"«Экс-руководитель Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ Денис Сугробовполучил несколько повесток на допрос в качестве свидетеля по резонансному делу о превышении полномочий его подчиненными, однако ни по одной из них не явился, - сообщил 24 апреля агентству "Интерфакс" источник, знакомый с материалами дела.
"Поскольку по делу проходят бывшие подопечные Сугробова, следствие планировало его допросить. Экс-главе ГУЭБ было направлено не менее пяти повесток, однако он ими манкировал", - сказал собеседник агентства.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, следователь в случае неявки свидетеля на допрос может принять решение о его принудительном приводе».
«Генерал Денис Сугробов сменил номера телефонов и, по данным ПАСМИ.Ру, в данный момент находится за границей.
Денис Сугробов
Дело в отношении офицеров ГУЭБиПК было возбуждено в феврале 2014 года. По версии следствия, сотрудники ведомства пытались спровоцировать замначальника 6-й службы 9-го управления ФСБ на получение взятки.
Между тем, экс-глава управления «Б» ГУЭБиПК Салават Муллаяровпод давлением ФСБ признал вину и изъявил готовность «изобличить» офицеров ГУЭБиПК. Однако после встречи с адвокатом заявил, что написанный им «тест не соответствует фактическим обстоятельствам дела»».
В распоряжении "Коммерсанта" оказались протоколы допросов бывшего заместителя начальника ГУЭБиПК МВД России генерал-майора Бориса Колесникова, обвиняемого в организации преступного сообщества. В них он подробно излагает обстоятельства проверки сотрудника ФСБ Игоря Демина, обернувшейся для борцов с коррупцией уголовным делом, называет бредом информацию о том, что в этой "теме" были заинтересованы начальник управления Денис Сугробов и помощник президента РоссииЕвгений Школов.
Борис Колесников
Как следует из показаний Бориса Колесникова, сотрудники ФСБ не входят в число должностных лиц, которых закон запрещает брать в оперативную разработку. Поэтому в том, что его подчиненный Алексей Боднар, которого агент вывел на решальщика, "представлявшегося сотрудником спецслужб", сделал это, господин Колесников не видит ничего противозаконного.
Говоря о том, что никакой провокации взятки в отношении Игоря Демина даже не планировалось, Борис Колесников ссылается на аудиозаписи диалогов участников оперативного эксперимента между собой. В частности, на одной из первых встреч с Алексеем Боднаром агент ФСБ под псевдонимом Павел Глоба убеждает полицейского, что"Демин парень нормальный и к диалогу готов". В ответ сотрудник ГУЭБиПК предлагает познакомить с ним своего агента, якобы советника гендиректора одной из коммерческих фирм Руслана Чухлиба.
Боднар: "Давай для начала работать по десяточке (тысяч долларов) в месяц просто за отношения. Не откажется ведь (Демин), правильно?"
Глоба: "Я бы не отказался".
Боднар: "Поведется?"
Глоба: "Может. Насколько я понимаю, это будет бомба?"
Боднар: "Мы не провоцируем, возьмет — возьмет. Тут все по "чесноку". Провоцировать все равно никто не будет".
Дальнейшие встречи и переговоры сотрудника ФСБ Игоря Демина с залегендированным коммерсантом Русланом Чухлибом, как полагает Борис Колесников, лишь подтверждали предположения оперативников ГУЭБиПК, что он готов взять деньги.
Демин: "Что это значит? В чем должна моя помощь заключаться?"
Чухлиб: "Какое-то общее покровительство".
Демин: "Нас Паша (Глоба) познакомил... Чего ты стесняешься?"
Чухлиб: "Как я могу? Что я могу? Тут как бы мы хотим подружиться".
Демин: "Друг моего друга — мой друг".
Чухлиб: "Хорошо. Мы хотим быть под защитой определенной, то есть под крылышком. Не знаю, можно ли вас крылышком назвать".
Демин: "Я готов обсудить любую проблему конкретную".
Чухлиб: "Пока их нет. Мы знаем, что вы у нас есть, и в случае... можем обратиться".
Демин: "Ну вот я есть! И что?"
Чухлиб: "У меня есть предложение такого характера... Мы ежемесячно 10 тыс. долларов привозим..."
Таким образом, говорит в своих показаниях Борис Колесников, Игорь Демин фактически дал согласие на ежемесячное получение 10 тыс. долларов за так называемое общее покровительство. 14 февраля эту сумму чекисту передали в ресторане Sisters на Покровке, 6.
Чухлиб: "Может быть, в эту корзиночку?"
Демин: "А что там?"
Чухлиб: "Десять".
Демин: "Чего?"
Чухлиб: "Тысяч долларов..."
Демин: "А-а. Все понял".
После этого господина Чухлиба задержали сотрудники ФСБ.
"О какой вообще провокации со стороны Чухлиба может идти речь, когда он кладет деньги на стол, а Демин дает понять, что принял деньги?", — задается вопросом Борис Колесников.
По его словам, даже показания свидетеля со стороны обвинения Глобы говорят о том, что никакой провокации взятки не должно было быть:
"Боднар рассказал мне о намеченной им схеме. В частности, он предложил мне под любым предлогом возобновить контакт с Деминым, затем они планируют через меня подвести к нему так называемого ряженого, сотрудника МВД, или так называемую торпеду, то есть коммерсанта, который попросит решить возникшую проблему и предложит за оказание общего покровительства его бизнесу от $10 тыс.".
По словам свидетеля, "на одной из встреч "торпеда" должна передать Демину деньги, после короткого периода времени необходимо было снова передать Демину деньги и уже после неоднократного получения им денежных средств за решение различных вопросов его планировали задержать".
Показания агентов о том, что в разработке господина Демина якобы были заинтересованы тогдашний начальник ГУЭБиПК Денис Сугробов и помощник президента Евгений Школов, генерал-майор Колесников назвал не соответствующими действительности. По его словам, фамилии высокопоставленных чиновников господин Боднар в разговоре с Глобой упомянул только для того, чтобы придать значимость проводимой операции.
Давая показания о присовокупленной к обвинению в провокации взятки ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"), господин Колесников заявил, что ни физического, ни материального ущерба потерпевшему Демину никто не нанес, - отмечает издание.
"Морально он также не пострадал, так как из мести дал обратку",— утверждает Борис Колесников».
«Следственный комитет РФ в ближайшее время намерен допросить бывшего начальника ГУЭБиПК МВД РФ Дениса Сугробова. Мероприятия пройдут в рамках расследования о провокации взятки в отношении сотрудника ФСБ РФ Игоря Демина. По версии следствия, данную операцию подчиненные Сугробова проводили"с целью дискредитации Федеральной службы безопасности РФ", - передает в четверг ИА «Росбалт».
Как рассказывает источник в правоохранительных органах, СК РФ проделал уже большой объем работы в рамках расследования в отношении сотрудников ГУЭБиПК и их агентов.
"Собранные материалы требуют прояснения многих вопросов у непосредственного руководителя обвиняемых Дениса Сугробова. В ближайшее время эти вопросы ему будут заданы, соответствующая повестка уже готова", — отмечает собеседник агентства.
По его мнению, по результатам допроса процессуальный статус Сугробова в деле может поменяться. В первую очередь следователи намерены поинтересоваться у экс-начальника ГУЭБиПК МВД РФ обстоятельствами операции в отношении сотрудника ФСБ РФ Игоря Демина.
В СК РФ ведется расследование по 12 эпизодам провокаций полицейскими в отношении чиновников и бизнесменов. В материалах по 11 случаям провокаций сказано, что незаконной деятельностью оперативники занимались, желая значительно улучшать свои показатели. А это гарантировало премии, продвижение по службе и прочие блага. Однако в эпизоде с Демином в материалах СК РФ говорится следующее: "уголовное дело возбуждено в связи с совершением должностных преступлений, связанных с провокацией взятки должностному лицу, в целях дискредитации органов ФСБ России".
Причем, как следует из показаний свидетелей и некоторых обвиняемых, "дискредитировать" Федеральную службу безопасности сотрудники ГУЭБиПК хотели, чтобы в ней произошли нужные определенным людям кадровые перестановки. Понятно, что вопрос о проведении операции в отношении Демина решался не на уровне оперативников и даже не на уровне замначальника ГУЭБиПК Бориса Колесникова (который сейчас находится под стражей), а гораздо выше, - полагает автор материала журналист Александр Шварев.
О том, что вокруг Сугробова "сгущаются тучи" подтвердил и собеседник агентства, знакомый с ситуацией.
"С начала этой недели за ним установлен плотный контроль, похоже, что ведется наружное наблюдение. Обычно так происходит, когда к человеку уже существуют серьезные вопросы", — отмечает источник.
Стоит отметить, что число эпизодов провокаций, инкриминируемых сотрудникам ГУЭБиПК, в ближайшее время может увеличиться. Сейчас СК РФ изучает ряд операций, проведенных полицейскими в отношении чиновников и бизнесменов из Краснодарского края. В частности — проверяются обстоятельства задержания в Москве в 2013 году Александра Баталова — свата губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. На него надели наручники, когда он получил 10 млн рублей от предпринимателя. За эти деньги Баталов обещал решить вопрос о выделении в краевом центре участка земли под строительство логистического центра. Теперь же выяснилось, что вручивший крупную сумму предприниматель являлся агентом ГУЭБиПК.
Напомним, по версии СК РФ, сотрудники ГУЭБиПК РФ создали разветвленную сеть агентов, которые под видом бизнесменов предлагали чиновникам и коммерсантам за деньги помочь в решение проблем незаконными способами. Агенты действовали под прикрытием полицейских: как только госслужащие и коммерсанты получали крупные суммы, на них надевали наручники. Сейчас под стражей находятся 13 сотрудников ГУЭБиПК и один их агент. Еще двум агентам выбрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Разоблачить подобную деятельность сотрудников ГУЭБиПК удалось после того, как они попытались осуществить провокацию в отношении замначальника 6-й службы ФСБ РФ Игоря Демина. Сразу два агента ГУЭБиПК — Руслан Чухлиб и Сергей Пирожков — пытались убедить контрразведчика получать по $10 тыс. в месяц за покровительство одной из фирм. В ФСБ узнали, что в отношении сотрудника службы готовятся провокация, в результате за решетку отправились все участники и организаторы этого оперативного эксперимента, включая замначальника ГУЭБиПК МВД Бориса Колесникова. Ему среди прочего инкриминируют статью 210 УК РФ (участие в организованном преступном сообществе).
Знакомые оперативников считают все эти обвинения абсурдными, - отмечает автор публикации.
"Сотрудникам ГУЭБиПК ставят в вину выполнение их прямых обязанностей — задержание коррупционеров. Следуя логике следствия, целью создания ОПС и проведения оперативных экспериментов была не борьба со взяточничеством, а желание в конце года за свои успехи получить почетную грамоту. Это же смешно. Полицейские не скрывали, что задержания происходили в результате экспериментов. Как в такой ситуации быть со следователями, которые вели дела в отношении чиновников, прокурорами, утверждавшими обвинительные заключения, судьями, выносившими приговоры. Их тоже запишут в члены ОПС? Или ограничатся формулировками, что их вводили в заблуждение? В отношении сотрудников ГУЭБиПК возбуждены абсолютно надуманные дела", - заявил агентству знакомый одного из арестованных оперативников».