FLB: Евросоюз и украинский кризис глазами болгарского экономиста Митко Хитова
"Крымский референдум многое поменял в геополитическом раскладе в Западной и Восточной Европе. Еще предстоит оценить важность этого события для всего славянского мира. О том, какими видятся Евросоюз и украинский Майдан из Болгарии, некогда бывшей едва ли не шестнадцатой республикой СССР, рассказал специально для «ДонИнформБюро» профессор Софийского государственного университета мирового и национального хозяйства Митко Хитов.
- Принято считать, что современное европейское государство не имеет будущего без Евросоюза. Семь лет пребывания Болгарии в Евросоюзе наверняка позволили понять, так ли это. Хорошо ли снова оказаться в «единой семье братских народов»? У вас есть список советов для новичков?
- В данном случае термин «братские народы» никак не подходит для того образования, которое называется Европейским союзом. И здесь вопрос даже не в том, что в него входят абсолютно разные по менталитету народы, населявшие Старый континент. Как можно, например, сравнивать ценностную базу восточных православных людей и протестантов с севера Европы? А еще есть католики, которые тоже имеют свои взгляды на жизнь.
Пока мир жил в условиях „тучных десятилетий” после разгрома советского блока, западный образ жизни был слишком притягательной силой для многих людей на востоке, мечтающих кататься на Мерседесах и ездить по выходным посмотреть на Эйфелеву башню. Примерно такие образы заняли воображение и многих болгар, которые мечтали быть частью западной цивилизации, особенно после того как в середине восьмидесятых Горбачев просто нас «кинул». Напомню, что вся болгарская промышленность и сельское хозяйство были заточены под обслуживание потребностей Советского Союза, (пользуясь технологиями, полученными именно оттуда), и в один прекрасный день, когда болгары проснулись, оказалось, что рынков не стало и никому болгарские товары не нужны. Это было настоящим шоком для экономики и государства. Наша страна была вынуждена в срочном порядке искать себе новое место под солнцем, и после того как в середине девяностых нам не дали превратиться в стратегического партнера Китая, (реализовав сценарий одной из первых «оранжевых революции» в Восточной Европе), новые «революционные» болгарские власти начали проводить курс на евроатлантическую интеграцию.
Вообще, Болгария имеет приблизительно такую же территорию, как и Ростовская область. И в этом смысле мы не можем осуществлять самодостаточную хозяйственную жизнь: нам необходимо искать себе „больших” братьев, которые хотят видеть нас под своей крышей. Общеизвестно, что так называемый обобщенный Запад потратил миллиарды для того, чтобы объяснить болгарам (и другим восточным народом) необходимость безусловно следовать «демократическим ценностям» в их понимании этого слова. Народ поверил в такую байку и бросился в объятия Запада. После семи лет в Евросоюзе мы резко протрезвели насчет красивой жизни в «лоне демократических стран мира», как после длительной пьянки, но выбор уже сделан, и мы должны выпить чашу до дна. На сегодняшний день итог примерно таков: население страны снизилось на четверть, а то, которое осталось в Болгарии, сконцентрировалось в нескольких городских агломерациях (в столице уже живет половина болгар).
Хороший пример жизни без Евросоюза - это Беларусь, которая сберегла и развила все достояния из прежних эпох, не разрывая связи как на западе, так и на востоке. То, что ваши соседи не распродали все, не означает, что их страна бедствует. Я был там несколько раз и могу сказать, что сегодня Беларусь выглядит более богато и ухоженно, чем моя Родина. Двадцать с лишним лет тому назад наша страна была одним из мировых лидеров в компьютерной индустрии (мы контролировали 40% рынков в рамках СЭВ), в фармакологии, в строительстве электро- и мотокаров, в туризме и в сельском хозяйстве. Сегодня остался лишь туризм, и то для сугубо специфических категорий туристов, для которых наши курорты – это возможность дешево напиться и погулять.
Советы для новичков, думаю, не нужны, так как сам Евросоюз осознает, что не может больше принимать новых членов, даже наоборот – некоторые уже поговаривают о выходе. Проблемы в союзе все время усугубляются, а наши исследования доказывают, что трудности только будут усиливаться. В этой ситуации Украина представляется огромным рынком сбыта для европейских компаний, а рабочие руки в виде украинских гастарбайтеров в страны Западной Европы могут и подождать. Есть такая шутка: украинки слишком красивые и дешевые, чтобы представительницы других стран Восточной Европы горели желанием конкурировать с ними на улицах Амстердама.
- Насколько велики в вашей стране противоречия между сторонниками либеральной экономической модели и недовольными EU? Не станет ли украинский сценарий сигналом к активизации для радикальных правых в Восточной Европе? Ведь теперь у них наверняка изменилось представление о границах дозволенного.
Сторонники либеральной экономической модели лидируют на всех уровнях в жизни страны, так как за их спиной действуют многочисленные неправительственные организации, которые сильно их оберегают и снабжают не только идеями, но и свежими финансовыми ресурсами. Их идеологические противники в экономической науке – это маргиналы, работающие в государственных вузах и в основном ориентированные на марксистскую политэкономию. Недовольные членством в ЕС практически не имеют организованной и мощной политической структуры, а патриотические партии настолько разрозненны и так активно конкурируют между собой, что вряд ли смогут предложить скоро хоть какую-то альтернативу сегодняшнему статус-кво.
Важно осознавать, что так называемые радикально правые силы четко контролируются евроатлантическими структурами и имеют ярый антирусский характер. Если государство уже входит в ряды „мирового демократического сообщества”, то необходимость таких сил практически не существует, соответственно, они уходят постепенно в сторону. В этой связи я бы сказал, что Россия должна отслеживать не только фундаменталистов исламского толка, но и так называемых «русских националистов», которые могут быть запущены в любой момент.
Другими словами, у нас нет таких сил, которые были бы в состоянии бросать коктейли Молотова на полицейских и стрелять в них из снайперских винтовок. И это одна из причин для болгар не сильно верить в рассказы, будто сами активисты на майдане нападали на «Беркут» и искали конфронтацию. Я утверждаю, что никогда и нигде успешные революции не совершались без ярко выраженной внешней поддержки!
- Стала ли Россия для Болгарии новой «Империей зла» после крымского референдума? Как изменилась картина мира простого человека? О чем размышляет и полемизирует экспертное сообщество? Можно ли говорить о каком-то единстве мнений восточно-европейских экспертов?
Пропаганда двух последних десятилетий идет именно в эту сторону: Россия не может не быть империей зла, и она символизирует какие-то силы мрака. Если освещаются новости из России, они всегда, без исключения, в негативном оттенке. Вот и недавно закончившиеся игры в Сочи были активно использованы в этом направлении. Даже я, регулярно посещающий вашу страну, всегда перед приездом ощущаю внутреннюю тревогу, которая рассеивается сразу по прибытии. А представляете себе молодых людей, которым все время вдалбливается, что если есть зло, то оно обязательно происходит с вашей страной. Яркий пример в этом плане - молодые украинцы, которые искренне ненавидят Россию и считают ее источником всех внутринациональных проблем. Меня все это сильно напрягает, так как я не понимаю логику таких действий.
Когда я рассказываю своим русским друзьям о действиях, направленных против образа России, обычно в ответ получаю, что все на самом деле так и есть. Вообще, русские очень сильно боготворят все, что идет с Запада, и искренне удивляются, когда им объясняют, что там такие же, а то и большие проблемы.
События вокруг Украины и Крыма выявили другую, очень интересную тенденцию: простые болгары симпатизируют русской идее и надеются, что нечто подобное Крыму может когда-нибудь произойти и с нами. В массовом сознании народа еще осталось, что дед Иван два раза нас освобождал, и многие надеются, что после предательства Горбачева возможен все-таки и третий раз. Конечно, мир после середины восьмидесятых сильно изменился, но, несмотря на все, даже давно умершая Ванга предрекает в соцсетях, что Болгарии без России не обойтись.
По поводу экспертного сообщества я уже вам сказал: есть хорошо оплачиваемые «специалисты», которые всегда аргументировано объяснят, почему во всем виновата одна конкретная страна. А все остальные никак не могут попасть в центральные СМИ и что-то пишут в фейсбуке или где-то еще для ограниченного круга. Свобода слова теперь только в одном направлении.
- Многие в России сейчас мечтают об отмене беловежских соглашений. А что в Восточной Европе думают об альтернативах нынешней модели Евросоюза? Вы готовы к рублю, как к замене для евро? И что об этом скажут болгарские олигархи, если они у вас есть?
За двадцать с лишним лет во всех странах бывшего Советского Союза выросло новое поколение, которое полностью контролируется глобальными информационными средствами влияния, хотим мы это признать или нет. И в этом смысле для молодых людей в ваших странах отмена беловежских соглашений и возврат в замкнутую систему был бы неприемлем и нереалистичен. Например, большая часть болгарской молодежи под влиянием рассказов своих родных о былых временах мечтает о прежнем социализме. Но если их спросишь, а готовы ли вы отказаться от свободы путешествий ради общего блага или отказаться слушать англосаксонскую музыку, сразу наступает когнитивный диссонанс.
По поводу альтернатив нынешнего Евросоюза можно отметить, что такие, по мнению большинства граждан стран-членов, находятся только в некотором увеличении суверенитета в области экономики и политики. Многие мечтают о реиндустриализации, о восстановлении прежних производств и т.д. Демонстрируется пример Венгрии, которая, несмотря на давление Брюсселя, проводит ярко выраженную политику защиты местных производителей от транснациональных корпораций, планирует строить новые атомные мощности вопреки общеевропейской политике продвижения «зеленой энергии». Все это нравится простым обывателям, так как уровень жизни все время падает, а политики тонут в коррупции, которая зашкаливает. В этом контексте можно отметить, что руководство ЕС готовит общество искать виновников среди национальных меньшинств, таких как цыгане и мусульмане, в то время как права различных сексуальных меньшинств поднимаются на пьедестал.
Мы никогда не находились в рублевой зоне, так что это трудно прокомментировать. Многие мечтают об общем будущем с Россией в рамках Евразийского союза, это немного другое. Речь идет о гарантированных рынках сбыта для наших товаров, которые из-за низкого уровня разделения труда у нас не конкурентоспособны на европейских рынках. Другой вопрос, согласятся ли русские отказаться от французских вин, от испанских пляжей, от горнолыжных курортов в Альпах или от турецких помидоров ради того, чтобы мы могли им продавать то, что в состоянии производить на сегодняшний день? После двадцати лет свободы выбора товаров это большой вопрос.
Болгарские олигархи имеют потребление, которое полностью связано со свободным доступом к инфраструктуре развитого мира – например, они никогда не купят себе особняки в Сочи, не отправят своих детей учиться в Россию или не будут держать свои деньги в ваших банках. Для них Запад – святое дело, и они никогда не захотят оставить такую жизнь ради каких-то перспектив, в рамках которых «быдло» имело бы гарантированную работу и светлое будущее.
С другой стороны, простые люди еще как-то выкручиваются, ведь наша страна совсем недолго была промышленно развитой, поэтому болгарский народ не сильно отучился копать землю и рассчитывать на собственный огород ( не забываем, что природные условия у нас куда лучше, чем в России). Молодые в массовом порядке уезжают на заработки на запад, где впоследствии остаются, и в этом смысле страна неизбежно становится пенсионерским клубом с мощным цыганским присутствием. Мне кажется, что Брюссель уже подумывает подбросить нам несколько сотен тысяч сирийцев, которые ничуть не менее цивилизованны, чем мы, и которые будут готовы жить и работать на нынешних уровнях доходов.
- У нас многие недовольны тем, как устроена рекреационная зона черноморского побережья Кубани, и хотят видеть Крым другим. Как дела в курортных регионах Болгарии? Что дало им вступление в Евросоюз? Есть ли советы для нового субъекта Российской Федерации – Крыма?
У нас есть десятилетние традиции в морском туризме (вспомним, что для советских граждан Болгария была почти недостижимой мечтой), и в этом плане не секрет, что болгарское побережье - самое развитое для массового отдыха людей на Черном море. Но, еще раз подчеркиваю, это не из-за вступления в Евросоюз. Он дал нам новые молодежные группы, для которых наша страна является настоящим раем для активной ночной жизни. Ничего большего.
Что касается Крыма, то это прекрасная возможность для прибыльных вложений в туризм на десятилетия вперед. Для меня не принципиально, кто будет инвестировать – государство или частные субъекты, но, во всяком случае, если говорить о масштабных туристических комплексах, то государство однозначно выигрывает. Частные инвесторы могут строить гостиницы до тысячи мест примерно, но государство, так или иначе, должно в таких случаях строить инфраструктуру. Несмотря на некоторые сомнения, мне кажется, перед Крымом очень хорошие перспективы в плане туризма.
- Что должна сделать Россия, чтобы болгарский парламент и народ проголосовали так же, как в Крыму?
Единственная проблема России, что у вас живет слишком мало людей. Не надо бояться принимать у себя иммигрантов в массовом порядке. Вспомним, что когда Америка заполнялась людьми, эти люди не были самыми интеллигентными и образованными в мире. Вокруг вашей страны есть огромный потенциал для иммигрантов (совсем не только из стран бывшего Советского Союза). Чтобы Россия снова стала сверхдержавой, на ее нынешней территории должны жить не менее 500 миллионов человек. И какая разница, что они не будут чистыми славянскими арийцами! Но это не должны быть толпы людей, которые приезжают к вам, чтобы кормиться на нефтяной игле. Тут государство должно задуматься о том, чтобы создать совсем другую перспективу для ваших земель. Когда болгары ощутят, что престижно быть с Россией, тогда сами к ней запросятся, меняя направление эмиграции с запада на восток. Но для этого вы должны многое сделать именно в этом направлении: необходимо резкое повышение уровня разделения труда, что невозможно осуществить без людей и связанной с ними инфраструктуры, и здесь не имеет значения, китайцы ли эти люди, индийцы или славяне-украинцы. А в коллективной памяти нашего народа Россия всегда была и останется неким мировым стражем справедливости и добра, который всегда готов защитить слабых и угнетенных. Спасибо вам за предоставленное слово.» "