FLB: Сбыть полотна художника похитителям вряд ли удастся, вероятно, считают эксперты, их все же подбросят
"2 минуты, кувалда и мотоцикл
Двое злоумышленников на мотоцикле подъехали к памятнику Левитану, после чего спрятались в кустах. Спустя некоторое время один из них попытался закрасить камеру наблюдения. После этого воры забрались через окно в музей и за одну минуту сняли пять картин, после чего так же через окно выбрались обратно, сообщает LifeNews .
Пресс-центр МВД России сообщает: «Установлено точное время проникновения в музей в Плёсе. Это произошло в 3:08. Наряд вневедомственной охраны прибыл после срабатывания сигнализации в 3:12. К этому моменту похитители уже скрылись». Преступники залили две камеры видеонаблюдения краской из аэрозольного баллончика, кувалдами разбили бронированное стекло.
Расследованием кражи занимаются местные полицейские, им на помощь из Москвы отправили оперативников главного управления уголовного розыска и сотрудников ГУ вневедомственной охраны МВД, передает «Интерфакс».
По мнению следствия, преступники, заранее спланировав похищение, успели совершить его за две минуты, а наряд вневедомственной охраны появился лишь через четыре минуты после срабатывания сигнализации, уточняет «Особая буква».
УМВД России по Ивановской области/37.mvd.ru
Ранее сообщалось, что камера наблюдения, расположенная недалеко от музея-заповедника, зафиксировала несущийся на бешеной скорости мотоцикл. По версии следствия, именно на нем и скрылись злоумышленники. Полицейские изучают записи, а специалисты опасаются, что полотна уже могут быть переправлены за пределы России.
«Полиция готова к сотрудничеству (в том числе на конфиденциальной основе) с гражданами, обладающими значимой информацией, которая может способствовать раскрытию этого преступления», — сообщает УМВД России по Ивановской области. Об этом, в частности, пишет «37.ru»
Черный рынок не обогатится
Строятся разнообразные версии преступления: от того, что воры выполняли заказ, и теперь картины навсегда останутся в чьей-то частной коллекции, до того, что воровали некомпетентные в искусстве люди, поскольку сорвали первые попавшиеся картины, в то время как в музее были и куда более ценные работы.
В любом счете искусствоведы сходятся во мнении, что продать картины, даже на черном рынке, похитителям вряд ли удастся.
Министерство культуры РФ запросило у руководства Плесского музея-заповедника информацию о похищенных картинах для размещения в специальной информационой базе ЭРПАС, которая была создана, в частности, для розыска украденных ценностей и предотвращения их незаконного оборота. Об этом ИТАР-ТАСС рассказал и. о. главы департамента культурного наследия Минкультуры Дмитрий Сергеев.
"Мы с музеем-заповедником взаимодействуем в оперативном рабочем порядке, а для размещения информации в базе нам нужны определенные документы - отчет о происшедшем с точным перечислением работ, их атрибуцией и фотографиями для размещения в базе ЭРПАС. Работы эти очень хорошо известны, и попытка их незаконного оборота практически невозможна", - сказал он.
Собеседник агентства рассказал, что, как только ведомство получит всю необходимую информацию, сведения о картинах сразу же появятся в базе и в специальном разделе на сайте Минкультуры. Произойдет это в течение недели. "Размещенная в базе информация, связанная с хищением культурных ценностей в России, автоматически доступна МВД и Интерполу, на международном уровне. Поэтому продажа размещенных в базе предметов практически невозможна", - пояснил Сергеев.
Работники музея Левитана считают, что кража была совершена по заказу. "Картины висели совершенно в разных местах, но человек знал, куда идет и зачем идет. Он не срывал все подряд, а действовал четко и запланированно - мы смотрели видео. Он отсматривал и изображение, и этикетку, это видно. Мое ощущение - это заказ", - сказала сегодня ИТАР-ТАСС заведующая отделом "Дом-музей Левитана" Лариса Ищенко.
По ее словам, связи между пятью похищенными картинами в музее не видят. Полотна не объединяет ничто, кроме автора. Они были написаны в разное время, с абсолютно разным настроением, отметила Ищенко.
"Если коллекционер собирает, картины будут, допустим, с одним настроением: либо только солнечные работы и дождливые работы, либо только натюрморты. Похищенные картины ничего не объединяет по этим категориям - только автор", - добавила представитель музея.
Подарочные экземпляры
Две из пяти украденных картин были в старинных рамах, которые художник изготовил сам, и украшены памятными дарственными надписями автора, рассказала Ищенко. "Картины "Речная заводь. Прудик" и "Розы" оформлены в оригинальных старинных рамах. По сведениям музея, Левитан сам оформлял подарочные работы, а эти две картины относятся именно к подарочным", - пояснила она.
"Картину "Речная заводь. Прудик" называют также "изумрудик коллекции музея Левитана". Это подарок Левитана другу - Александру Ленскому (1847-1908), выдающемуся деятелю русской сцены, актеру и режиссеру Малого театра. На обратной стороне есть соответствующая надпись, - сказала Ищенко. - Картина поступила в музей в 1988 году, она монохромная (одноцветная), выполнена в зеленых оттенках".
Кому в дар предназначалась другая картина - "Розы", достоверно не установлено. На полотне рукой Левитана сделана надпись на французском "souvenir" (подарок). Предположительно, исходя из даты написания картины, она предназначалась в дар кому-то из членов близкой ему дворянской семьи Турчаниновых.
Кроме того, в списке украденных картин числится работа "Полустанок". Она была подарена музею Министерством культуры в 1984 год, отмечает ИТАР-ТАСС.
- Картины Левитана периодически попадают на аукционы, - сообщил нам Генеральный директор "Sotheby’s России и СНГ" Михаил Каменский. - Например, его работа "Иллюминация Московского Кремля" была выставлена на одном из зарубежных аукционах почти за 3,5 миллиона долларов. Это феноменальная цифра, выходящая за традиционное представление о стоимости на произведения этого художника. Думаю, сейчас эта картина стоила бы в два раза дороже, сообщает «КП».
И вновь о безбашенности
- Воруют картины безграмотные и невежественные люди, которые знают, что был такой художник Левитан и больше о нем не знают ничего. Соответственно не понимают последствий своих поступков. Эти люди, недалекого ума, рассуждают примерно так: раз этот художник такой знаменитый, значит, они смогу за него получить хорошие деньги. Но как только они выйдут на арт-рынок, они столкнутся с большими проблемами. Любой покупатель прежде, чем платить деньги, потребует доказательств, что это действительно Левитан. Преступники или перекупщики идут за экспертизой и там их сразу же "принимают", поскольку это резонансное преступление и экспертам по Левитану о нем известно. Ни один нормальный покупатель не будет связываться с криминалом.
Вывозить произведение искусства контрабандой за рубеж, чтобы там продать на аукционе, не имеет смысла. Аукционы - это открытая публичная продажа. Мы печатаем наши вещи либо в каталогах, либо в Интернете. Есть база, где числятся вещи находящиеся в розыски, так называемый артлост регистр. Все, что выставляем на продажу, обязательно проверяем через этот регистр. И в течение нескольих дней получаем ответ. Так поступают все, кто профессионально занимается оборотом художественных ценностей. Как только к нам попадает вещь из регистра, ее задерживают и начинается расследование. Кроме того все каталоги предполагаемых продаж русского искусства мы отправляем в министество культуры России, где при малейшем подозрении просят снять вещь с торгов до выяснения всех обстоятельств. Так что прежде чем попасть на аукцион все вещи проходят через несколько фильтров, продать украденные произведения искусства легально невозможно.
На вопрос корреспондента «КП» о том, что происходит с вещами, которые невозможно сбыть, Михаил Каменский сказал, что чаще всего их подбрасывают.
Громкие кражи шедевров
Громкие кражи шедевров живописи уже вписаны в мировую историю, рассказывают Vesti.FM . Самым дорогим стало похищение картины Рафаэля "Портрет молодого человека" стоимостью около 100 миллионов долларов. Полотно было изъято нацистами в 1939 году у польских коллекционеров Чарторыйских. С тех пор судьба портрета неизвестна.
Картину "Маки" голландского гения Винсента Ван Гога стоимостью около 50 миллионов долларов похитили в 2009 году из музея искусств в Каире. Это преступление стало одним из самых легких по исполнению. В те дни здание музея закрывалось на ремонт. И ни сигнализация, ни аппаратура слежения там уже не работали.
Нужное время для своего черного дела выбрали и похитители картины Поля Сезанна "Вид на Овер-сюр-Уаз". Шедевр был украден в канун миллениума. И в эту ночь даже охрана музея искусств в Оксфорде ослабила бдительность. Любопытно, что на похищенном холсте нет подписи художника. Дело в том, что Сезанн не был до конца доволен работой, считая ее неоконченной. Знатоки утверждают, что это не повлияло на оценку экспертов. И картина была успешно реализована.