FLB: От услуг адвоката Александра Карабанова отказалась жена топ-менеджера крупной нефтяной компании Оксана Долгова
"Зал суда, короткая, но искрометная речь, после которой у судей не остается сомнений. Победа за победой. Слава победителя, умеющего распутать безнадежные клубки житейских ситуаций. Любой адвокат, не лишенный амбиций, мечтает о том, чтобы его имя было синонимом победы. И в этом стремлении есть изрядная доля прагматизма: крепнет репутация -растут гонорары.
История знает немало примеров, когда магия имени творила чудеса. Адвокат Федор Плевако, прозванный «московским златоустом». Колдовская выразительность его речей порой приводила к таким результатам, что, не будь протокола, их можно было бы назвать сказкой. «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши, теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи», -вот все, что он сказал присяжным на суде пред вынесением приговора, защищая священника, который обвинялся в воровстве и прелюбодеянии. Магия имени подействовала: присяжные вынесли оправдательный вердикт.
Его современник, Анатолий Федорович Кони в своей практике имел немало таких же ярких побед. Одна из них - оправдание гимназиста, ударившего ножом однокашника. Ударил за то, что тот каждый день, из класса в класс, при встрече кричал обидное: «горбун!». Адвокат произнес самую короткую речь в своей практике:
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!». Он повторял эту фразу до тех пор, пока судья и заседатели, не на шутку разъярившись, не потребовали вывести «сумасшедшего» адвоката из зала. «А ведь это всего лишь тридцать семь раз», - в заключение отметил защитник, спасший таким неординарным способом горбатого мальчика от тюрьмы. Оценивать такой успех можно неоднозначно, ведь в его основе – игра на струнах души, слова, обращенные к сердцу, а не к разуму. Но при всем этом за напором эмоций, за репутацией волшебника, за магией имени, за короткой фразой, приводящей к оправдательному приговору, скрывался огромный массив работы, тщательный анализ фактов и причин, побудивших человека совершить то или иное деяние, изучение его нравственных начал. По мысли Кони, «все эти обстоятельства всегда имеют значение, так как вы судите не отвлеченный предмет, а живого человека, настоящее которого всегда прямо или косвенно слагается под влиянием его прошлого».
На этом же нравственном фундаменте строилась и репутация адвокатов. И во многом именно она, а не умение красиво и зажигательно жонглировать словами, приводила их к успеху.
Об этом, увы, забывают некоторые адвокаты, стремящиеся вписать свое имя в реестр ярких побед. Они не гнушаются ни скандальными заявлениями в СМИ, ни искажением фактов, ни откровенной ложью. Все средства хороши, когда на фоне созданной из ничего шумихи выгодно выделяется благородный облик защитника униженных и оскорбленных. Достаточно вспомнить недавний скандал, связанный с делом хулиганок из «Пусси Райот». Фигурантка дела о панк-молебне Екатерина Самуцевич отказалась от адвокатов. По ее словам, они допустили нарушения профессиональной этики и адвокатской тайны, без разрешения публиковали ее личные письма, распространяли в СМИ клеветническую информацию о ней. В общем, действовали не в ее, а в собственных интересах, пытаясь придать делу политическую окраску. В заявлении подсудимой говорилось, что «адвокаты даже в интервью говорили: зачем защита, когда это бесполезно, все решил Путин, и надо обращаться к суду улиц». В контексте этих заявлений защитники демонстрировали свою позицию более чем странным образом. Например, один из них в зале суда положил перед столом судьи два цветка. Временами процесс защиты выглядел так, словно адвокаты провоцировали судей на вынесение максимально жесткого приговора. Возможно, так бы оно и произошло, если бы новый адвокат Екатерины Самуцевич без шумихи и показной непримиримости не добилась условного срока для своей подзащитной вместо реальных двух лет в колонии.
Это не удивительно: даже в коллегии адвокатов признают, что в их среде есть люди, готовые не просто браться за резонансные дела, а создавать этот резонанс. Проще говоря, бурю в стакане. Из разряда таких бурь оказался процесс над Сергеем Полонским, автором небезызвестной фразы «у кого нет миллиарда, могут идти в жопу». Банальная история: «кинул» глава Mirax Group дольщиков, и думал, что так и надо. Но, видимо, у кого-то на этот счет было другое мнение - пришлось миллиардеру бежать в Камбоджу. И подключать «тяжелую артиллерию» в лице адвоката Александра Карабанова. Люди, которые обращались к нему за помощью, потом делились разноречивыми впечатлениями. Одни уповали на его связи с руководством органов юстиции и силовых структур, на способность решать самые безнадежные дела. Других настораживала подозрительно пафосная история его побед, особенно если учесть, что происходили они чуть ли не каждую неделю.
Как бы то ни было, а историю с Полонским Александр Карабанов повернул в русло большой политики, овеяв своего клиента ореолом гонимого чиновниками бизнесмена, а себя наделив статусом борца за справедливость.
Когда интерес общественности к приключениям Полонского в Камбодже заметно угас, «желтой» прессе был подарен очередной скандал. В ряде СМИ прошла новость про то, что вице-президент одной крупной нефтяной компании периодически избивает свою жену, а теперь она вовсе пропала, успев сообщить по телефону адвокату, что ее насильно удерживают в одной из клиник и не дают общаться ни детьми, ни с родителями. Этой душераздирающей истории ведущий Первого канала Андрей Малахов даже посвятил целый сюжет. В передаче один из адвокатов, Татьяна Акимцева, сообщила, что опасается за жизнь женщины, которая подала на развод с мужем.
Женщиной этой оказалась Оксана Долгова, жена топ-менеджера ЛУКОЙЛа Дениса Долгова. Вскоре после выхода телепередачи в интернет-СМИ появились публикации о том, что жертву семейного произвола нашли и спасли её адвокаты – Татьяна Акимцева и… Александр Карабанов. В интервью он заявлял следующее:
«То, что произошло с моей доверительницей, подпадает под действие ст. 127 УК («Незаконное лишение свободы»), поэтому мы составили соответствующее заявление в Следственный комитет России. Моя подзащитная с самого начала заявляла, что опасается за свою жизнь, и утверждала, что было несколько фактов применения насилия со стороны мужа. Помимо этого супруг утверждает, что у Оксаны якобы алкогольная зависимость, и на этом основании грозится отобрать детей. Она пробыла в карцере 9 дней. При этом никто не знал, что она там находится - лишь когда информация просочилась в СМИ, очевидцы сообщили мне про ее местоположение. Мы немедленно написали заявления в полицию и Следственный комитет, а иск о разводе и разделе имущества из-за вынужденного отсутствия Ольги будет рассмотрен 16 мая».
Но, как рассказал один из сотрудников этой клиники, пожелавший не называть своего имени, во время пребывания Оксаны Долговой в клинике с ней по телефону постоянно общались и ее родные, и муж. «При этом общались они нормально, как общаются члены семьи. Распространяется ли на адвокатов закон о клевете?» – задался вопросом анонимный сотрудник медицинского учреждения,- «Ведь адвокат, заявив о насильном заточении в клинику, обвинил не только мужа Оксаны, но и персонал клиники».
Любопытно, что Александр Карабанов был всего лишь представителем Оксаны Долговой, и соответственно имел полномочия лишь представлять ее интересы при разделе имущества. Но, не став ограничиваться этой нудной ролью, он раздает интервью и делает заявления от имени своей клиентки.
В журнале «СтарХит» появилось интервью с ней, которое она даже не давала, а узнала о нем от знакомых после публикации. Фото из «Одноклассников» семилетней давности, куча фактических ошибок, нелицеприятные высказывания в адрес своего мужа. Досталось даже детям, которые, судя по тексту, больше страдают из-за нехватки денег, чем из-за развода родителей. Журнальный материал сопровождал комментарий Александра Карабанова, который, конечно же, подлил масла в огонь.
Естественно, Оксана Долгова попросила адвоката объяснить появление материала и его комментария в журнале и потребовала опровержение. На что он ответил, что «эта желтая пресса пишет что хочет, и давать опровержений не будет».
Поняв, что стала инструментом в какой-то мутной и тщеславной игре, Оксана отказалась от услуг Александра Карабанова, - сообщает ИА «Регнум» Тем более, что все эти публикации были всего лишь верхушкой айсберга. Как полагают, адвокаты активно рылись в имуществе Дениса Долгова, надеясь найти якобы скрытые им от жены активы. При этом ещё до развода супруги договорились о разделе имущества на приемлемых для обеих сторон условиях. Никаких скрытых активов не оказалось. Оксана и дети получали большую часть совместно нажитого супругами имущества. Даже больше, чем было заявлено в подготовленном адвокатами исковом заявлении.
Судя по всему, «защитникам» Оксаны Долговой оказалось недостаточно тех «жареных» фактов, которые они с размахом готовили на кухне «желтых» СМИ. Ведь именно скандалы, раздутые на домыслах и откровенной лжи, на доверии своих клиентов позволяют не только продемонстрировать общественности «благородную» роль адвоката, но и конвертировать распад семьи в звонкую монету? Но попытка записать банальный развод в актив блестящих побед адвокатам не удалась. Так же, как и расстроить отношения между бывшими супругами. 31 мая, уже после того, как Оксана Долгова отказалась от услуг Александра Карабанова, ее вместе с мужем можно было увидеть на крещении их дочери в одной из московских церквей.
По их мнению, цивилизованно организовать развод им помешали именно адвокаты Оксаны, которые решили использовать ситуацию в своих целях. Бывшие супруги посоветовали всем, кто оказался в подобной ситуации, уповать не на громкие имена, а на порядочность тех, кто взялся отстаивать их интересы. "