FLB: Громкие разоблачения от «серого карлика цветных революций»
"О подозрительной связи лидера Правого Сектора Дмитрия Яроша с силовыми ведомствами Украины немало говорилось и ранее. Например, в начале февраля оппозиционный украинский журналист Анатолий Шарий писал об этом:
“…Странное восхождение и самопровозглашение лидерства в протестной организации, участниками которой являются тысячи человек, как и странные заявления вкупе с удивительной лояльностью силовых ведомств можно объяснить одним. Кураторством со стороны спецслужб”. А уж видео, где нынешний глава СБУ Валентин Наливайченко выступает перед бойцами “Тризуба им. Степана Бандеры”, возглавляемой Ярошем, не выложил только ленивый.
Однако сегодня об этом громко заговорила и украинская пресса, да еще и голосом “серого карлика цветных революций” Мустафы Найема – того самого журналиста, с призыва которого и начался Майдан. Удивительное совпадение: разоблачение Яроша с картинками и документами “Украинская правда” выкладывает в тот день, когда с Правым Сектором официально решено покончить. Но детали интересны.
ЗА КУЛИСАМИ ПРАВОГО СЕКТОРА
Правый сектор появился на страницах мировых СМИ после первых столкновений на улице Грушевского 19 января. За считанные дни бойцы в балаклавах с коктейлями молотова в руках стали лицом украинского протеста. Майдан перестал быть мирным, в новостях появились первые известия о погибших.
Ради справедливости надо признать, что именно действия Правого сектора в ответ на принятие "драконовских" законов заставили Банковую пойти на уступки: отменить законы 16 января и принять закон об амнистии.
Впрочем, чем дальше от пламени революции, тем больше деталей всплывает о деятельности Правого сектора и его отношений с миром системной политики. "Украинская правда" попробовала собрать и систематизировать сведения относительно связей и контактов Правого сектора с представителями прошлой и нынешней власти, а также получить уникальную информацию относительно нынешнего состояния наиболее радикальной силы Майдана.
Правый сектор не является иерархической организацией с вертикальной структурой управления. Скорее это “горизонтальные” структуры, объединенные единым названием, формально подчиненные единому штабу. На момент создания Правого сектора в его состав входили ВО "Тризуб", СНА, УНА-УНСО и КУН, а также "Комитет освобождения политзаключенных" и “Черный комитет”.
Как известно, лидером Правого сектора является Дмитрий Ярош. Его ближайшими соратниками являются побратимы с ВО "Тризуб" – Андрей Тарасенко (главный координатор Правого сектора) по прозвищу "Пилипась" и Андрей Стемпицкий – "Летчик".
Лидеры Правого Сектора
ПРАВЫЙ СЕКТОР И ВИКТОР ЯНУКОВИЧ
Один из мифов о Правом секторе – их неприятие любых переговоров с режимом Виктора Януковича. В действительности Правый сектор был готов вступать в такие переговоры. Известно по крайней мере о двух встречах его представителей с властями. Обе состоялись в наиболее кризисные для Майдана моменты.
Об одной из встреч известно из публичных сообщений. Третьего февраля представители Правого сектора вместе с ветеранами Афганистана встретились с главой СБУ Александром Якименко и первым заместителем министра внутренних дел Виктором Дубовиком. Переговоры состоялись после принятия закона об амнистии. Публично было объявлено, что стороны договорились об освобождении задержанных активистов.
О втором контакте уже на высшем уровне – между Виктором Януковичем и Дмитрием Ярошем – стало известно после побега Януковича из Киева. И не от самого Яроша, а случайно – лидера Правого Сектора сначала узнал один из сотрудников Администрации президента, а затем информацию о встрече подтвердили сотрудники, которые имели доступ к внутреннему журнала посещений президента.
"Она [встреча – “УП”] действительно была. Однако уже после завершения активных действий. Вышли СБУшники и предложили не только мне, а и проводу – моему ближайшему окружению, встретиться для прекращения кровопролития. Соответственно я поехал в администрацию. Там речь шла о сделке – той, которую затем подписали. Я отказался это сделать. Сказал, что мы марионетками никогда не были и не будем, поэтому давайте выводите войска, ибо начнется партизанская война по всей Украине. Там на него [Януковича] дипломаты также давили, я не приписываю эту заслугу себе, однако речь шла о том, что мы не отступим, не сложим оружия, будем стоять до конца. Возможно, это для него тоже стало определенной каплей, когда он решил прекратить так называемую антитеррористическую операцию и отвести войска. Хотя в то время еще снайперы работали".
При этом остается несколько важных вопросов относительно этой встречи.
1. Почему Ярош доверил свою жизнь работникам СБУ?
Переговоры состоялись 20 февраля в здании администрации президента на Банковой. По словам соратника Яроша – Андрея Тарасенко (руководитель киевской организации "Правого сектора"), лидера Правого сектора повезли к Януковичу на автомобиле прямо с Майдана.
На тот момент от Майдана к Банковой не было короткого пути: улица Грушевского была перекрыта, единственный способ добраться до Банковой с Майдана – проехать через всю набережную и подняться с другой стороны Грушевского, или объехать Площадь по Владимирской. На этом пути могло случиться что угодно. Кто именно выступил посредником между Януковичем и Ярошем? Очевидно, это был человек, которому Ярош доверял настолько, что даже после расстрела сотни людей на Майдане, он не боялся за свою жизнь.
2. С какой целью Ярош вообще поехал к Януковичу?
Напомним, на тот момент Дмитрий Ярош считался самым главным врагом режима. Нейтрализация лидера Правого сектора с одновременным арестом лидеров оппозиции теоретически могла разрушить все планы по свержению власти.
И если уж реконструировать детали переговоров: пожал Ярош руку Януковичу после гибели людей на Майдане? Что он ему сказал? (По информации источников "Украинской правды" беседа длилась больше часа).
3. Почему эта встреча осталась в тайне?
Почему Ярош сам не сообщил ни о факте этой встречи, ни о ее результатах? Если все действительно так, и Ярош отказал Януковичу, было бы вполне логично сообщить об этом и своим сторонникам и людям на Майдане сразу после окончания переговоров.
ПРАВЫЙ СЕКТОР И АНДРЕЙ КЛЮЕВ
Впрочем, источники "Украинской правды" рассказывают, что о контактах окружения Виктора Януковича с Дмитрием Ярошем и его подчиненными в администрации президента знали еще задолго до событий 17-20 февраля.
По словам одного из бывших сотрудников администрации президента, еще в конце января на стол Януковичу было положена докладная, в которой говорилось о договоренности между Службой безопасности Украины и лидерами Правого сектора относительно возможного освобождения улицы Грушевского в обмен на денежное вознаграждение.
По словам собеседника "Украинской правды", докладная имела "синий" гриф, что означало, что информация, приведенная в документе, подтверждена соответствующей аудиозаписью.
Другой источник сообщает, что о тех же договоренностях Виктору Януковичу позднее докладывал Андрей Клюев. Глава администрации президента утверждал, что за сумму в десять миллионов долларов он может договориться об освобождении улицы Грушевского, отводе сил Правого сектора с Европейской площади, передвижении баррикад до уровня улицы Трехсвятительской. Свидетелями этого доклада были Генеральный прокурор Виктор Пшонка, глава МВД Виталий Захарченко и министр юстиции Елена Лукаш.
А уже через несколько дней на стол Виктору Януковичу положили другую докладную – уже с красным грифом (информация собрана через агентуру СБУ), в которой сообщалось, что Правый сектор начал активно развивать региональную сеть и обеспечивать своих бойцов униформой.
По словам собеседника редакции, информация о неформальных контактах власти с Правым сектором беспокоила многих людей в окружении Януковича. Рассказывают, что спустя несколько дней после доклада Клюева, во время совещания, уже в более широком кругу Елена Лукаш [тогдашний министр юстиции Украины – FLB] напрямую спросила Виктора Януковича, зачем власть пытается подкупить радикальные силы, фактически финансируя их деятельность. Два свидетеля этого разговора рассказывают, что в ответ Янукович предложил министру юстиции "закрыть е...о". Больше разговор по этому вопросу не поднимался.
ПРАВЫЙ СЕКТОР И ГРУППА ДМИТРИЯ ФИРТАША
Первое подозрение о возможной причастности Правого сектора к группе Дмитрия Фирташа появилось во время задержания главы Нафтогаза Евгения Бакулина, который входит в орбиту одного из основателей RosUkrEnergo и бывшего главы Минтопэнерго в правительстве Николая Азарова Юрия Бойко.
Во время ареста Бакулина в помещении присутствовал регионал Сергей Кацуба, причастный к операции по покупке "вышек Бойко". Один из помощников Кацубы – Сергей Зилов во время ареста Бакулина пригрозил правоохранителям позвать на помощь бойцов Правого сектора. "Сейчас позвоню охране Майдана, приедет "Правый сектор", и у вас будут проблемы. Вы шокируете женщин, с автоматами, в масках... Давайте так. Хотите, сейчас будут здесь другие автоматчики?", – угрожал Зилов.
Во время задержания Бакулина
При этом не секрет, что единственный лидер оппозиции, который в течение всего Майдана контактировал с Дмитрием Фирташем, был Виталий Кличко. Об этом в интервью "Украинской правде" говорил сам Дмитрий Ярош, и контакты с ним не скрывали и в окружении самого лидера Удара.
Тот факт, что Виталий Кличко находится под прямым или косвенным влиянием группы Фирташа, стало очевидно после публичной поддержки Сергеем Левочкиным [экс-глава администрации президента Януковича – FLB] и самим Фирташем вступления лидера Удара под знамена
Петра Порошенко в минувшее воскресенье.
Между тем "Украинской правде" удалось найти и официальные связи лидера Правого сектора с командой Виталия Кличко. По информации издания, Дмитрий Ярош почти год был помощником-консультантом народного депутата, "ударовца" Валентина Наливайченко – нынешнего председателя Службы безопасности Украины.
Эту информацию подтвердили оба политика. Пресс-служба Правого сектора сообщила, что "в этом нет ничего удивительного, мы этого факта не скрываем". А помощник председателя СБУ сообщил, что Ярош был зарегистрирован помощником-консультантом народного депутата Наливайченко (на общественных началах) еще 1 апреля 2013 года.
В интернете также удалось найти видео, на котором Валентин Наливайченко, на тот момент беспартийный, посещает лагерь ВО "Тризуб" – там присутствует и Дмитрий Ярош. Видео, как предполагается, было записано еще в июле 2012 года, в тренировочном лагере "Тризуба" в Зарванице [напомним, еще в начале марта это видео "удалось найти" еще нескольким тысячам пользователей – FLB].
Эта информация раскрывает совсем другой пласт политических связей Правого сектора. В свете этих фактов совершенно иным выглядят, например, события 19 января, когда начались стычки на улице Грушевского, ответственность за которые взял на себя Правый сектор. Случайно или нет, но первым на баррикадах на Грушевского оказался именно Виталий Кличко.
ЧТО ТАКОЕ ПРАВЫЙ СЕКТОР СЕГОДНЯ
По информации источников "Украинской правды", после победы Майдана обсуждалось несколько вариантов интеграции Правого Сектора в новую власть. Сам Дмитрий Ярош якобы требовал для себя пост вице-премьера по вопросам силового блока с одновременным подчинением ему внутренних войск. Требование отклонили, предложив ему должность заместителя председателя СНБО. На этот раз уже отказался Ярош.
Еще три недели назад во властных коридорах также осторожно обсуждался вариант назначения лидера Правого сектора заместителем председателя СБУ, но потом по неизвестным причинам эти обсуждения прекратились.
В конце концов Правый сектор объявил о создании соответствующей партии, а ее лидер зарегистрировался кандидатом в президенты Украины. Один из вопросов, сразу возникших к Дмитрию Ярошу, – откуда он взял 2,5 млн гривен для залога при регистрации в ЦИК? Его соратники утверждают, что деньги были взяты из пожертвований Правому сектору на Майдане.
На сегодняшний день удалось установить восемь отрядов, входящих в состав Правого сектора. Все они формировались еще в период создания Самообороны Майдана. Каждый отряд имеет свое руководство и контролируют различные объекты на Майдане и за его пределами.
Структура Правого сектора
В понедельник ночью во время столкновений возле гостиницы Днепр "Украинской правде" удалось ознакомиться с уникальным документом – планом расположения сил Правого сектора в городе Киеве и Киевской области.
Этот документ подготовлен аналитиками Министерства внутренних дел и предназначен для внутреннего использования.
Итак, согласно данным МВД, в целом в Киеве и Киевской области Правый сектор контролирует десять объектов, в которых размещено до двух сотен постоянных членов организации. Что интересно, в документе не указан штаб Правого сектора в гостинице "Днепр". (Или документ составлялся до того, как подчиненные Дмитрия Яроша захватили гостиницу, или в нашем распоряжении оказался не весь документ).
По непроверенной информации, после эвакуации из гостиницы Правому сектору предложено передислоцировать свою базу в санаторий "Волна", который расположен в урочище Колпитська казарма Киевской области.
Удастся ли реализовать этот план, и сможет ли Правый сектор превратиться из вооруженного формирования времен революции в политическую партию, покажет время.
На сегодняшний день имидж бойцов Дмитрия Яроша катастрофически деформируется. Из движущей силы революции, которая не дала оппозиции слить Майдан и договориться с Виктором Януковичем, подчиненные Дмитрия Яроша превращаются в жупел постмайданной Украины, которым пугают друг друга не только российские СМИ, но и украинские граждане и политики.
Переезд Правого Сектора из гостиницы "Днiпро" в гостиницу “Хвиля”. Что в интересных боксах? “Наверное, скрипки и виолончели”, – догадываются блогеры
P.S. Во время подготовки этого материала к публикации нам удалось связаться с одним из лидеров Правого сектора Андреем Тарасенко и взять комментарий по темам, которые освещаются в тексте. Мы договорились с господином Тарасенко о развернутом интервью "Украинской правде”.
– Вы знали о встрече Дмитрия Яроша с Виктором Януковичем?
– Конечно, это не было секретом. Мы все знали. Он пришел к нам, спросил, идти ли ему. Мы сказали, идите, конечно поговорите!
– Знаете ли вы детали встречи с председателем СБУ Якименко и заместителем МВД Дубовиком?
– Там не было Яроша. Встречались мы с тремя афганцами. На самом деле, я даже не знал, куда мы едем. Пришли афганцы, которые это инициировали, мы куда-то уехали, и когда мы вышли возле дома СБУ, то я, честно говоря, очень удивился. Я, честно говоря, немножко испугался, но нам дали гарантии, и они слово сдержали. Речь шла об освобождении административных зданий и улиц Грушевского и Институтской. Мы сказали, что это возможно только после освобождения пленных.
– Какие условия они ставили?
– Нет. Они же говорили, что они правы.
– Встречались ли вы или пан Ярош с Клюевым?
– Нет. И никаких контактов от него не было.
– Предлагали ли вам денежное вознаграждение за отвод сил Правого сектора с Грушевского?
– Нам предлагали деньги со всех сторон!
– Кто именно?
– Ну, например, СБУ. Но это не мне лично, а просто нам передавали такую информацию. Просто шла речь о том, что мы должны остановиться, и тогда будут какие-то деньги.
– У нас есть информация, что Януковичу передали докладные о том, что вам предлагали десять миллионов в обмен на отвод своих. Были такие разговоры?
– Нет.
– Сейчас пан Ярош сдал документы на регистрацию кандидатом в президенты. Для этого нужно 2,5 млн гривен. Это его собственные деньги?
– Нет, у него, конечно, таких денег нет, они были взяты из счетов Правого сектора на пожертвования. Мы обнародуем, кто пожертвовал и сколько, вы будете знать все.
– Это правда, что г-н Ярош был помощником депутата Валентина Наливайченко?
– Да, это правда. Но он был помощником совсем недолго, несколько месяцев, чтобы корочка была.
– А зачем ему корочка?
– Ну она же помогает пройти и в Верховную раду. Исключительно для этого.