Солнцевская преступная группировка, судя по всему, стала реальным владельцем "Видео интернешнл"
"Переход компании от НТВ к ОРТ в московских медиа-кругах был воспринят неоднозначно. Одни считали это победой Березовского, другие -Льва Черного, третьи - частью некого тайного соглашения между ними и Гусинским. Единственное, в чем никто не сомневался, так это в том, что огромную роль в данной сделке сыграл министр информации Михаил Лесин - в прошлом один из официальных, ныне - неофициальных хозяев "Видео интернешнл". Один из самых богатых людей России, чье состояние, по некоторым оценкам, достигает 180 миллионов долларов.
Значение в этой истории фигуры Лесина действительно трудно оспаривать. Вместе с тем факты свидетельствуют о том, что настоящий куш достался вовсе не лицам и структурам, о которых мы упомянули. Подлинным владельцем прибылей, извлекаемых из "Видео интернешнл" стала, судя по всему, так называемая солнцевская преступная группировка.
Те, кто представляет себе внутренние механизмы ОРТ, понимают, что ни одно серьезное назначение там не происходит без участия Б. Патаркацишвили.
Патакацишвили является представителем Б. Березовского на ОРТ и считается его правой рукой. Вместе с тем ни для кого не тайна его тесные связи с криминальным миром и особенно - солнцевской группировкой. Именно Бадри - с дозволения обеих вышеупомянутых сторон - позволил М. Лесину и его давнему деловому партнеру по "Видео интернешнл" Ю.Заполю занять в российском информационном пространстве те позиции, которые они занимают сейчас.
А закручивалось все в начале 90-ч годов. Лесин и Заполь, создав первоначальный капитал на размещении рекламы на КВН, постепенно сделались монопольными владельцами рекламного рынка РТР. Их доходы многократно увеличивались благодаря нехитрой схеме, позволявшей уходить от налогов. Дело в том, что производителями программ, которые закупались "Видео интернешнл" и оплачивались ВГТРК, сплошь и рядом были дочерние фирмы и фирмочки, принадлежавшие все тем же Лесину и Заполю. ВГТРК задерживала платежи "Видео интернешнл", та, в свою очередь, - фирмам-производителям. В конце концов происходил взаимозачет и вся цепочка освобождалась от НДС. Суммы, которые уходили в карман предпринимателей, исчислялись сотнями тысяч долларов. Именно тогда появились первые слухи о причастности к этому солнцевской мафии.
Возможно, "сонцевские" и не стали бы церемониться с Лесиным и Заполем, попросту убрали бы их и поставили на место главного рекламщика ВГТРК кого-то из своей среды. Если бы не тот факт, что Заполь вовлек в дело своего родственника (точнее, троюродного племянника) - Максима Бойко, одного из ближайших сподвижников Анатолия Чубайса. Поэтому дело кончилось не "мочиловкой", а полюбовным соглашением. Разумеется, "солнцевские" - Михась, братья Аверины и другие авторитеты - не остались внакладе.
Далее события развивались так. "Видео интернешнл" и ряд коммерческих структур, подконтрольных "солнцевским", стали учредителями Московского городского банка. Банк привлек огромное количество средств частных вкладчиков и благополучно лопнул, его управляющий г-н Долгов со всеми долгами скрылся за границей.
По данным следствия, Лесин с Заполем держали в Мосгорбанке около 10 миллионов долларов. Судьба этих денег неизвестно. Известно только, что солнцевские лидеры были весьма недовольны действиями своих партнеров. Против Лесина было заведено уголовное дело. Только через пару месяцев стороны пришли к взаимоприемлемому соглашению. Соответственно, по чисто случайному совпадению, тотчас прекратилось уголовное дело, а все участники банковской аферы вышли из нее, существенно увеличив свой капитал.
Шло время, появились новые связи. Одним совладельцев "Видео интернешнл" стал близкий друг Заполя С. Васильев. По данным правоохранительных органов, именно Васильев фактически взял на себя роль посредника между официальным руководством "ВИ" и солнцевскими главарями, а также Патаркацишвили. В то же время Васильев вместе с будущим руководителем НТВ+ Троепольским контролировал канал "2x2".
Раздел телевизионного рекламного рынка между этими хищниками, естественно, не мог обойтись без жертв. Одной из них, как известно, стал Влад Листьев. Были и другие, менее известные. К 1991 году равновесие, наконец, установилось. "Видео интернешнл" уступило часть своих позиций на ВГТРК, получив взамен рынок НТВ. Дело в том, что в те времена Гусинский и Березовский были больше партнерами, чем врагами. Правда Гусинский, зная о слишком скандальных связях, г-на Лесина с криминальным миром, похоже, настоял на его формальном уходе с руководящих постов в "ВИ". Но Лесин не был обижен: он быстро продвигался по чиновничьей лестнице, а во время президентских выборов стал по приглашению Чубайса главным имиджмейкером штаба Ельцина.
В конце 1996 года готовилась отставка Эдуарда Сагалаева с поста председателя ВГТРК. Занять вакансию хотели и Лесин, за которым, естественно, виднелась рыжая голова тогдашнего главы президентской администрации, и ближайший партнер Березовского Б. Патаркацишвили, и Н. Сванидзе, которому много чем были обязаны обе стороны. Победил Сванидзе. А его заместителем был определен Лесин.
Естественно, Березовский с Патаркацишвили остались недовольны таки развитием событий. Тут-то и пошел в ход давно сработанный ими компромат о связях Лесина с "сонцескими". Лесину пришлось срочно обратиться за помощью к лидеру "солнцевскихС. Михайлову (Михасю), находившемуся в тот момент под следствием в Швейцарии. Однако швейцарский МИД, предупрежденный Интерполом, отказал Лесину в визе. Пришлось вмешаться лично Чубайсу и объяснять, что Лесину срочно необходима медицинская помощь, а Швейцария - единственное место на земле, где эта помощь может быть оказана. Проблемы с иностранными консульствами из-за "неподходящих" связей были и у Заполя: 1999 году ему отказали в шенгенской визе.
Таким образом, солнцевская "братва" при помощи своего старого друга - ныне министра информации - успешно завершает операцию по легализации своего бизнеса. Михайлов-Михась, отмытый швейцарским судом, пустился в политику, хотел даже стать депутатом Госдумы. А "Видео интернешнл", окончательно попавшая под контроль его группировки, становится для известного круга легальным средством выкачивания государственных денег. "