"Банкиры обратились в Центробанк с просьбой освободить их от обязанности по контролю денежных знаков, подвергшихся радиоактивному заражению, сообщает издание «Известия». Соответствующее письмо за подписью председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина направлено председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. В документе (есть у «Известий») указано, что «радиоактивное бремя», возложенное на банки, влечет существенные расходы. По мнению НСФР, выявлять зараженные купюры должны не кредитные, а специализированные организации.
По инструкции ЦБ № 131-И (от 2007 года) банки обязаны проводить радиационный контроль банкнот, поступающих в хранилища, — после того как их привозят инкассаторы, объясняет издание. Эти правила появились после того, как участились находки зараженных купюр. Например, до 2004 года была выявлена только одна зараженная купюра — в Иркутской области. Банкнота достоинством в 1 тыс. рублей оказалась зараженной одним из изотопов тантала. А в 2004-м сразу в трех московских банках нашли радиоактивные купюры, тогда банкноты оказались загрязнены радиоактивным изотопом йод-131 (его используют, например, правоохранительные органы, помечая купюру, когда надо задержать взяточника). В 2010 году было выявлено уже 380 банкнот разного достоинства, также зараженные изотопом йод-131.
Период полураспада йод-131 составляет 8 дней, поясняет Newsland.com, после этого серьезной опасности для людей эти банкноты не представляют. Однако из-за нарушения технологий этот период может увеличиваться, добавляет Prozdor.ru, да и недели достаточно, чтобы причинить вред чьему-то здоровью.
В 2012–2014 годах случаи выявления зараженных купюр, по словам опрошенных банкиров, составляют один дензнак на несколько миллионов банкнот. По данным ЦБ на 1 апреля 2014 года, в обороте около 6 млрд банкнот.
В среднем в Москве, по сведениям Dozimetr.biz, за год находится и изымается до 100 зараженных купюр. Как правило, их уничтожают, режут на мелкие куски, и консервируют в герметичных свинцовых контейнерах на специальном полигоне в Подмосковье, но сколько ещё радиоактивных денег хранится «в чулках» и кошельках у обычных людей, никому не известно.
Иногда ситуация может быть действительно опасной, как, например, в случае с иркутской купюрой, о которой говорилось выше. Купюру в 1000 рублей обнаружили в расчетно-кассовом центре Ангарского отделения ЦБ РФ. Прибывшие на место сотрудники аварийно-спасательной службы тут же поместили её в защитный контейнер и доставили в областной центр. Единого мнения специалистов на счет того, откуда взялась эта опасная находка, нет. Банкнота излучала радиацию в 5 рентген, в то время как фоновый показатель безвредного для здоровья уровня радиации не должен превышать 20 микрорентген. Купюра была заражена одним из изотопов тантала-172.
Все люди, державшие в руках злополучную банкноту, получили серьезное облучение. Буквально через несколько недель в Усть-Илимске были обнаружены 50 рублей, излучавшие около 45 микрорентген в час. Стоит опасаться не только крупных, но и мелких денег: заражены могут быть банкноты в 10, 50, 100, 1000 и 5000 рублей, а также валюта. С долларами и евро ситуация обстоит ещё хуже: если российские рубли периодически проходят радиационный контроль в Центробанке, то оборот долларов и евро никак не контролируется. А ведь многие предпочитают хранить свои сбережения дома именно в иностранной валюте, не представляя, что она может быть смертельно опасной.
Огромный общественный резонанс имел случай у специалистов Татарстанской таможни, также пишет Dozimetr.biz. Радиоактивные купюры были выявлены у одного из пассажиров рейса «Казань-Ташкент». При прохождении жителем Узбекистана таможенного контроля система зафиксировала многократное превышение радиационного фона. После более тщательной проверки, источник радиации удалось локализовать, им оказалась пачка денег, находившаяся в нагрудном кармане пассажира — 2200 долларов, 42 000 рублей и 17 000 тенге. Радиоактивной была только одна купюра, достоинством 500 рублей, однако мощности излучения хватило, чтобы техника среагировала. Радиационное излучение купюры в 83 раза превышало безопасные показатели. Здоровью человека был нанёсен серьёзный урон. Если бы банкнота пролежала в кармане ещё несколько дней, вполне вероятен бы был летальный исход. Одна из версий происшествия — теракт.
Какова обычная процедура проверки купюр в банках? Главным образом, их проверяют прибором ИРД-02 (бытовые дозиметры не допускаются правилами ЦБ), цена которого составляет 30–50 тыс. рублей, сообщают «Известия». Показания проверки заносят в журнал — по записям можно определить, кто проводил процедуру, уровень радиационного излучения, номинал и год выпуска зараженных банкнот.
В инструкции Банка России написано, что для работы с зараженными банкнотами в банке должно быть специально оборудованное помещение с подведенным электричеством, отоплением, водой, вытяжкой, телефоном, средствами индивидуальной защиты (халат, шапочка, перчатки, спецобувь и средства для защиты дыхания), необходимой аппаратурой, а на двери обязательна табличка «Посторонним вход запрещен».
Если при проверке обнаружены загрязненные купюры, руководство банка обязано не позднее чем на следующий день письменно сообщить об этом в Центробанк, Роспотребнадзор, органы внутренних дел, МЧС и местным властям. Прибор ИРД-02 раз в три года должен проходить проверку в местном центре стандартизации и метрологии. Цены на эту процедуру могут меняться, но обычно не превышают 10% от стоимости прибора.
«Поскольку осуществление радиационного контроля дензнаков является, очевидно, непрофильной деятельностью для банков, выполнение указанной функции приводит к длящимся необоснованным затратам как материальных, так и трудовых ресурсов, что неизбежно увеличивает себестоимость услуг кредитных организаций и, соответственно, нежелательной дополнительной финансовой нагрузки на клиентов», — пишет председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин в упомянутом выше письме председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.
В документе перечислены основные категории затрат банков — на спецоборудование, на подготовку профильных сотрудников, на оборудование помещения для работы с зараженными банкнотами. По словам Емелина, в среднем каждый добросовестный банк тратит 5,8 млн рублей ежегодно на выявление радиоактивных купюр, а с момента введения инструкции № 131-И их расходы составили около 13,5 млн рублей. НСФР также называет инструкцию № 131-И полумерой, поскольку она не распространяется на всех субъектов наличного денежного обращения (магазины, автосалоны, платежные агенты и так далее). Также Емелин указывает, что в действующем законодательстве не закреплено право отнесения дензнаков к источникам ионизирующего излучения. НСФР просит ЦБ переложить функцию по выявлению радиоактивных денег на специализированные компании, сняв это бремя с банков.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России, регулятор готов предоставить позицию по изложенным в письме НСФР доводам позже.
— При огромных финансовых затратах, которые банки вынужденно тратят на выявление денежных знаков с радиоактивным загрязнением, подобных купюр выявляется крайне мало либо они отсутствуют вовсе, — утверждает директор кассового центра Бинбанка Наталья Позднышева.
Начальник управления денежных отношения банка «Интеркоммерц» Елена Березкина согласна, что зараженные банкноты выявляются редко: «Последний раз такая попадалась мне в 1993 году». Тем не менее она считает, что лучше оставить функции по выявлению радиации в деньгах банкам — если эти функции лягут на плечи сторонних организаций, то пока не ясно, как к этим организациям будут попадать для анализа денежные средства, кто станет оплачивать работу этих организаций, как будет организован процесс работы с зараженными банкнотами и т.д.
По мнению руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, целесообразно разрешить банкам самим определять оптимальный способ обеспечения безопасности, в том числе, например, с привлечением специализированных организаций или с использованием регулярной инкассации денежных средств в Банк России."