FLB: В Ставропольском крае абсолютно законное, со всеми разрешительными документами, строительство по решению суда объявляется незаконным
"Задумайтесь, почему все противозаконные стройки становятся в Пятигорске «законными» по решению суда? В случае же, о котором мы расскажем сегодня, ситуация прямо противоположная: абсолютно законное, со всеми разрешительными документами, строительство по решению суда объявляется незаконным: ни снести, ни достроить его невозможно. Это правовое издевательство коснулось полутора тысяч пятигорчан – пишет в своем расследовании на страницах «Открытой газеты» журналист Елена Суслова, которая разбиралась в хаосе застроек, которые характерны для всего края.
Почти год назад полпред в СКФО Александр Хлопонин потребовал от главы Пятигорска Льва Травнева в кратчайшие сроки разобраться с проблемой обманутых дольщиков. Городские власти пообещали участникам долевого строительства разрешить эту проблему и обеспечить им заселение к концу 2013 года. После обещанного новоселья прошло уже три месяца, однако новостройка к сдаче объекта даже не приблизилась, недостроенное строение до сих пор стоит черным остовом в центре города. Как пояснил дольщикам еще накануне Нового года начальник правового управления городской администрации Дмитрий Маркарян, вселения не будет, пока вопрос не разрешится юридически. Затягивает процесс длительное судебное разбирательство из-за спора с частным лицом о принадлежности выделенного под строительство участка.
«Таджикское барокко»
Не так давно Владимир Путин на встрече с общественным советом по подготовке Олимпиады довольно резко высказался по поводу хаотичной и бессмысленной застройки Сочи. Нелепую пестроту и отсутствие гармонии в городах Ставрополья вряд ли не заметил бы президент, если бы прогулялся и по нашим городам-курортам.
Перечень незаконных строительных объектов в городах Ставрополья настолько велик, что просто теряешься в догадках, какой объект первым попадется на глаза президенту. Какая доля зарегистрированных объектов недвижимости в крае внесена в Росреестр по решению суда? В краевом управлении Росрреестра на этот вопрос ответить не могут. Возможно, там понимают, что все эти объекты нарушают генеральные планы застройки городов, противоречат природоохранному законодательству, идут вразрез с нормами градостроительства. Поэтому и не спешат анализировать ситуацию.
Алчным застройщикам просто по фигу, как их новодел впишется в исторический облик города. Самые частые нарушения – это превышение проектной этажности и площади этажей, несоблюдение требуемых противопожарных разрывов с соседними зданиями, изменение целевого назначения выделенных земельных участков, самозахват земли. Бизнесмены берут разрешение на один тип строительства, а строят совсем другое. Без церемоний, без учета санитарных норм, не считаясь с интересами горожан. В кругу профессиональных архитекторов такой подход окрестили «таджикским барокко».
Издержки правосудия
Строительные бизнесмены принимаются сразу возводить коробки без получения всяких согласований. «Через суд узаконим свои самовольные стройки», - они ничем не рискуют, они уверены. Их уверенность подтверждена практикой.
Суды, принимая свои решения в пользу собственников, руководствуются, вероятно, чем-то другим, но только не святыми для них нормами. Такими, например, как постановлениями Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В этом совместном документе в п. 26 записано, что «рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства». В судах, однако, сомневаются редко, забывая, что «суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию».
Чаще всего судебные решения объясняют другими словами этого же постановления: «Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку» - и… признают права собственников.
Такие решения, которым несть числа, превращают города Ставрополья в настоящее гетто - перенаселенные районы, в которых нет и намека на благоприятную среду обитания: ни клумбы, ни скверика, ни детских площадок, ни парковок... Сотрудники «Скорой помощи» и МЧС с трудом пробираются к подъездам домов. Из-за того, что нарушена установленная плотность застройки, солнце редко заглядывает в окна плотно прижатых друг к другу многоэтажек. О том, что строительную вседозволенность давно пора прекращать, не первый день заявляют не только городские активисты, но и местные депутаты всех уровней.
Удручающая панорама
Хаотичная застройка Пятигорска превращает курорт в скучное захолустье. Бесконечные архитектурные уродства хаотично втиснуты в уже оформившееся городское пространство. Чуть ли не единственное место в городе, где проводится сегодня комплексная архитектурная застройка, – жилой комплекс «Серебряная панорама», уже много лет возводимый строительной фирмой «Аксон-Н», единственной в городе, осуществляющей весь комплекс строительных работ – от проекта до воплощения.
По задумке архитекторов, после реконструкции квартал с «Серебряной панорамой» очень напоминал бы московский Калининский проспект с его высотками. Но вместо запланированных сверкающих современных домов «Серебряной панорамы» уже много лет гости курорта любуются старым сараем с заколоченными окнами. А более полутора тысяч человек – дольщиков «Аксона» вместе с семьями который год маются без жилья.
Как получилось, что крупнейшая строительная фирма, имеющая все положенные по закону разрешения на застройку, не нарушающая никаких технологий и правил ведения строительства, не может закончить реконструкцию квартала?
С 2008 года компания потонула в бесконечных судах с частным лицом - пенсионером Игорем Изотенком, но имеющего огромное преимущество перед многими сотнями дольщиков: его сын - судья.
Как стать миллионером
Пенсионеру принадлежит старый, портящий весь вид «Серебряной панорамы», подлежащий сносу барак. Земельный участок под ним Изотенок оформил в собственность в 2006 году, уже после того, как был утвержден план застройки микрорайона и выдана в аренду «Аксону» земля под строительство.
Сохранять старые развалины на фоне сверкающих окон «Серебряной панорамы» не предполагалось. Да и землю продавать в природоохранной зоне курортного город в частную собственность уже тогда было нельзя. Земельный участок Изотенок отмерил себе так, что его территория метров на пять накладывается на участок «Аксона». И хитрый пенсионер, тихонько выждав три года, стал требовать себе возмещение за якобы используемую строительной компанией его землю.
А строительная компания продолжала платить налоги за весь земельный участок, на котором шло строительство.
Законность сделки по купле-продаже земельного участка пенсионером Изотенком строители оспорили в суде. И суд решил, что продажа земли действительно незаконна, но после сделки прошло уже более трех лет, поэтому участок остается в собственности пенсионера. Оба участка, пересекающиеся между собой площадями, имеют установленные границы, которые подтверждены судебными решениями. А это значит, что застройщики границ выделенного им под строительство участка не нарушали. За что же тогда по судебному решению «Аксон» должен платить Изотенку огромные деньги? Почему по прихоти одного пенсионера, незаконно выкупившего у администрации города земельный участок, жизненные интересы двухсот дольщиков (а вместе с семьями это около полутора тысяч человек) становятся зависимы исключительно от решения суда?
Кто-то подставил ножку бюджету
Но дело вовсе не в одном пенсионере Изотенке, имеющем за спиной семь лет реального тюремного срока по экономическим статьям и воспитавшем сына-судью. И дело даже не в этих его родственных связях с местным судейством. Похоже, что здесь разработана целая многоходовая схема по отъему денег у крупной строительной компании, абсолютно бандитская, если учесть, что главными пострадавшими в ней будут ни к чему не причастные обычные граждане, дольщики, внезапно оставшиеся без жилья.
А ветеран тюремного труда и суд – всего лишь звенья в этой связке, к которой можно отнести и других действующих лиц. Надо не забывать, что злополучный земельный участок вначале кем-то скрупулезно измерялся так, чтобы хоть краешком «зацепить» аксоновский дом. Потом этот участок кем-то в администрации города за бесценок продавался.
Кем подписан договор? Будете смеяться, когда узнаете, – договор о купле-продаже этого участка менее чем за 150 тысяч рублей подписан Юрием Корнетом, ныне краевым министром строительства и архитектуры, а тогда он был заместителем главы администрации Пятигорска. Можно сказать, что Пятигорская администрация сама создала и сгенерировала конфликтную ситуацию, которую решить сейчас не в состоянии.
Что интересно, никаких экономических выгод эта продажа земельного участка пенсионеру Изотенку бюджету города отнюдь не сулила. Если раньше в городской бюджет за землю под объектом «Серебряная панорама» «Аксон» платил около 100 млн. рублей в год, то теперь платит меньше десяти миллионов. И я очень сильно сомневаюсь, что пенсионер Изотенок компенсировал эти недостающие бюджету деньги.
Пожизненная рента для «ветерана тюрем»
Многочисленные судебные решения обязывали выплатить новоиспеченному «собственнику» спорного земельного участка то 30, то 20, то 10 миллионов рублей. И строительная компания, ведущая абсолютно законное строительство, имеющая все необходимые для этого разрешения, должна компенсировать «ветерану тюрем», не вложившему ни копейки ни в строительство старого барака, ни в благоустройство прилегающего земельного участка, большие деньги. Выплатить их «Аксону» - значит лишить своих дольщиков законных квадратных метров. Но сакраментальный вопрос - кому эти деньги достанутся? - в очередной раз обнажает гнилые зубы местного правосудия, и судебная власть, защищая по устоявшемуся в крае обычаю одного собственника, пренебрегает интересами собственников будущих квартир, заставляя последних по полжизни скитаться по чужим углам, откладывать на неопределенный срок рождение детей, оставлять без заботы престарелых родителей.
Но что самое интересное – по решению суда даже после выплаты компенсаций земельный участок остается в собственности Изотенка! А это значит, что, вселившись в квартиры, жильцы вынуждены будут платить пожизненную ренту собственнику земельного участка и его наследникам?
Хороший бизнес по отъему денежных средств дольщиков! И схема довольно примитивна. Однако действенна. Интересы дольщиков поставлены в зависимость от желания и возможностей пронырливого гражданина.
Суды инициируют протесты
Судьи свои несуразные решения выдают за олицетворение закона, и действуя от имени государства, цинично попирают права граждан, это государство и составляющих – убеждена журналист.
К чему приводят несправедливые решения судов? Ведь, если разобраться, большинство протестных выступлений населения на Ставрополье так или иначе связаны с несправедливыми судебными решениями. В итоге – подрыв доверия граждан к базовым институтам общества, одним из которых является суд. Судьи, наловчившиеся манипулировать законами и должностными возможностями, стали массово продуцировать обстоятельства, разрушающие социальную стабильность своих территорий. Именно работники правосудных органов сегодня становятся главным источником протестных настроений в регионе – предполагает автор, исходя из того, что «в судебных решениях все чаще признаки «игры в одни ворота» - в интересах людей при деньгах и власти, при этом общественные интересы попираются самым грубейшим образом.
У каждого свои полномочия
Никак не могу понять, почему, когда дело касается строек, с необычайной легкостью судебных решений незаконное делается законным. И те же суды делают банкротом фирму, ведущую абсолютно законную, имеющую все проектные разрешения, комплексную городскую застройку. Крупная строительная компания получает славу единственной в городе, не способной выполнить свои обязательства перед дольщиками.
В июне 2013 года полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин жестко раскритиковал главу Пятигорска Льва Травнева за отсутствие результатов в решении вопроса обманутых дольщиков и потребовал в кратчайшие сроки разобраться с проблемой.
Единственный проблемный дом, как считают в администрации Пятигорска, - это как раз пятый блок «Серебряной панорамы». 227 дольщиков ждут заселения около трех лет.
Александр Хлопонин тоже ведь на совещании в июне 2013 года не слова на ветер бросал, а, наверное, раздавал поручения, ставил конкретные сроки для их выполнения. Понимал ведь, что очень многое, если не все, зависит в этом скандальном деле от позиции главы города.
Однако уже апрель 2014-го, а в ситуации с дольщиками пока ничего не изменилось. А к хлопонинским поручениям и увещеваниям пятигорского мэра добавился публичный выговор Льву Травневу от генерального прокурора России Юрия Чайки в январе 2014-го.
Но как муниципальной власти решать сегодня эту проблему, созданную ею самой и возведенную в ранг не решаемых судебной системой?
Делая незаконное законным, а законное незаконным, ставропольское правосудие бросает вызов обществу, каждому гражданину: ребята, не надо заморачиваться и делать все по закону, приходите к нам, мы решим все ваши проблемы. Тем самым суды подменяют собой и муниципальные органы, и контрольно-разрешительные, и регистрационные одновременно! Нет, не дело судов лезть в градостроительную политику!
Судебная практика абсурда
Абсурдные судебные решения в области градостроительства у нас в крае отменить практически невозможно. Наверное, это судей Ставрополья имел в виду в первую очередь председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, когда сказал свое знаменитое: «Если российских судей начать наказывать по ст. 305 («Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»), то все они сядут, и судей не останется».
Изучая судебную практику судов всего лишь одного региона – Ставропольского края, как не вспомнить о судебной реформе. О ней сейчас говорят на всех уровнях. Борис Титов, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей, например, считает, что в России арбитражи работают лучше судов общей юрисдикции. Равняться на арбитраж ранее советовал и премьер-министр Дмитрий Медведев, когда просил президента учесть «современный уровень судопроизводства арбитражного суда» при объединении ВАС и ВС. Да и судебный спор пенсионера Изотенка в арбитраже совсем по-другому решил судьбу «Серебряной панорамы».
Все судебные инстанции арбитражных судов, даже Высший арбитражный суд России, подтвердили – вины строительной компании в сложившейся ситуации нет. Но независимому Пятигорскому городскому суду этот прецедент не указ и не приказ, и на заявления о пересмотре вынесенных ранее судебных решений с учетом постановления Высшего арбитражного суда России они выносят свои – вины нет, но платить блатному пенсионеру все равно должны, все остальное не имеет значения.
В начале февраля нынешнего года президент подписал закон об изменениях в судебной системе Российской Федерации. С опыта каких судов будут создавать матрицу, на которую надо будет ориентироваться всей судебной системе России? Не со ставропольских же судов, ломающих гражданские, патриотические и социальные основы общества» – убеждена автор."