FLB: Две школы: одна в Раменках, другая – на улице Удальцова в Москве оказались по разные стороны адресной инвестиционной программы столицы. Почем комфорт, и добьются ли справедливости депутаты, родители и дети?
" В первой новелле речь шла о том, что в Раменках стоит школа, в общем-то районная, но при непонятных пока обстоятельствах пользующаяся особым вниманием со стороны города. И, несмотря на скандальные истории вокруг этой школы, в нее по-прежнему собираются вкладывать деньги. Большие деньги. А не очень далеко, скажем так, в нескольких километрах, находится другая школа. Точнее две, из которых решили сделать одну, но раскидать детей по разным зданиям. Теперь это называется «реорганизация». В ней тоже учатся дети. Не «рублевские», а обычные. Хотя, как выяснилось, далеко не совсем обычные. Вот об этой школе и проблемах, которые ее коснулись, и пойдет речь.
НОВЕЛЛА 2. КУДА ЛЕТИТ «ЖАР-ПТИЦА»
Чиновники не любят народные сказки, а придумывают свои?
ЖАР-ПТИЦА — персонаж волшебных сказок, напоминает словарь. Отличитительный признак — чудесное оперение (золотые перья): с появлением Жар-птицы все освещается ярким светом.
Начну с того, что некоторое время назад на сайте Cange.org была опубликована Петиция на имя мэра Москвы Сергея Собянина. Родители, чьи дети учатся школе № 324 по улице Лобачевского с удивительным названием «Жар-птица», стали взывать о помощи теперь уже к главе столицы. Напомню, цивилизованной столицы, славящейся своими демократическими ценностями.
«Пишут Вам родители прекрасных детей. Мы учимся в школе №324, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 54. И все было бы не плохо, если бы с нами не случилась настоящая беда. Нашу любимую школу делят на два здания. С первого по шестые классы переводят в аварийное здание СОШ №256. Обещаются сделать ремонт на 50 млн.рублей до 1 сентября 2014 года. Хотя до этого обещались построить новую школу. Мы единственная школа на весь район Проспект Вернадского. Никто из родителей не желает вести своих детей в прогнившее здание, в котором грязь, плесень, грибок и прочие проблемы прикроют лишь строительными материалами. Самим всю проблему не описать. Потому мы пересылаем Вам письмо, взятое на Фейсбуке, которое было выложено Депутатом нашего района самовыдвиженцем Александром Сухоруковым. Так как сейчас мы окунулись в эту проблему с головой, то в достоверности не приходится сомневаться».
Кстати, на своей страничке в Facebook Александр Сухоруков выложил видео, в котором рассказывает эту историю.
Ну а в самом письме говорится о том, что еще 9 сентября 2011 года Департамент образования издал приказ № 620, на основании которого была проведена реорганизации школы №324, после чего к ней присоединили школу №256. Обе школы, кстати, построены еще в начале далеких шестидесятых, а учитывая, что капитального ремонта там не было с тех самых пор, то старинные пятиэтажные Альма-Матер не только морально, но и материально устарели – сами конструкции уже требуют замены.
При этом школа №256 как таковой не является уже с 1 сентября 2009 года, поскольку все это время здание занимал методический центр Западного округа, Технопарк, ОСИП, которые перестроили кабинеты, столовую и другие школьные помещения под офисные.
А ведь школе №324 очень нужны дополнительные помещения, так как образовательный процесс основан на интеграции основного и дополнительного образования.
Родители учащихся школы несколько раз обращались к руководству города с просьбой помочь в строительстве нового здания. 28 апреля 2012 года было отправлено письмо члена Управляющего совета О.Ю. Моториной на имя Мэра Москвы С.С. Собянина, но ответ почему-то пришел от заместителя префекта ЗАО К.Н. Сидячева.
Здесь надо понимать, что в квартале 34-35 района Проспект Вернадского, где ведется интенсивное строительство многоэтажных домов (в декабре 2014 г. планируется ввод 6 многоэтажных домов, а всего их должно быть 20), школа №324 пока является единственным образовательным учреждением .
При этом в Управе района 6 декабря 2012 г. прошли публичные слушания, на которых жителям района был представлен предварительный проект и озвучен срок ввода нового здания школы 1 сентября 2014 года .
А дальше Департамент образования 9 марта 2013 г. распорядился, а администрация и Управляющий совет школы №324 подготовили Техническое задание на проектирование нового здания.
Все изменилось 14 марта 2013 года, когда была принята новая АИП - 147-ПП, которая перенесла сроки ввода здания в эксплуатацию на 2015-2016 гг.
Тогда на имя Мэра Москвы С.С. Собянина 27 мая 2013 года Управляющий совет и администрация школы №324 пишет письмо и просит ускорить сроки строительства школы, после чего 28 июня 2013 года был получен ответ Департамента строительства г. Москвы, в котором сообщалось о строительстве здания и вводе школы в эксплуатацию в сентябре 2014 года , а уже 1 июля 2013 года было получено письмо от первого заместителя префекта В.В. Клименко о строительстве школы в 2015 году.
Ну, худо-бедно процесс вроде бы пошел. 22 июля 2013 года получено письмо начальника Территориального управления №2 А.А. Степанова о проведении подготовительных работ по сносу и строительству здания.
1 августа 2013 года по телефону представитель КП «УГС» сообщил о завершении проведения тендеров на снос, проектирование и строительство здания школы. С 1 по 5 августа 2013 года были проведены проектно-изыскательские работы по сносу здания.
А уже 6 августа 2013 года в Управление образования Западного округа пришло письмо Департамента образования г. Москвы (его позднее переслали в школу) об исключении из АИП на 2013-2016 гг. сноса и строительства здания для школы №324 и рассмотрении возможности строительства данного объекта за счет средств внебюджетных источников.
В течение трех последующих месяцев администрация школы №324 несколько раз тщетно обращалась к учредителю – Департаменту образования. Ни на одно обращение ответ не был получен .
На обращение одного из родителей на сайт Управы 10 декабря 2013 года было получено письмо первого зам. главы управы района Проспект Вернадского С.А. Алехина, в котором он сообщил, что согласно АИП ведется проектирование здания школы по адресу: Лобачевского, 54 (???), а строительство и ввод в эксплуатацию запланированы на 2015 год.
А 30 декабря 2013 года по корпоративной почте на адрес школы №324 был направлен дефектный акт Дирекции ЗОУОДО на выборочный капитальный ремонт здания по улице Лобачевского, 66.
То есть решили подлатать старые школы и таким образом обеспечить детей всего района местом для получения разностороннего образования .
Вперед, за «Жар-птицей»
Здесь стоит сделать небольшое отступление и для непосвященных рассказать немного о самой школе № 324 «Жар-птица» в картинках и отзывах детей и родителей. Ведь на самом деле только это и может охарактеризовать любую школу по-настоящему.
Итак, в прошлом году школу отметила свое 50-летие. Школа «Жар-птица» - это школа с дополнительным образованием, причем некоторые направления стали достоянием культуры страны и представлены на международном уровне, о чем, например, говорит этот репортаж.
23 ноября 2013 года в культурном центре МГИМО состоялся гала-концерт, посвященный пятидесятилетнему юбилею школы.
Праздник начинался уже в фойе, продолжался фильмом о школе, и торжественным гала-концертом.
Кстати, школу с юбилеем поздравили тогда глава управы В.В. Урванов, он зачитал почетную грамоту от префекта Западного административного округа А.Александрова. Советник Отдела организации обучения и воспитания Управления образования ЗАО Г.Аблихарова зачитала благодарность от начальника Управления образования Т.Бариновой. Школа много лет дружит с ветеранами-танкистами, председатель Совета ветеранов 2-ой Гвардейской краснознамённой танковой армии Мансур Галиевич Гафиулин поздравил школу: « Это же не школа, а чудо. Мы, ветераны, и дальше желаем, чтобы эта школа процветала».
А 26 мая в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац состоялось торжественное закрытие 3-го Московского фестиваля школьных музыкальных театров "Содружество искусств", читаем на страничке школы в Facebook. Основатель и соорганизатор фестиваля – школа № 324 «Жар-птица».
А в конце мая открыл свою работу пресс-центр школы и вышел первый номер школьной газеты «Перо Жар-птицы».
Если посмотреть на те виды деятельности , которые школа осуществляет за рамками дачи знаний по госпрограмме, то, думаю, понятно, почему дети практически живут в школе, как рассказывают родители.
При этом, например, школа танца «Дебют» - лауреат международных конкурсов, реальных конкурсов, а Хореографический ансамбль «Узоры» недавно получил званий Лауреата в Международном фестивале искусств «Созвучие».
Думаю, что вряд ли кто опровергнет мысль, что не бывает идеальной школы. Банально, но факт, что школа – это государство, в котором всегда есть нерешенные проблемы. Всегда есть сильные и слабые учителя, есть хозяйственные и педагогические проблемы. Всегда есть конфликт интересов, всегда есть довольные и недовольные. Но при этом школа – это огромный период в жизни каждого человека, когда закладываются ценности, иногда сопровождающие человека всю жизнь. Вопрос, что закладывать и как. Поэтому отзывы о любой школе всегда будут самые разноречивые.
Но если ребенок тянется в школу, как пишут многие родители, и, как видно из отзывов, результаты ЕГЭ достаточно высокие, то единичные случаи непонимания детей и учителя – это нормальный школьный процесс.
«Мы живем в Подмосковье, и не раз вставал вопрос о переводе их в школу ближе к дому. Но дети категорически отказались от перевода и с удовольствием учатся в этой школе. А главное мы, родители, понимаем, за какими знаниями мы возим их так далеко. Здание действительно старое (это вопрос к правительству), но главное все же душа, а не оболочка, согласитесь», пишет отзыв Marina .
Есть крайне негативные отзывы, даже учителей. Так, например Anastasia777, ранее работавшая в школе, рассказывает, что детям слишком много разрешается в школе, а учителя не могут требовать выполнения задания, иначе их могут послать.
Но у меня сами собой рождаются вопросы: взаимодействие людей разве может существовать только по принципу «Дать-взять»? Разве возможно требовать любить? Кто как не дети острее всего чувствуют тонкие материи этой любви? Может, стоит задуматься учителю, как привлечь внимание ребенка и на интересе построить отношения, которые плавно приведут его к осознанию необходимости делать то или иное задание?
Но это риторика, а сама проблема остается в том, что этому самому государству навязывают другие правила игры, которые могут в корне изменить сущность государства. Ломать – не строить, душа не болит. Вопрос последствий, или, оговорочка по Фрейду, побочных явлений.
Побочные явления
Так куда же полетит «Жар-птица»? Нужна ли она вообще тем, кто занимается АИП? И, пардон за смешной вопрос, на что делают упор чиновники-распределители денег?
И здесь ломаются копья чиновников – с одной стороны и родителей с депутатами – с другой. А побочные проблемы, которые возникнут при победе чиновников, коснутся, прежде всего, детей, за которых кроме как самим родителям и некоторым депутатам-борцам за справедливость заступиться некому. Кстати, в отличие от Гимназии 1306 в Раменках , где, как видно, покровители и заступники есть.
А вот и сами побочные явления, на которые, безусловно, можно посмотреть как на не совсем комфортные издержки. Но смотря с чьей стороны. Дело в том, что капитальный ремонт здания по улице Лобачевского, 66 позволит разместить только 360 учащихся. Проектная мощность двух зданий серии МЮ (в сумме 600 мест) постройки прошлого века не удовлетворит потребности растущего населения, не позволит организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями и вложенные бюджетные средства будут потрачены неэффективно, тут текст ссылки пишут авторы коллективного письма.
Более того, продолжают авторы письма, площади учебных кабинетов предназначены для 20 обучающихся (в этих зданиях 48-50 кв. м, а по нормам необходимо 62,5 кв. м). Данное решение при подушевом финансировании и введении НСОТ является нерентабельным.
Да и организация питания, которую планируют в отремонтированном здании, тоже, прямо скажем, не в пользу детей. В настоящее время столовая в здании школы № 324 по улице Лобачевского, 54 является «доготовочной», поэтому и дети сыты, и родители довольны. А в ремонтируемом здании вместо столовой предполагается буфет-раздаточная всего на 80 мест, а это значит, что учащимся – перекус, и то не всем, а родителям – дополнительные нервы за здоровье своих детей.
А если учесть, что школа включает в себя широкий спектр дополнительного образования, который предполагает разновозрастные коллективы и определенную занятость педагогов, то можно только предположить, чем обернется для этого всестороннего развития реализация проекта капитального ремонта, который предполагает разделить ученический и педагогический коллектив по разным зданиям. По проекту школа будет поделена пополам: в одном здании – 1-6 классы, в другом – 7-11 классы.
«А ведь дополнительное образование разделить невозможно, так как все творческие коллективы разновозрастные (музыкальный театр – 2-11 класс, хореография – 1-11 класс, ИЗО – 1-9 класс и т.п.)», пишут родители.
К тому же детям придется переходить из одного здания в другое через оживлённую проезжую часть. «Учителя не смогут сопровождать учащихся на занятия, что создаст прямую угрозу жизни и здоровью детей», читаю в письме.
Таким образом, понятно, что дети и их родители просто не представляют себе свою жизнь без школы, как и не представляют, что будет с их детьми в той ситуации, в которой они оказались. А если учесть, что район Проспект Вернадского растет, как на дрожжах, и к концу года там обещают возвести около 20 новых домов, то можно себе представить, как жизненно необходима в таком районе большая школа, и было бы совсем сказочно, если бы уже существующая школа со своими традициями смогла бы получить новое здание и привлечь новых детей.
Но тут мнения детей и родителей, как и депутата Александра Сухорукова, не совпадают с мнением чиновников от Департамента образования г. Москвы, во власти которых распределить ресурсы и решить серьезные проблемы района, в данном случае – обеспечить детей школой в шаговой доступности. Что за этим стоит? Можно гадать, но вот как депутат района Раменки Марина Ивлиева описывает ситуацию, в которой странным образом одно постановление отменяет другое и в результате вырисовывается очень занимательная бюджетная математика.
Арифметика постановлений
«Итак, впервые бюджетные расходы на строительство нового здания школы №324 появились в АИП на 2012-2014 ( Постановление Правительства Москвы от 26.08.2011 N 388-ПП): запланировано выделение из городского бюджета 15 млн руб на проектирование в 2012-2013 г. Г. и 30 млн на строительство в 2014.
Но вскоре новое Постановление Правительства Москвы от 14.03.2013 N 147-ПП в очередной раз вносит изменения в Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 467-ПП и признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы, а сами планы корректируют и в итоге на школу планируется выделить аж 550 млн, правда ввод школы в эксплуатацию обещают в 2015 г ., а на 01.01.2013 показывают остаток израсходованных средств 30 млн, при этом в 2014 г. планируют дать 200, в 2015-220, в 2016-100 млн рублей .
А тут еще и в Постановлении Правительства Москвы от 01.08.2013 N 508-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 467-ПП" появляется новая строка: укрупненные мероприятия по проектированию и строительству, в том числе для БНК гимназии 1306, о которой речь шла в предыдущей статье , совместно с реставрацией школы №459, всего на сумму 359 млн.
При том новое здание школы № 324 все еще существует в программе.
Но игра постановлений дошла до кульминации и в какой-то момент «вдруг» Постановлением Правительства Москвы от 29.10.2013 N 708-ПП в срочном порядке вносятся изменения в постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 467-ПП, после чего на школу 324 предполагается выделить в 2013 году 5 млн рублей. И все!
Зато в строке « БНК к гимназии 1306» неожиданно увеличили сумму бюджетных ассигнований до 278 млн.руб на строительство в 2014-2016 г.: 35 млн рублей в 2014, 160 в 2015, 83 млн рублей в 2016.
Ну а в свежих изменениях в АИП школы 324 следов нет, зато БНК к гимназии 1306 получает уже бюджетных ассигнований на 483 млн., 70 на 2014 год и 330 на 2015.
Вот такая эффективность планирования и расходования бюджетных средств. Планируем, тратим бюджетные деньги на проектирование, а потом и совсем выкидываем объект из адресной программы. И никто не за что не отвечает.
В следующей статье речь пойдет о самой борьбе вокруг двух школ, о том, кто и как защищает Гимназию 1306 в Раменках и школу № 324 «Жар-птица» на Проспекте Вернадского. Ну и конечно с некоторыми пикантными подробностями.