сих пор не знаем имени диспетчера. Это он прежде, чем давать разрешение самолету на взлет, должен был убедиться, что на взлетной полосе никого нет. Мартыненко — единственный фигурант этого дела. Сейчас мы добиваемся от следователей, чтобы они рассматривали все версии.
Берите выше
Как ранее сообщали «Известия», в рамках расследования крушения в московском аэропорту «Внуково» частного самолета Falcon, Следственный комитет России даст правовую оценку действиям руководства аэропредприятия.
- За халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний, - сообщил «Известиям» официальный представитель СКР Владимир Маркин.
- Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта, - добавил представитель ведомства.
По делу о крушении самолета задержаны четверо сотрудников "Внуково", сообщает сегодня РИА «Новости».
"Задержаны ведущий инженер аэродромной службы аэропорта "Внуково" Владимир Леденев, который руководил снегоуборочными работами, а также руководитель полетов аэропорта "Внуково" Роман Дунаев, диспетчер-стажер аэропорта "Внуково" Светлана Кривсун, диспетчер аэропорта "Внуково" Александр Круглов, руководивший воздушным движением в момент авиакатастрофы", — сообщил Маркин.
Задержанные допрошены в качестве подозреваемых.
Следователи полагают, что указанные сотрудники не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что привело к трагедии.
Утром 23 октября пресс-служба аэропорта «Внуково» сообщила, что генеральный директор Внуково Андрей Дьяков и замгендиректора Сергей Солнцев подали в отставку, пишет РБК . «Отставка руководителей Внуково принята», – говорится в сообщении пресс-службы.
Директор международного аэропорта «Внуково» Андрей Дьяков Фото: РИА Новости
«Решение об отставке руководства аэропорта принял Cовет директоров Международного аэропорта Внуково, — орган, который принимает решения о назначении и отставке руководства аэропорта», – уточнила также пресс-служба.
Одновременно с топ-менеджерами в отставку отправили в отставку сменного директора аэропорта, начальника подразделения эксплуатации аэродрома и ведущего инженера–руководителя смены, сообщает пресс-служба Внуково. О причинах отставки руководителей пресс-служба заявила только, что они «связаны с трагическим событием, произошедшим в ночь с 20 на 21 октября», отмечает РБК.
При этом, как отмечает РСН , следственный Комитет РФ должен установить степень вины руководителей Внуково, сказал «Русской службе новостей» бывший военный летчик, майор в отставке, пилот гражданской авиации «Аэрофлота» Виталий Соколовский.
«Если в самолёте несёт ответственность командир, то в аэропорту несёт ответственность руководитель аэропорта. СК должен определить степень вины руководителя», – сказал он.
Пилот перед катастрофой кричал
Также следователей интересует, как снегоуборщик оказался там, куда доступ во время взлета запрещен. Мужчина говорит, что потерял ориентир, не видел и не слышал самолёта.
Как сообщил Politonline.ru источник в Росавиации (по его словам участвовавший в ознакомлении с записями переговоров диспетчерской “вышки” аэропорта “Внуково” и пилота разбившегося самолета Falcon-50), “за секунды перед столкновением он [пилот] громко кричал, видимо, понимая, что столкновения избежать не удастся”, отмечает Topnews .
Что кричал пилот, по информации источника “увидевший, что самолет зацепит спецтехнику и попытавшийся спасти лайнер”, представитель воздушного ведомства не сообщил. Ссылаясь на тайну следствия, он отказался предоставить аудиозапись переговоров. Логично предположить, что по опыту аварийных ситуаций и авиакатастроф, видя неминуемую гибель или внезапно возникшее препятствие, пилоты либо матерятся, либо кричат от ужаса.
Жертв могло быть больше
Трагедия, разыгравшаяся в московском аэропорту Внуково, ставит много вопросов перед следствием и руководством самого аэропорта. И слова "такоераздолбайство", брошенные всердцах заместителем министра транспорта России Валерием Акуловым - это еще мягкое определение сложившейся ситуации, рассуждает Pravda.ru .
Если взглянуть на табло вылетов, можно увидеть что примерно в то же время, когда произошло столкновение на взлетной полосе французского бизнес-джета "Фалконе", к вылету готовились еще два судна - авиакомпании UTair. Первый лайнер должен был подняться в воздух, согласно расписанию, в 00.20 по московскому времени и взять курс на Челябинск, второй - спустя еще 20 минут, по направлению к Кургану.
На этих линиях авиакомпании UTair обычно летают самолеты Boeing 737-500 со 120 пассажирами на борту. Учитывая плохие погодные условия и задержку вылетов, любой из этих лайнеров мог выруливать на взлетную полосу именно в 00.45, когда и взлетал "Фалконе" - может, чуть раньше его. А снегоуборочная машина, управляемая, как выяснилось, пьяным водителем, о передвижениях которой не знали руководители технического персонала аэропорта, и не подозревала диспетчерская служба, уже двигалась по полосе. Жертвами безответственности и пьянства могли стать 120 пассажиров любого из этих рейсов, отмечает издание.
На память
Депутат Государственной думы Александр Сидякин («Единая Россия») направил обращения на имя председателя совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Внуково» Виталия Ванцева и главы МИД РФ Сергея Лаврова с предложением установить на территории аэропорта Внуково обелиск в память о погибшем в авиакатастрофе 20 октября главе французского нефтяного концерна Total. По словам парламентария, Кристоф де Маржери (Christophe Jacquin de Margerie) испытывал симпатии к России, негативно относился к антироссийским санкциям и память о нем должна быть увековечена на месте катастрофы, сообщают сегодня «Известия».
Гибель де Маржери стала главной новостью дня во французских СМИ, которые посвятили катастрофе в московском международном аэропорту свои главные полосы.
— Идея о памятнике как способе увековечивания памяти погибшего господина Маржери, разумеется, будет рассмотрена, однако это второй шаг. Прежде всего мы сейчас бросили все силы на расследование причин этой трагедии, оказание помощи в проведении расследования комиссии МАКа и Следственному комитету, — рассказал «Известиям» источник во Внуково.
ТАСС напомнил несколько последних цитат де Маржери, который был противником санкций в отношении России.
"Я не против политического вмешательства. Оно необходимо. Но политики всегда хотят, чтобы все думали, что хорошие вещи сделаны благодаря им. Поэтому большинство проблем мы решаем сами" (L'Express, декабрь 2012).
"Где американские компании нашли первые нефть и газ? Все здесь, в Соединенных Штатах, а не во Франции. Вот почему французские компании всегда ищут партнеров" (Forbes, 2011). "Я не согласен с теми, кто говорит, что мы должны разработать декарбонизированный мир. Вы не можете заменить нефть и газ. Если вы сделаете это, то столкнетесь с очень тяжелыми временами" (Nouvel observateur, 2014 год).
"Total не пугают ограничения, введенные США против ее партнера Геннадия Тимченко. В нашем партнерстве с НОВАТЭКом ничего не изменилось, business as usual. Та же ситуация с ЛУКОЙЛом, "Газпромом", "Зарубежнефтью" и "Роснефтью". Но мы следим за развитием событий, и, если против компаний, с которыми у нас контракты, будут введены санкции, мы им подчинимся. Россия не окажется в изоляции, даже если не останется никаких связей с Европой. Люди должны понимать, что эмбарго не работает" (РБК, июнь 2014 года).
"Люди вокруг говорят, что мы должны защищаться от Украины, а потом начинают говорить о России. Это совсем разные вещи. Разве мы собираемся строить новую Берлинскую стену? Россия является партнером, и мы не должны тратить время на то, чтобы защищать себя от нашего соседа. Мы должны думать о том, чтобы быть не слишком зависимыми от любой страны. А не от России, которая много раз спасала нас" (Reuters, июль 2014 года).
"Существует правило в политике, которое также работает в бизнесе: без согласованности не может быть доверия" (Lerosier, 2014 год).
"Мы бы могли больше заработать, работая вместе и не отвлекаясь на критику по отношению друг к другу… Санкции и экономическая взаимозависимость требуют конструктивного диалога. Мы не должны позволять себе быть убежденными, что Россия является врагом. Тем более что наше энергоснабжение во многом зависит от этого соседа. Если американцы по историческим причинам или соображениям внутренней политики желают разжечь конфликт, то это их выбор. Мы, европейцы, должны решить этот кризис по-другому. Мы не должны попадать в карикатуры прозападных украинцев и пророссийских злодеев. Лично я не думаю, что проектом президента Путина является аннексия Украины" (Sddeutsche Zeitung, 2014 год).
"Конец нефтяной эры еще далеко. Однако мы хотим быть лидером в переходе от развития глобальной энергетики к солнечной" (Sddeutsche Zeitung, 2014 год).
"Единственный способ сохранить отрасль, по сути, быть более конкурентоспособными. Мы не можем конкурировать со стоимостью сырья в развивающихся странах. Наша сила заключается в нашей способности создавать достаточно дифференцированные продукты с высокой добавленной стоимостью" (European Energy review, 2009 год).
«Не будет преувеличением сказать, что Кристоф де Маржери, будучи крупным инвестором, человеком слова и дела, испытывал пиетет к России. Он открыто выступал против антироссийских санкций, оставаясь на протяжении долгих лет надежным бизнес-партнером, последовательно отстаивал в европейских кругах принципы честного сотрудничества с нашей страной, — написал в своем обращении Сидякин. — Как отметил президент Владимир Путин, в его лице мы потеряли «настоящего друга, о котором сохраним самую добрую память», пишет BFM .
***
Четыре человека, включая 63-летнего французского топ-менеджера, погибли в результате столкновения на взлетно-посадочной полосе частного самолета Dassault Falcon 50 EX и снегоуборочной машины аэропорта Внуково в ночь с 20 на 21 октября. Столкновение произошло в 23:58 по московскому времени. На следующий день СК России заявил, что водитель машины-снегоуборщика Владимир Мартыненко находился в состоянии алкогольного опьянения. По данным LifeNews, он проносил на работу коньяк. Адвокат, а позже и сам Владимир Мартыненков заявили, что данные об алкогольном опьянении не верны, а сам он просто не увидел, что выехал навстречу взлетавшему самолету. В ближайшее время следователи ходатайствуют перед судом об аресте задержанного.
Между тем в Москву уже прибыли представители французского специализированного Бюро расследования авиационных происшествий (BEA). Утром среды они вместе с российскими сыщиками приступили к осмотру всех обломков разбившегося самолета. Французские эксперты намерены собрать на месте крушения материалы, которые будут представлены для их внутреннего расследования, а российские специалисты планируют воссоздать всю картину авиакатастрофы Falcon-50 в столичном аэропорту.