Кроме Китая США пригласили принять участие в санкциях против России Сингапур, Корею, Швейцарию и Норвегию
" Подговорщик Госдеп
Координатор Госдепартамента США Дэниэл Фрид сообщил премьер-министру Украины Арсению Яценюку о проведении Вашингтоном официальных консультаций с Китайской Народной Республикой, Швейцарией, Норвегией, Республикой Корея и Сингапуром с целью поддержки ими санкций против РФ в связи с ситуацией в Украине. Об этом 22 августа на брифинге заявил спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко, передает корреспондент НБН .
«Арсений Яценюк провел встречу с сенатором США Вильямом Нельсоном. Глава правительства поприветствовал инициативы американских законодателей, направленных на расширение объемов военно-технического сотрудничества с Украиной, а также высоко оценил принципиальную позицию американской администрации относительно защиты независимости и демократического выбора Украины, поддержки борьбы украинского народа полив управляемых Россией террористов», – сказал г-н Лысенко.
Также вице-спикер Европарламента Ричард Чернецкий, по словам спикера СНБО, «предложил исключить российский рубль из международного финансового оборота с целью влияния на экономику РФ в связи с ситуацией в Украине».
Кроме того Андрей Лысенко сообщил, что «член Европарламента Яромир Штетина, который на днях вернулся из Донбасса, заявил, что конфликт на Востоке Украине не является этническим. Что на Востоке идет не гражданская война, как это пытается доказать московская пропаганда».
Таким образом, Соединенные Штаты надеются убедить разные страны подключиться к санкциям против России, которые были введены Западом из-за украинского кризиса. Консультации по этому поводу ведутся с Китаем, Южной Кореей и Сингапуром, заявил в эксклюзивном интервью литовскому изданию Alfa Дэниел Фрид, отвечающий в Государственном департаменте США за санкционную политику. В Госдепе ИТАР-ТАСС в четверг подтвердили достоверность этой публикации.
Госсекретарь США Джон Керри и глава МИД КНР Ван И Фото: Nicolas Asfouri / AP
Хотя Фрид не уточнил, как отреагировали на предложение в Пекине, Сеуле и Сингапуре, очевидно, что самым крупным игроком в войне санкций может стать Китай, последовательно и стремительно наращивающий свою экономическую мощь. Ранее пресса писала, что именно КНР может извлечь крупную выгоду из противостояния Запада и РФ. Пока Китай поддерживает Россию, однако не исключено, что в случае обещания определенных выгод с противоположной стороны может и изменить свою позицию, пишет NEWSru.com.
Отвечая на вопрос о том, какие страны готовы поддержать санкции против России, Фрид отметил Норвегию и Швейцарию. «Мы также ведем переговоры с Южной Кореей и Сингапуром, у нас были консультации с Китаем, и мы будем продолжать свои консультации», — сообщил Фрид.
Координатор госдепартамента также уверен, что данные санкции нанесут существенный ущерб экономике России, отмечает «УКРинформ».
"Такие вещи трудно оценить количественно, но, по нашему мнению, прямое воздействие будет существенным, а непрямое - тем более", - заявил сотрудник госдепартамента.
Если США удастся «прогнуть» Китай, России придется несладко, рассуждает «Свободная пресса». Напомним: мы только-только договорились с китайцами о вытеснении доллара из структуры взаимных расчетов в торговле – проект соответствующего соглашения подготовили российский Центробанк и Народный банк Китая. А ранее, в мае, КНР и РФ подписали масштабное газовое соглашение стоимостью примерно 400 млрд долларов. Согласно ему, с 2018 по 2048-й годы «Газпром» ежегодно будет поставлять Китайской национальной нефтегазовой корпорации до 38 млрд кубических метров газа.
В целом, Китай является крупнейшим отдельно взятым торговым партнером России: в 2013-м году объем двусторонней торговли составил 90 млрд долларов. Еще до заключения газового соглашения стороны надеялись удвоить этот показатель к 2020 году. А после введения антироссийских санкций со стороны США и ЕС форсированное развитие связей с Поднебесной стало для РФ геополитическим приоритетом, поскольку позволяет Кремлю заместить импортные западные товары с помощью китайского рынка.
Мнения экспертов
Эксперты уверены, что ни уговорить, ни заставить Китай присоединиться к санкциям против России Вашингтону не удастся, пишет издание «Актуальные комментарии». Такого мнения придерживается и журналист, политический консультант, неоднократный победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман.
Он уверен, что ничего нового Вашингтон предложить странам в юго-восточной Азии не может. Так, Вассерман в беседе с «Актуальными комментариями» отметил:
«Насколько я могу судить, Запад сейчас может предложить остальному миру одну приманку, до недавнего времени очень лакомую – это возможность торговать на западных рынках. А эти рынки эти еще недавно были богатейшими в мире.
Не буду углубляться в то, по каким причинам именно эти рынки являются богатейшими, достаточно того факта, что приманка очень лакомая. И именно поэтому Запад начнет сейчас уговаривать многие азиатские страны, заинтересованные в сотрудничестве и содружестве с Российской Федерацией, отказаться от этого сотрудничества. И, по сути, Вашингтон намекает на то, что в случае присоединения к санкционному пакету против России он сможет чем-то эти страны вознаградить. Но проблема в том, что на данный момент Вашингтон может только намекать, но не обещать что бы то ни было внятно, потому что сейчас идет вторая "Великая депрессия". Первая, как мы знаем, началась в 1929 году и закончилась только в 1939-м Второй мировой войной.
По сути, сейчас Соединенные Штаты Америки не могут предложить другим странам новую выгоду. В свою очередь, мы можем предложить тому же Китаю гораздо меньший рынок, чем западные страны, но Москва может гарантировать, что этот рынок никуда не денется. А это разница качественная.
Поэтому страны, получившие западное предложение, не сочтут, что от этого невозможно отказаться. А будут следовать перспективе создания новых рынков с нашим участием именно в надежде на то, что эти рынки, оказавшиеся в стороне от механизмов, породивших "вторую великую депрессию", будут развиваться и впредь. Я, конечно, не исключаю наличия каких-то конъюнктурных соображений, но стратегические перспективы, на мой взгляд, предпочтительны у того рынка, в который войдет Российская Федерация», считает Вассерман.
– США имеют достаточно рычагов давления на Китай, – уверен директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. – Америка для Поднебесной – торговый партнер номер один. Причем, речь идет не только о поставках в Штаты китайских товаров, но и о капиталовложениях американо-китайских компаний на территории США, а также скупке американских активов китайскими компаниями. Последние два пункта для КНР сегодня намного важнее, чем прямая торговля. Поэтому основной рычаг давления Вашингтона – это мягкое запугивание Пекина ограничением действий китайских компаний на американском рынке. Другой эффективный рычаг – угроза ввода антидемпинговых санкций против китайских товаров. Это ощутимо снизит прибыль китайских компаний: себестоимость производства в КНР сейчас немаленькая – в Китае стабильно растут зарплаты, и единственный способ снизить стоимость товара заключается в удешевлении логистики. Другими словами, антидемпинговыми мерами Вашингтон может ударить Пекин в больное место.
Плюс, США могут ограничить доступ китайцев к передовым технологиям. Пекину это тоже не на руку: в высокотехнологичных отраслях, – например, в самолетостроении, – Китай отстает от США очень серьезно.
Наконец, Штаты могут начать серьезную антикитайскую игру в Восточной и Юго-Восточной Азии. Скажем, вбивать клинья между Китаем и Южной Кореей, Японией, а также странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), пишет «Свободная пресса».
«Вести FM» публикуют мнение президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, который полагает, что у США достаточно аргументов, которые Китаем могут быть услышаны, но у Китая есть и встречные аргументы, то есть это взаимозависимость Китая и Соединенных Штатов. В принципе, можно представить себе ситуацию, при которой Китай из-за тех или иных выгод, а это должны быть существенные выгодны, может поддержать режим западных санкций. Но он потеряет очень много. Он потеряет возможность переформатирования мирового порядка. Потому что то, что происходит сейчас, это установление довольно жесткой конструкции нового мирового порядка, в которой Соединенные Штаты и их лидеры могут назначать правых и виноватых в достаточно жестком директивном режиме, не ограничивая себя в инструментах давления, в том числе и на собственных союзников. И, конечно, Китаю, в общем-то, в таком мире стратегически жить невыгодно и не нужно, потому что Китай постепенно сам становится альтернативным центром притяжения для тех регионов, тех стран, у которых, скажем, сложные отношения с американской элитой.
BFM.ru излагает мнение Константина Асмолова, ведущего научного сотрудника Центра корейских исследований Института стран Дальнего Востока.
«Для каждой страны эта вероятность различается. Южная Корея, которая считается стратегическим союзником США, и Па Кын Хе [президент Республики Корея, — BFM.ru] в течение этого месяца несколько раз заявляла, что южнокорейско-американские отношения прекрасны, как никогда, тем не менее, в этих вопросах довольно четко старается придерживаться собственной политики. Можно сравнить реакцию Южной Кореи с реакцией Японии, которая довольно быстро присоединилась к санкциям. И в независимости от того, удастся американцам предложить какие-то условия, при которых Сингапур или Южная Корея к санкциям присоединятся. То, что это все так долго, так тяжело, так муторно, проблематично, уже является определенным симптомом».
К тому же и в Европе, где отношение к санкционной политике в отношении России неоднозначное.
Россию необходимо вывести из изоляции, в которой она оказалась из-за украинского конфликта, и вернуть в мировое сообщество. Об этом в интервью Die Welt заявил представитель Европарламента Кнут Флекенштайн. Он отметил, что для этого необходимы реальные действия со стороны Москвы, но кризис нужно решать только дипломатическим путем, продолжают «Актуальные комментарии».
Китайская экономика является чрезвычайно импортозависимой, и в последние годы сотрудничество РФ с КНР ускоряется. По итогам 2013 года торговый оборот между Россией и Китаем составил 93 млрд долларов. Эксперты прогнозируют, что в этом году товарооборот перевалит за отметку в 100 млрд долларов. Для КНР торговый оборот с РФ не такой большой по объёму, но он важен по составу, поскольку Россия экспортирует в Поднебесную определённые специфические товары и, главное, сырьё, приводит мнение директора Института проблем глобализации Михаилв Делягина «АиФ».
Стремительно развивающейся экономике Поднебесной жизненно необходимо наращивать экспорт топлива. По оценкам экспертов, в 2020 году потребности КНР достигнут 300–350 млрд кубометров в год, в то время как собственная добыча Китая к тому времени составит всего 115 млрд кубов.
КНР импортирует 20 млрд кубометров газа из Туркмении, в прошлом году был запущен газопровод из Мьянмы, по которому поставляется 10 млрд кубометров в год. Кроме того, Пекин закупает сжиженный природный газ (СПГ) у Катара и Австралии.
Однако объёмов импортируемого топлива недостаточно. Дело в том, что туркменский газ обеспечивает потребности лишь западных областей КНР, а большая часть китайской промышленности сосредоточена на востоке. Мьянма поставляет незначительные объёмы газа, а СПГ стоит дороже трубопроводного топлива.
Политолог Сергей Михеев скептически оценивает попытки США найти новых партнеров по антироссийским санкциям.
«У США нет такого «приза», который они могли бы предложить Китаю взамен на санкции против России», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД .
Это абсолютно исключено, никаких санкций против России Китай применять не будет, тем более под давлением американцев. Их заявления по этому поводу выглядят паранойей и полной потерей чувства реальности. Напомню, что совсем недавно между Россией и Китаем был заключен большой пакет соглашений в сфере экономики, но они также имели и политический смысл.
Кроме того, Китай не поддерживает антироссийские резолюции в ООН, не стал включаться в кампанию с обвинениями России, когда был сбит малайзийский Boeing.
Поэтому мне трудно сказать, на что рассчитывают американцы. У них просто нет такого «приза», который они могли бы предложить взамен на санкции против России. Это говорит о панике, люди хотят сделать что-то большее, но не могут, и это порождает вот такие метания. Конечно, им хотелось бы представить, что они управляют всем миром, и весь мир – против России, но это не соответствует действительности, что их очень сильно раздражает.