"Серое, невыразительное утро, размеренно-скучное, как все финансы в швейцарских банках. Подтягивались на работу секретарши. Вскрывалась почта. В одном из конвертов, доставленных в это утро обычной почтовой курьерской развозкой, банковский служащий обнаружил... валютные ценности на 4 (четыре) миллиарда (!) долларов, присланные в швейцарский банк в обеспечение запрашиваемого кредита. История умалчивает о том, какие успокоительные средства из банковской аптечки были выданы этому бедолаге. А попавшие таким образом в Union Bank of Switzeland валютные векселя, выпущенные по распоряжению правительства Республики Саха (Якутия) и обеспеченные всеми недрами этой республики, были немедленно переправлены в распоряжение чиновников с более крепкими нервами — швейцарскую генеральную прокуратуру.
Почему? Да потому, что, по мнению скучных швейцарцев, то, чего в финансовом мире быть не может, является нарушением, подделкой или на худой конец мошенничеством. Такое разгильдяйски беспечное перемещение ценных бумаг на астрономические суммы является сюрреализмом или буйным помешательством всех к этому причастных. А сумасшедший должен не заниматься бизнесом, а сидеть в психушке, так же как вор — в тюрьме. Надо отметить, что все наихудшие подозрения швейцарцев в незаконном характере этих векселей и наличие криминальной составляющей в их обороте впоследствии подтвердились.
Едва ли не самое захватывающее в журналистском расследовании — это когда киевский дядька неожиданно пересекается с огородной бузиной. «Капуста», то есть, тьфу, бузина, всплыла в Швейцарии. А про «дядьку» написали в январе этого года несколько информагентств и газет, сообщив об аресте экс-министра финансов Якутии Сергея Яныгина. Он якобы участвовал в мо-шенничестве с якутскими векселями, пытаясь втюхать их какой-то (ну, разумеется, швейцарской) фирме. Комментарии официальных лиц правительства Якутии к этому печальному ин-циденту не могли не восхищать явными противоречиями — от утверждений, что эти векселя совсем не выпускались (поскольку не было согласия в своё время Министерства внешнеэкономических связей Якутии), до заверений, что движений средств по ним не было и, вообще, вся эмис-сия была торжественно уничтожена.
Интересно, не спятил ли совсем, прочитав это, тот швейцарский клерк, державший их в руках? Пожалели бы несчастного...
Молчали, как партизаны на гестаповском допросе, и в якутской прокуратуре, и в МВД. «Да мы сами понять ничего не можем», - доверительно сообщил мне по телефону начальник следственного комитета МВД по Дальневосточному федеральному округу Геннадий Корнилов. Действительно, заморочили бедным людям головы. Ну и что, что сам Корнилов в те годы как раз работал замруководителя МВД по Якутии? Ну мог же человек забыть?
О причинах такой амнезии - разговор отдельный.
«Вот тут один из моих якутских знакомых находится в розыске, — так же доверительно сообщил мне один банкир. — Некто Сергей Яныгин».
Журналисты тоже могут быть патриотами. Мне захотелось помочь розыску; сообщив, вде я виделась накануне с этим самым Яныгиным, и поделиться с банкиром его координаторами. Тем более что тот сам против этого не возражал. И даже согласился предоставить некоторые документы, проливающие свет на эту невероятную историю.
Другие бумажки в ходе расследования пришлось выклянчивать у некоторых нестой-ких представителей правоохранительных органов. И уж совсем занятные из документов добывать... ну... как бы это... в общем, журналистику не зря сравнивают с разведкой.
Удалось мне пообщаться и с упоминавшимся в газетных сообщениях «гражданином Швейцарии» Аделем Громовым, якобы арестованным вместе с Яныгиным. Он не был ни арестован, ни гражданином Швейцарии и о «мошеннических» своих действиях с удивлением узнал из газет.
В поисках же некоторых других фигурантов дела весьма помогло то обстоятельство, что якутское землячество в Москве, хоть не так велико, но весьма сплоченно. И своих национальных героев (а не только Пал Палыча Бородина) там знают. А уж про эту историю в правительстве Якутии, в котором в своё время успели поработать многие из московской якутской диаспоры, не слышал разве что ленивый.
Например, про то, как в 1994 году в Якутии появился представитель некоей аме-риканской фирмочки Akbrut Associates Ltd, который стал предлагать руководству республики привлечь в неё - и немедленно - многомиллиардные инвестиции. Можете не искать эту фирму в международных деловых справочниках.
Фирма, которую руководство правительства богатейшего российского региона в переписке почтительно именует потом «американской финансово-промышленной компанией», была зарегистрирована её руководителем - Александром Акбрутом в начале 1989 года с уставным капиталом в... тысячу долларов. Приведём дальше выдержки из некоей записки, подготовленной в ходе расследования дела одной известной отечественной спецслужбой.
«В ходе проведённых проверочных мероприятий было установлено, что указанная фирма зарегистрирована 31.01.89 г. Александром Акбрутом по его домашнему адресу: 12 CLIFFSIDE DR. LIVINGSTON, NEW JERSEY. 07039. Уставной капитал - 1000 долларов США. Сфера деятельности компании — оказание посреднических и консультационных услуг. Общий годовой оборот оценивается в сумму до 200 тыс. долларов США. В фирме работают только А. Акбрут и его жена — Берта Акбрут, которым и принадлежат акции компании на сумму 1000 долларов США. Обращает внимание тот факт, что на некоторых фирменных печатях AKBRUT ASSOCIATES, LTD указывается адрес офшорной зоны ST. JOHN'S, ANTIGUA.
По имеющимся сведениям, А. Акбруг родился в 1937 г. в СССР; в 1972 году окончил аспирантуру МГУ им. Ломоносова, с 1959 по 1979 год работал в Молдавии в объединении «Южэнергоремонт», с 1979 по 1989 г. — служащий американской компании EBAS СО (г. Нью-Йорк). Его жена Б. Акбруг родилась в 1938 г. в СССР, с 1960 по 1975 г. также работала в «Южэнергоремонте», с 1975 по 1989 г. — служащая различных американских компаний».
Что характерно - теперь в правительстве Якутии все дружно запамятовали, кто же впервые привёл и рекомендовал этого финансового гения. Как водится, все кивают друг на друга, крутя пальцами у виска.
Ещё бы. Воспитанный «Южэнергоремонтом» (а может, ещё какими организациями?) финансист предложил облечённым властью государственным мужам схему, не столь гениальную, сколь беспрецедентно наглую. Выпускаются векселя. Нет, не правительством — такие фокусы уже в эти годы были стрёмными, - а, скажем, уполномоченным правительством банком. Им был выбран республиканский Сахакредитбанк. Авалируются, то есть гарантируются, правительством. Потом под их залог в республику привлекаются инвестиции. По окончании срока обращения векселей, который был определён в пять лет с возможной пролонгацией, происходит обратный обмен — кредита на ценные бумаги.
Ну и что ж тут такого необычного? Для финансовых транзакций — схема вполне рутинная. Да если бы не ряд обстоятельств.
Во-первых, в некоторое остолбенение приводил масштаб сделки. Общий её объем был 7 (семь) миллиардов долларов США. Экая малость. Самая смелая фантазия не могла подсказать мне, кто кроме колумбийского картеля и шейха из Арабских Эмиратов может одномоментно предоставить затерявшейся на краю географической карты республике такие средства. Но это ещё ничего. Трудно было поверить и в то, что республика смогла бы эти векселя когда-нибудь выкупить назад. Сто миллионов долларов, сум-ма, причитающаяся только по одному векселю, — это, как сообщили газеты, треть сегодняшнего якутского бюджета.
И самое главное. Способ, каким эти векселя были гарантированы, также находится за гранью реальности.
В генеральном обязательстве, подписанном в адрес Сахакредитбанка тогдашним председателем правительства Юрием Кайдышевым, сии вексельные обязательства были гарантированы... активами Республики Саха (Якутия) и банку предоставлялось «право списывать в надлежащих случаях эквивалент выплаченной им суммы в иностранной валюте с активов правительства Республи-ки Саха (Якутия)».
А документ, подтверждающий ресурсы (то есть активы) Республики Саха (Якутия), стоит того, чтобы воспроизвести его полностью.
«Правительство Республики Саха (Якутия) настоящим под-тверждает наличие активов, ресурсов, сырья, имущества и недвижимости на 08 июня 1995 года.
Республика Саха (Якутия) на 08 июня 1995 года располагает балансовыми активами и имуществом в объёме 5,5 (пять с половиной) миллиарда долларов США. В стоимость активов и имущества включены: недвижимость, земля, рудники, лес, заводы.
В качестве залоговых активов Республика Саха (Якутия) располагает: Залоговые цен-ности:
— ювелирные камни на сумму 600 000 000 (шестьсот мил-лионов) долларов США».
Для справки. Население Якутии на тот момент составляло миллион сто тысяч человек. По уровню разрыва в доходах са-мых обеспеченных и самых бедных этот край в России до сих пор на одном из первых мест.
«А почему вы под эти векселя население республики, своих работников не заложили? Это ведь тоже активы», — поинтересовалась я у одного из участников событий. Ответом мне было обиженное сопение. Понятно. Не получилось.
Оставим в стороне такие, интересные лишь финансистам, подробности сделки, как оформление её трёхсторонним договором между правительством Якутии, Сахакредитбанком и «Акбрутом», который должен был привлечь инвестиции. Ладно, спишем на финансовую неграмотность якутских служак то обстоятельство, что векселя на миллиарды эти были оформлены в адрес «Акбрута», собственный оборот которого, по справке ФСБ, едва достигал сотен тысяч долларов. Можно (ну с кем не бывает) оставить без внимания то обстоятельство, что в балансе Сахакредитбанка эти векселя не нашли вопреки всем банковским законам вообще никакого отражения. И такие пикантные обстоятельства, что в соответствии с тем же договором векселя вообще не должны были пересекать границы территории республики до момента поступления инвестиций. Можем даже закрыть глаза на беспрецедентные финансовые условия обращения векселей, предусмотренные рядом дополнительных договоров. Так, размещение векселей предполагалось под 20% (двадцать процентов) (!) от но-минала, а полученная в результате обращения векселей прибыль должна была делиться между подельщиками, «Акбрутом» и Сахакредитбанком, поровну. Посреднику же, который первым донесёт вексель до потенциального инвестора, полагалось аж 10 процентов. Согласитесь, такие заложенные в эти бумаги доходы заботу о благе республиканского бюджета мало напоминают.
Интересно другое. Деньги, обещанные под векселя, в республику, по крайней мере официально, по прошествии двух лет так и не поступили. Поэто-му сделку эту было решено аннулировать. Вот тут-то и обнаружилось, что сделать это будет крайне затруднительно, поскольку некоторая часть этих векселей вопреки всем договоренностям уже давно находится за границей и участвует в финансовых операциях.
Самое занятное — некоторые официальные лица правительства Якутии, такие, как и.о. вице-премьера Александр Кугаевский, на полном серьёзе ещё в январе утверждали, что «по решению контрольно-ревизионного управления Минфина Якутии, признавшего эмиссию валютных векселей летом 1995 года незаконной, все эти векселя в 2000 году были арестованы, опротестованы, возвращены в республику и уничтожены физически (сожжены)».
Интересно, а что же тогда получили в швейцарском банке? И зачем понадобилась вся эта инсценировка с арестом Сергея Яныгина?
Из оперативной справки ФСБ в отношении иностранной фирмы AKBRUT ASSOCIATES LTD
По полученным сведениям, фирма AKBRUT ASSOCIATES LTD развернула активную деятельность на территории РФ, предлагая разные услуги по открытию кредитных линий и обеспечению инвестиций, используя при этом в своих материалах названия ряда крупных западноевропейских, российских и латвийских банков, а также американских компаний, имеющих представительства в России.
По данным ФСБ РФ, американская компания AKBRUT ASSOCIATES INC (возможно, название AKBRUT ASSOCIATES LTD) проходит как организация, возможно используемая в качестве прикрытия для проведения подрывной деятельности спецслужбами.
С конца 1994 года в адрес российских министерств и ведомств, администраций ряда городов Калининградской, Ростовской, Свердловской областей от московского представительства фирмы SORBOR CORPORATION, связанной с AKBRUT ASSOCIATES LTD, поступали предложения по организации предоставления долговременных кредитов в сумме от 50 до 200 млн. долларов США на реализацию проектов, реконструкцию морских портов, предприятий ВПК и добывающих отраслей.
Кроме того, по данным УФСБ России по Иркутской области, в действиях представителей американской финансово-инвестиционной Фирмы AKBRUT ASSOCIATES LTD в период их нахождения в Иркутской области в 1995 году были зафиксированы признаки сбора экономической и разведывательной информации. Указанная деятельность со стороны представителей компании осуществлялась под предлогом предоставления иностранных инвестиций в экономику региона.
По информации из УФСБ РФ по Оренбургской области, данная компания в октябре 1996 года обращалась в администрацию Оренбургской области об открытии на льготных условиях кредитной линии АКБ «Южный Урал» (г. Оренбург) в размере 600 млн. долларов под гарантии нотариально заверенных и подписанных правительством Оренбургской области банковских векселей на сумму 1,2 млрд. долларов США.
"