FLB: 30 российских продюсеров, фильмы которых не окупаются в прокате
"Корреспонденты портала Filmz.ru Сергей Лавров и Александр Голубчиков задались вопросом, существуют ли в России продюсеры, чьи фильмы никогда не окупались в прокате и насчитали сразу тридцать человек, которые ни разу за десять лет не смогли получить прибыль от своих фильмов. Причем среди них немало очень известных имен, и речь идёт не о фестивальных картинах. Журналисты решили разобраться – как такое возможно?
Список, представленный ниже, был составлен по имеющимся данным о сборах и бюджетах фильмов, выходивших в прокат. Правда, не все фильмы доходили до стадии кинопроката и не у всех фильмов обнародованы суммы бюджетов, поэтому данные по некоторым продюсерам, на самом деле, еще хуже, утверждает Filmz.ru.
Два человека в этом списке (в котором перечислены только главные или генеральные продюсеры) за прошедшие десять лет успели выпустить по двенадцать фильмов, ни один из которых не преодолел планки безубыточности в ходе показа в кинотеатрах. За порог безубыточности мы, по традиции, принимаем сумму, в два раза превышающую бюджет, поскольку 50% сборов фильма уходит кинотеатрам.
В этих подсчетах не учитывался бюджет на выпуск фильма (т.н. P&A — печать копий и реклама), а также то, сколько удастся выручить от продажи прав на телепоказы, выпуск на носителях, международный прокат и VOD (video-in-demand) — открытых данных по подобным сделкам нет.
Продажа телевизионных прав и выпуска на носителях/VOD, как правило, сравнима с затратами на выпуск в прокат, а международные права на отечественные фильмы стоят пренебрежительно мало — сумма всех сделок по отечественным фильмам на каннском кинорынке в 2014 году составила рекордные за минувшие годы, но по-прежнему скромные, 1,5 миллиона долларов.
Журналисты разделили этих людей на условные четыре группы:
ПРОДЮСЕРЫ «ФЕСТИВАЛЬНОГО» КИНО
В первой расположились продюсеры, которые работают с кино, имеющим большую художественную, но, увы, невысокую коммерческую ценность. Их вклад в кино не оценивается кассовыми сборами, но полностью искупается призами на российских и международных фестивалях. Вкладывать средства в их фильмы престижно, и никто не ждет от этого иной награды, кроме как быть причастным к высокому искусству кино.
Профессиональный кинокомпозитор и музыкант, Андрей Сигле работает с режиссерами авторского кино Александром Сокуровым, Константином Лопушанским, Сергеем Овчаровым. Фильмы, которые он продюсирует, принесли России немало наград на международных кинофестивалях (включая Венецианского Льва за фильм Сокурова. Но зрительскими эти ленты никак не назовешь. Попытка экранизировать фантастику Стругацких успехом в прокате не увенчалась.
Незамеченной осталась и мелодрама «Снегурочка», ориентированная совсем не на аудиторию зрителей кинозалов. В таблице учтены только те фильмы, которые выходили в национальный прокат. В этом списке, к примеру, отсутствует фильм Сергея Овчарова «Сад», участвовавший в конкурсе ММКФ в 2008 году, но не нашедшая прокатчика, и приключенческая лента «Серко» с участием Алексея Чадова, вышедшая в России сразу на DVD, минуя кинотеатры. Фильм появился на киноэкранах только во Франции, где картина собрала 100 тысяч долларов.
Что в перспективе: Фильм Валерии Гай Германики «Ночник» о персонаже детских снов. Готовится также биографическая лента «Хармс», постановщиком которой выступит Иван Болотников.
Актер и продюсер Алексей Гуськов в качестве продюсера успел посотрудничать с Кириллом Серебренниковым и Александром Миттой, посодействовать развитию отечественной мультипликации, найдя финансирование для мультфильма «Незнайка на Луне». «Граница. Таежный роман» оказался весьма успешным телепроектом, да и фильм «Мусорщик» по сей день пользуется большой популярностью, но с 2004 года ни один фильм, созданный Гуськовым-продюсером не получил зрительского признания. Так, на военную драму «4 дня в мае» было продано лишь семь тысяч билетов.
Что в перспективе: О новый кинопроектах, которые планирует продюсировать Алексей Гуськов, пока ничего не известно.
Начинавший свой путь в киноиндустрию с обучения на экономическом факультете ВГИКа, в 1999 году он способствовал созданию комедии «Лицо французской национальности», в 2000 году вместе с Михаилом Колодяжным создали компанию CineMAX, занимавшуюся закупками на международных кинорынках фильмов для отечественного проката (так, им принадлежат права на прокат в России всех фильмов серий «Такси», «Неудержимые»), а с 2003 года, уже в качестве создателя кинокомпании «Коктебель», начал поддержку российских режиссеров так называемой «новой волны» — Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Василия Сигарева.
Фильмы студии принесли стране многочисленные международные награды, при этом публично порицались мэтрами Никитой Михалковым и Станиславом Говорухиным. Доля государственных средств в бюджете картин составляет от 30 до 50%, но награды, которые собирают картины, вполне искупают отсутствие результатов в прокате — ленты доходят до зрителя, в том числе, и посредством (уже закрытой, к сожалению) программы Александра Гордона «Закрытый показ» на Первом канале.
Что в перспективе: На студии «Коктебель» завершается работа над фильмом Михаила Местецкого «Тряпичный союз».
Киновед по образованию, Наталья Мокрицкая долгие годы проработала в компаниях, занимавшихся кинопрокатом в России, в частности в компаниях West и «Парадиз». В 2006 году создала компанию «Новые люди», первым фильмом которой стала трагикомедия Кирилла Серебренникова Изображая жертву.
Фильмы студии почти неизбежно получают награды российских и зарубежных фестивалей, но с прокатом не все так удачно. В 2001 году была предпринята первая попытка обратиться к теме подросткового кино, которой стала лента Мой папа — Барышников, в конце 2013 года на экраны вышла сказка Страна хороших деточек в постановке Ольги Каптур.
Этой осенью на экранах стартует два фильма, продюсированные Натальей Мокрицкой — драма Ивана И. Твердовского «Класс коррекции», собравшая ворох фестивальных наград, и лента Михаила Сегала «Кино про Алексеева».
Что в перспективе: Эпический исторический фильм «Битва за Севастополь», прокат которого начнется в апреле 2015 года. Дистрибьютором выступит «Двадцатый век Фокс СНГ». В запуске же анимационная лента «Дип», постановщиком которого выступит Максим Костенко. Проект будет создан совместно с Испанией.
Рано ушедший от нас продюсер Михаил Калатозишвили оставил наследство в виде постановки сценария Петра Луцика и Алексея Саморядова Дикое поле, награжденное на фестивале Кинотавр, а так же национальными премиями «Ника» и «Золотой орел», а также дебютную кинороль Елизаветы Боярской (если не считать эпизода в фильме Бункер) в ленте Василия Чигинского «Первый после Бога».<
КОПРОДУКЦИЯ С США
Во второй, довольно малочисленной, группе — имена продюсеров, которые снимают фильмы с привлечением иностранного капитала. В прокате их фильмы не пользуются большим спросом и основной доход приносят продюсерам от продажи на международных кинорынках и реализации прав на телевизионные показы.
Вокруг имени Сергея Конова — дяди нынешнего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева — и фильма Ты и я* в 2011 году разгорелся скандал. Бизнесмен Игорь Десятников, который почти полностью профинансировал создание ленты с участием солисток группы «T.a.t.u.», попытался вернуть хотя бы часть вложенных в картину в 2006 году средств, но ни в 2011-м, но позже, он от своего вклада в 17,6 миллионов долларов (и еще 600 тысяч долларов, которые прошли «мимо кассы»), ничего не получил. Выйди картина, как и было запланировано, в 2007 году, шансов заработать на ней, хотя бы в международном прокате, было куда больше — группа еще не совсем растеряла своей популярности. Но в таких случаях промедление подобно смерти.
Помимо «Ты и я», под крылом Конова и Минковского Василием Пичулом был снят фильм «Кинофестиваль», который, после единственного ночного показа на ММКФ, более нигде не демонстрировался. Продюсера затевали экранизацию «Войны и мира», с привлечением международных ресурсов, но, к счастью, грянул кризис.
Фильмы, спродюсированные Александром Невским, хотя и не имеют большого успеха в кинопрокате, хорошо продаются на телепоказы и VOD. При кажущейся убыточности, «Московская жара» оказалась довольно прибыльным проектом в том числе, и благодаря размещению в фильме product placement). Но из-за фактической смерти рынка DVD/Bluray, зарабатывать на таких фильмах становится гораздо сложнее.
Что в перспективе: Документальный фильм о бодибилдинге в России, режиссерский дебют Марка Дакаскоса и несколько иных международных проектов.
ПРОДЮСЕРЫ СРЕДНЕБЮДЖЕТНЫХ ФИЛЬМОВ (ДО 4 МЛН ДОЛЛАРОВ)
В эту группу вошли продюсеры, которые снимают недорогие фильмы. Часть проектов ориентированы на фестивальный прокат (но большого успеха там. как правило, не имеют), другие же предназначены для широкой зрительской аудитории, но особым успехом у этой публики не пользуются.
Александр Литвинов вместе с Алексеем Голодницким крепко подсели на государственные бюджеты, направленные на создание патриотического кино. Судите сами: «Калачи» Нурбека Эгена, 07-й меняет курс, Время собирать камни. Впрочем, если заметить, что Литвинов вместе с Алексеем Гуськовым и Михаилом Зильберманом заседают в экспертной комиссии Министерства Культуры РФ, занимающейся распределением средств по социально значимым кинопроектам, многие вопросы снимаются.
До сих пор не вышел на экраны фильм Нурбека Эгена «Шахта», спродюсированный Литвиновым, о сборах картины «Белый ягель» пока никаких новостей нет, но, очевидно, она не попадет даже в первую двадцатку по результатам уик-энда. Зато сериал «Обнимая небо» с большим успехом прошел в дневном эфире Первого канала.
Что в перспективе: О новых проектах Александра Литвинова пока ничего не объявлено.
Еще один завсегдатай списков, рекомендованных к финансированию экспертным советом МинКульта. Сама Воронецкая в этом экспертном совете не участвует, но аккуратно подгадывает свои фильмы под то, на что рекомендуется тратить государственные средства. И, как ни странно, ее проекты неизменно находят поддержку Совета! В 2013 году лента Иуда Андрея Богатырева (по совместительству — сына продюсера Воронецкой) получила награду ММКФ за лучшую мужскую роль и претендовала на «Золотого Георгия».
Что в перспективе: Два фильма Андрея Богатырева «Храм стихий» и «Материализация», а также экранизация повести Достоевского «Белые ночи», на которые в августе были выделены средства Министерства Культуры РФ.
Успешный телевизионный продюсер (два сезона «Тумана» на СТС, «Охотники за головами» с Елизаветой Боярской), в кино оказался не слишком удачлив. Долгострой «Сказка. Есть» вымотал немало нервов своим создателям, поколенческая история «Я» Игоря Волошина прошла мимо зрителя. Разве что «Бездельники», пускай и не собрали кассы, но получили свою порцию народной любви (к тому же стоили совсем недорого).
Что в перспективе: Фильм Валерии Гай Германики «Да и Да», спродюсированный Максимом Королевым и Надеждой Михалковой, получил награду за лучшую режиссуру на ММКФ, но, похоже, уже не выйдет на экраны из-за введенных цензурных ограничений. Однако за те короткие три дня ограниченного показа фильма в трех московских кинозалах, лента, кажется, собрала всю причитавшуюся ей кассу. Тем временем к выходу на экраны готовится лента «Федька» от режиссера нескольких сезонов «Солдат» Елизаветы Клейнот.
Глава Russian World Studios Юрий Сапронов собаку съел на телесериалах. При содействии Фонда по борьбе с незаконным распространением наркотиков, был создан фильм «Антидурь», но прокат его прошел незаметно. Успехи НТВ-сериалов «Зона» и «Автономка», снятых в помещениях клиники им. Кащенко, позволили расширить бизнес, переехать в Питер и построить в городе на Неве комплекс киностудии с гигантскими павильонами (благо RWS входит в состав госкорпорации «АФК Система»).
На открытие павильонов приезжал президент РФ Владимир Путин. Телевизионный контент RWS действительно делает складный, но вот попытки завоевать большой экран пока успехом не увенчались. Полюбившаяся фестивальной публике «Жажда» Дмитрия Тюрина в прокате выступила слабо, а «Дом на обочине», и подавно, незачем было выпускать в кинопрокат.
Что в перспективе: Экшн-драма «Борец» с Алексеем Чадовым, Оксаной Акиньшиной и Антоном Шагиным, два фильма для семейного просмотра — фэнтези «Хрустальный ключ» (с бюджетом в 2 миллиона долларов) и приключения «Семейка Триллера», а также военный фильм «Невидимая эскадрилья», на которую будет потрачено не менее 3,6 миллионов долларов.
Еще один член экспертного совета МинКульта, который, правда, не злоупотребляет служебным положением. Фильмы «Папа» и «Водитель для Веры» уже стали классикой отечественного кино и не заработали в прокате лишь потому, что выходили на экраны, когда кассовые успехи отечественного кино были скорее из области фантастики (максимальные сборы тогда достигали 3-4 миллионов). Что же до экранизации Тонино Гуэрры «Пыль времени», снятой Теодоросом Ангелопулосом, то эта картина, вероятно, имела определенный успех на международных рынках. Правда, информация эта недоступна.
Что в перспективе: Информации о новый проектах нет.
Начинавший с ученика осветителя и прошедший обучение на экономическом факультете ВГИКа, Обухов вырос на киностудии им. Горького от администратора съемочной группы и директора картины («Через тернии к звездам») до заместителя директора киностудии. С 2006 года он уже Генеральный директор компании «КАРО Продакшн». Но фильмы, произведенные на этой студии, кассового успеха до сих пор не имели. Самым удачным оказался первый фильм дилогии Павла Санаева «На игре», а вышедший минувшим летом мюзикл «Тайна четырех принцесс» смог отбить в прокате лишь треть своего бюджета.
Что в перспективе: Фильм Павла Санаева «Превращатель» уже снят и находится в монтаже. В съемочном периоде находится картина Елены Немых «Пересечения в пространстве», а к запуску готовится лента Славы Росса «Созвездие Марии».
В прошлом Армена Борисовича Медведева найдется и руководство Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР, и заведование отделом культуры народного образования при Министаретсве культуры СССР, и председательство в Госкино в 90-х.
Сегодня Армен Медведев —президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова») и президент Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу». Что побудило его поучаствовать в продюсировании таких спорных картин, как «Дед 005» и «Взрослая дочь, или тест на...», остается загадкой.
Еще один успешный телепродюсер, который в кино не смог правильно распорядиться своим богатым опытом. У двух картин в его фильмографии были большие шансы стать прибыльными (и они таковыми наверняка стали, благодаря телепродажам и реализации фильмов на носителях) — это «Поцелуй бабочки» и «Реальный папа», которому самую малость не хватило, чтобы собрать сумму, в равную затратам на производство.
Что в перспективе: Продюсерских проектов от Месхиева пока ждать не приходится — много сил отнимает работа над фильмом «Батальон смерти», спродюсированный Игорем Угольниковым.
Один из самых неоднозначных персонажей этого списка. Михаил Бабаханов начинал продюсерскую деятельность с проектов «Оргазм под бой курантов» (постановкой занимался сам Бабаханов) и «Особенности русской бани» Алексея Рудакова (с участием Виктора Бычкова), выходившими прямиком на VHS и DVD.
Сотрудничество с Алексеем Рудаковым продолжилось, когда на экраны вышли «Кожа саламандры», «Попса» Елены Николаевой (жены Рудакова), и прошедший мимо киноэкранов «День денег». На этом дружба закончилась и началась попытка делать бизнес — «Монтана» и «Близкий враг» Александра Атанесяна, «На ощупь» Юрия Грымова. Из этого списка лишь «Монтане» и «Попсе» удалось собрать в кинотеатрах сумму, сравнимую с затратами на производство (но учитывая 50% долю кинотеатров, этого недостаточно для покрытия расходов).
Что в перспективе: Ненужное продолжение «Близкого врага» под названием «Пока еще жива», которое пылится на продюсерской полке уже второй год и странный фильм «ЖЖ», показанный еще в 2013 году в конкурсе фестиваля «Окно в Европу».
В заключительной части материала самые громкие имена и самая многочисленная группа продюсеров, которые снимают фильмы дороже 5 миллионов долларов, но эти фильмы не окупаются в прокате.
ПРОДЮСЕРЫ СРЕДНЕ- И ВЫСОКОБЮДЖЕТНЫХ ФИЛЬМОВ (БОЛЕЕ 5 МЛН).
И, наконец, самая большая группа продюсеров, состоящая из тринадцати человек, финансировавшая порой очень дорогостоящие картины, которые имели в прокате плачевный результат. Среди них есть очень известные киноиндустрии люди, но и у них нет ни одной прибыльной ленты за последние десять лет. Многие люди в этом списке имеют большой опыт работы с телевизионным контентом и на нем зарабатывают основные деньги. Но,как известно, кино и телевизор — две большие разницы.
ОЛЕГ УРУШЕВ
Совокупный бюджет***: 9,4 | Общие сборы: 0,952 | Коэффициент окупаемости: 0,07 ***/ в бюджетах не указаны затраты на производство фильмов Соловьева и Фесенко, которые не выходили в кинотеатральный прокат
Будучи генеральным директором кинокомпании «Югра-фильм» Олег Урушев позволил состояться дилогии Сергея Соловьева «Анна Каренина»/«2-АССА-2», анимационному фильму Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза», спродюсировал национальный экшн Олега Фесенко «Лед. Сага о Хантах. Югра», вышедший исключительно на экраны кинотеатров Ханты-Мансийского автономного округа.
Фактически, вся поддержка кино с его стороны была сродни меценатству, правда, за государственный счет. После ухода его с поста руководителя компании, новое руководство ее обанкротило и заявило о многомиллионных хищениях, которые, правда, не были доказаны.
Что в перспективе: Мы, очевидно, никогда не увидим фильма «Голова на плахе» Павла Чухрая по сценарию Александра Миндадзе — проекта об Александре Меньшикове, который был уже частично профинансирован, но так и не перешел в стадию производства.
Основатель WeiT Media Тимур Вайнштейн крайне успешен на телевизионном поприще — его компания владеет правами на несколько популярных телевизионных шоу, в числе которых «Один в один» и «Десять миллионов», выпускает пачками рейтинговые сериалы, а этой осенью на канале «Россия 1» стартует первый сезон «Родины» — ремейка ««Чужого среди своих»» (Homeland) — в постановке Павла Лунгина. Но с кинопроектами не задалось — спродюсированная им комедия «Если бы да кабы» вошла в тройку самых убыточных российских кинокартин. Прочие картины также не порадовали высокими кассовыми сборами, а анимационный фильм «Попугай club» вышел сразу на канале ТНТ, миновав киноэкраны.
Что в перспективе: Съемки продолжения советского истерна Юлия Гусмана «Не бойся, Я с тобой. 1919» были завершены еще в 2012 году, но только в ноябре картина должна выйти на отечественные экраны. В дальнейших планах — комедия «Бармен», которую продюсер представлял на питчинге Фонда кино в 2013 году.
Учитель множества молодых дарований, вроде Таисии Игуменцевой, Екатерины Шагаловой, Юрия Быкова и Ивана И. Твердовского, сам не смог спродюсировать ни одного прибыльного фильма. Большие надежды возлагались сначала на «Край», потом на «Восьмерку», но даже экранизация популярного романа Захара Прилепина не смогла возбудить современного зрителя на подвиг похода в кино. Как результат — отчаяние и судебный иск в отношении Таисии Игуменцевой, которая поделилась чужой ссылкой на размещенный в Интернете собственный фильм «Отдать концы». Режиссер действовала из благих побуждений — если кто-то выложил фильм, значит его должны увидеть хотя бы ее друзья. В студии «Рок» решили иначе.
Что в перспективе: Вскоре на экраны выйдет драма Юрия Быкова «Дурак», отмеченная на Кинотавре за лучший сценарий. Сам же Учитель готовится к съемкам драмы «Матильда Кшесинская». В планах же лента «Огни Большой деревни», «Стокгольмский синдром» и «Сокровища Ермака».
Молодой продюсер Антон Мельник, окончивший Институт практического востоковедения с темой исследования «Социально-экономические аспекты киноиндустрии в Индии» и магистратуру экономического факультета МГУ с темой исследования «История управленческой мысли в производстве услуг (на примере киноиндустрии)», под знаменем кинокомпании «Андреевский флаг» успел спродюсировать фестивальный хит Марии Саакян «Маяк», проект Сергея Бодрова «Монгол. Фильм первый» и режиссерскую работу своего отца «Новая земля». Формально «Монгола» можно было бы считать убыточным, если забывать о том, что международный кинотеатральный прокат принес 20 миллионов долларов и, очевидно, картина неплохо продавалась на носителях.
Что же до «Новой земли», то этот фильм получил специальный приз жюри Кинотавра, как «Лучший коммерческий проект», но, увы, по факту таковым не стал, собрал в прокате лишь шестую часть своего 12-миллионного бюджета.
Что в перспективе: С марта 2013 года в пост-продакшне находится новый фильм Александра Мельника «Территория» о советских золотоискателях на берегу Северного Ледовитого океана в 1960-м году. Проект профинансировали лидирующие компании нефтяной отрасли. Картина должна была дойти до проката в 2014 году, но, похоже, процесс затягивается, а дистрибьютора у нее по прежнему нет.
Успешный актер и телевизионный продюсер Сергей Жигунов с кинопроектами весьма осторожен, но не всегда столь же успешен. «Код апокалипсиса», стоивший 19 миллионов, в России собрал 8 и еще 2,55 миллиона ему принес международный прокат (не считая продаж на носителях), так что шансы у фильма не только окупиться, но и принести прибыль, были. Но мы здесь считаем только сборы от кинопроката.
Отдельного упоминания достойна экранизация романа Александра Дюма Три мушкетера. в которой Жигунов, в том числе, и в качестве режиссера-дебютанта. Формально, фильм с треском провалился, собрав в прокате лишь десятую часть своего бюджета. Но стоит иметь ввиду, что фильм изначально создавался, как телесериал и 12 миллионов были потрачены по 1,2 миллиона на каждую серию. Учитывая тот факт, что десятисерийный проект купили для показа более чем в 21 странах, числе которых Скандинавия, Бразилия, Мексика, Япония, Китай, Тайвань, вся Европа, кроме Англии, когда за каждую серию платят от ста тысяч до миллиона долларов, проект оказался более чем прибыльным.
Что в перспективе: Никакой информации о новых кинопроектах Сергея Жигунова пока не появлялось.
Екатерина Маскина на протяжении долгих лет является продюсером фильмов Станислава Говорухина. Вероятнее всего, студия «Вертикаль» зарабатывает на производстве проектов для телевидения (многосерийный фильм «Грозовые ворота» и детективный сериал «Женская логика» регулярно показываются на телеканалах), но с кинопрокатом дела обстоят гораздо хуже.
Что в перспективе: Нуар-триллер Станислава Говорухина «Weekend» через год после показа на Кинотавре, должен выйти на отечественные экраны в ноябре. Кроме того, готовятся к прокату детские фильмы «Тайна темной комнаты» и «Дневник мамы первоклассника». В монтажно-тонировочном периоде находится новая работа Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», рассказывающая о небольшом этапе жизни Сергея Довлатова.
Расцвет деятельности Сергея Зернова, как кинопродюсера, пришелся на период управления им Центральной студией научно-популярных фильмов «Центрнаучфильм», переименованной вскоре в «Центр национального фильма». За это время на свет появились два фильма Георгия Шенгелия, драма Дениса Нейманда «Открытое пространство», и несколько анимационных и документальных фильмов. Еще перед началом кризиса, Зернов сколачивал команду аниматоров-мультипликаторов, готовых работать в технике 3D-анимации, чтобы создать проект «Звездные собаки: Белка и Стрелка».
В то время битва за аниматоров была нешуточная — в производстве находилось несколько крупных проектов (два из которых: «Лягушачий рай» продюсера Сергея Баженова и «Последний человек из Атлантиды» Александра Атанесяна, так и не были завершены). 22 июля 2008 года указом Президента РФ Дмитрия Медведева был назначен на должность директора Департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, где и проработал до конца 2010 года, когда возглавил Киностудию им. Горького.
Несмотря на то, что анимационные фильмы про Белку и Стрелку не приносят прибыли в прокате, они позволяют продюсерам неплохо заработать на лицензировании товаров, использующих изображение персонажей. К тому же продолжается производство многосерийного телесериала о звездных собаках, который позволяет поддерживать продажи.
Что в перспективе: Следом за «Дочерью» — награжденной на Кинотавре-2013 за лучший дебют, но получившей проката, мимо зрителя, похоже, пройдет залежавшееся на полке «Последнее лето», показанное на фестивале «Окно в Европу», хотя у этого фильма вполне мог бы быть зритель. Похоже, что в новом фестивальном сезоне нас ждет спродюсированная Зерновым новая работа с Ивана Вырыпаева «Спасение» о католической монахине, приехавшей в Тибет.
Основатель студии «Никола-фильм», Игорь Каленов начинал работу в кинобизнесе с продюсирования таких проектов, как «Два капитана II» Сергея Дебижева, «Увлеченья» и «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Над темной водой» Дмитрия Месхиева и «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана. В 2005 году, вместе с Андреем Сигле и Александром Роднянским поучаствовал в продюсировании фильма Александра Сокурова «Солнце». Самым дорогим в его карьере стал фильм «Александр. Невская битва», собравший в прокате лишь треть своего бюджета. Самым же успешным оказалась комедия «Укрощение строптивых», которая, благодаря частым телепоказам, давно вернула затраты на свое производство.
Что в перспективе: Анимационный проект «Безумная планета» с бюджетом в 3 миллиона долларов США, производство которого только началось, и четырехмиллионное семейное фэнтези «12 месяцев. Новая сказка», выход которого запланирован на февраль 2015 года.
Директор киностудии Мосфильм Карен Шахназаров продюсирует, как правило, только те фильмы, которые снимает сам. Самым дорогим в производстве стал «Белый тигр», который безнадежно выставили на соискание премии «Оскар», а самым успешным — «Всадник по имени Смерть», но вовсе не благодаря кассовым сборам, а декорациям старой Москвы, которые за десять лет с момента возвещения на территории Мосфильма, сдавались в аренду под съемки различных фильмов и сериалов такое количество раз, что давно окупили производство не только «Всадника», но и, наверное, всех прочих фильмов режиссера и продюсера.
Что же до самого коммерчески успешного фильма «Исчезнувшая империя» (по соотношению затрат на производство к кассовым сборам), то Шахназаров попытался подоить одну корову дважды: перемонтировав и переозвучив, он отправил ее в повторное плавание по экранам кинотеатров спустя пять лет под новым названием «Любовь в СССР». Правда, публика не купилась на обманку.
Что в перспективе: Слухи о фильме «Мы из джаза 2» появились еще в 2010 году, но, судя по всему, если съемки и начинались, то до сих пор не завершены. И будут ли завершены — непонятно.
Пожалуй, главная ошибка. которую совершил Атанесян в продюсировании, это то, что он решил заняться созданием анимации с Владленом Барбэ. Первые кадры вольной экранизации «Человека-амфибии» Александра Беляева под названием «Последний человек из Атлантиды» появились еще в 2010 году, но до сих пор проект не дошел до экранов, хотя продюсеры и обещают показать его публике в 2015 году. Впрочем, выпустив на экраны свежую работу Барбэ «Печать царя Соломона», Атанесян признался, что не только эти пять миллионов долларов, но и те, то были пущены на экранизацию Беляева, были, похоже, потрачены впустую.
Что же до «Близкого врага» (ранее носившего название «Убить Короля»), то пленка, которая осталась от съемок этого фильма (а также та, что сумел сэкономит оператор Михаил Мукасей на другом своем фильме), была пущена на экранизацию пьесы Рэя Куни «Не обслуживается», дошедшей до экранов под названием «На измене?!». Наряду с «Монтаной», этот фильм стал самым коммерчески успешным в карьере продюсера.
Что в перспективе: Помимо анимации, у Атанесяна в рукаве продолжение фильма «Близкий враг» «Пока еще жива», в котором свою последнюю роль успел сыграть Андрей Панин. Кроме того, к производству заявлен фильм «Их трое» (или «Русская пятерка»), который Атанесян собирается снимать по собственному сценарию.
И снова успешный телепродюсер в кино оказался не слишком прозорлив. Если не вспоминать о заведомо некоммерческих «Точке», «Я остаюсь» и «Однажды в провинции», остальные фильмы, в принципе, могли бы коммерчески успешными. Но не стали. Самым мощным провалом в карьере Мороза-продюсера, бесспорно, можно считать недавний Форт Росс: В поисках приключений — фильм, пролежавший без дистрибютора больше года, даже и заметной рекламной кампании на центральных телеканалах и на «наружке», смог вернуть в прокате лишь 4% от своего 6,9 миллионного бюджета! То есть, абсолютный убыток составил 6,5 миллионов долларов (и это не считая затрат на рекламу).
Что в перспективе: Юрий Мороз еще в 2011 году объявил, что планирует экранизировать «Человека-амфибию», пригласив в качестве режиссера-постановщика Сергея Бодрова, и потратить на фильм 8 миллионов долларов. По состоянию на 2013 год, он еще намеревался заниматься этой картиной, но до сих пор непонятно, как на планы повлияли кассовые результаты «Форт-Росса».
Покончив с криминальной темой Антикиллера, Бахшиев попытался переключиться на романтическое кино, сняв неавторизованный ремейк «Знакомства вслепую», но эксперимент провалился. Самым рискованным, и, в то же время, успешным, в карьере продюсера за прошедшие десять лет остается «Параграф 78», который, учитывая регулярные телевизионные трансляции, и значительные средства, привлеченные в качестве product placement, давно приносит прибыль своим создателям. Хотя, возможно, не будь этот фильм разбит на две части, его успех был бы гораздо больше.
Кроме указанных в списке, был еще фильм Руслана Бальтцера «Забава», снятый за 1,5 миллиона долларов, но отправившийся прямиком на канал «TV1000 Русское кино».
Что в перспективе: С большим кино, кажется, на время покончено. Юсуп Бахшиев заявил о готовящейся экранизации повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и уже почти снятой для канала СТС экранизации романа Александра Миррера «Главный полдень», которая выйдет в эфир под названием «Посредник». Правда, с момента анонса сериала прошло так много времени, что за его судьбу уже пора начать серьезно волноваться.
Несмотря на немногочисленный список проектов, главной заслугой Сергея Грибкова считается тот факт, что он, одним из первых доказал, Что российское кино способно собирать кассу, сравнимую с американской продукцией. Случилось этот на проектах «Даже не думай» (2003 год, бюджет 0,7 млн $, сборы 0,85 млн $) и «Даже не думай 2: Тень независимости» (2004 год, бюджет 2,0 млн $, сборы 2,1 млн $). До выхода этих картин, лишь три российских фильма собирали свыше миллиона долларов — «Сибирский цирюльник», «Брат 2» и «Бумер». А тут с разницей в год — более чем двукратный прирост сборов.
В том же 2004 году, на волне успеха вышел фильм Евгения Лаврентьева «Личный номер», эксплуатировавший больную тему с захватом заложников на мюзикле «Норд-Ост», также спродюсированный Грибковым. «Личный номер» собрал невиданные для российского кино 4,5 миллиона долларов. И хотя это все были убыточные проекты, на фоне подобных кассовых достижений российских фильмов об этом никто даже не думал.
Что в перспективе: Сериалы «Посредник» и «Понедельник начинается в субботу» Юсуп Бахшиев разрабатывает вместе с Сергеем Грибковым. Но есть у Грибкова и один проект, который с 2012 года так и не достиг киноэкранов. Речь идет о фильме «Варвара 3D» с участием Евгения Сидихина и Анны Снаткиной. Историческую драму о крестоносцах, пришедших на Русь в 12 веке, снял по собственному сценарию режиссер сериала «Неотложка» Геннадий Каюмов. Какова дальнейшая участь этого проекта, науке неизвестно.
В последние годы количество фильмов, на которые выделялись деньги без счета, значительно поубавилось. Несомненно, свою роль сыграл кризис 2008 года, после которого распределение государственных средств стало вестись менее бесконтрольно, больше стало работы с аудиторией, меньше случайных людей и тех, кто зарабатывал на производстве больше, чем рассчитывал получить с проката. К тому же появились игроки на рынке, которые показали, что нет необходимости тратить значительные средства, чтобы снимать зрительские фильмы, которые не только собирают широкую аудиторию, но и приносят доход.
И, тем не менее, в индустрии остаются люди, которые продолжают стрелять по аудитории дробью — авось кого-то зацепит или ориентируются в своем творчестве исключительно на собственный вкус, без оглядки на требования аудитории.