FLB: Министерство обороны и власти Украины, похоже, не гарантируют ни сохранности вооружений, ни безопасности гражданских рейсов
"Шокирующая новость о том, что с военных складов на Украине похищены десятки ПЗРК "Игла" серьезно взволновала широкую общественность. И к тому есть все основания - "Игла" — удобное оружие для нападения на низколетящую авиацию. С ним легко справиться в одиночку, а для транспортировки вполне достаточно легкового автомобиля. Ракета самонаводящаяся и легко поражает воздушные цели с пяти километров. Данный тип вооружения во всех странах на особом учете в Организации Объединенных Наций. О поставках таких комплексов отчитываются и США, и Россия. Учитывая тот хаос, который распространился по Украине в последние месяцы, эксперты во всей этой ситуации видят только один след – след радикалов. Не случайно же представители «Правого сектора» требовали от украинских властей легализации отрядов своих штурмовиков под эгидой военного ведомства Украины. Кстати, в вопросе пропажи смертоносных систем власти Украины заняли «интересную» позицию. С одной стороны военные Украины все отрицают, с другой – во всем виноваты журналисты и социальные сети.
«При помощи социальных сетей и СМИ началось распространение информации о том, что из складов 80-го аэромобильного полка, дислоцированного во Львове, похищено достаточно большое количество боеприпасов, взрывчатых веществ и ракет. Все это - откровенная ложь!”, - говорится в сообщении Регионального медиа-центра Минобороны Украины. Как отметил заместитель командира 80-го аэромобильного полка подполковник Валентин Радык «всё оружие и боеприпасы на месте и надежно охраняются».
Однако в утверждения ответственных лиц Минобороны Украины поверить довольно сложно. Во-первых, факты сохранности вооружений на воинских складах Украины может подтвердить только тотальная ревизия, в объективности которой есть основания сомневаться хотя бы потому, что ни МВД Украины, ни тем более Минобороны, не проявляют должного внимания к разоружению банд радикалов, которые очевидно связаны с депутатами Верховной Рады, и новыми чиновниками кабинета министров. А во-вторых, все отрицать – любимое занятие украинских военных с давних лет.
Об этом свидетельствует история, о том, как украинский зенитно-ракетный комплекс С-200 сбил пассажирский самолёт авиакомпании «Сибирь». И даже спустя годы, после всех расследований никто из убийц не пострадал.
В 2011 году, в год десятилетия этой трагедии, издание «Совершенно Секретно» вспоминало детали той катастрофы в небе над Украиной.
«4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс Тель-Авив — Новосибирск. На его борту находилось 12 членов экипажа и 66 пассажиров. В 13 часов 39 минут (время московское) экипаж воздушного судна сообщил диспетчеру Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела» о пролёте пункта обязательных донесений. Полёт проходил на высоте 11 100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145. В 13 часов 45 минут магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся, как говорится в материалах расследования, «эмоциональным криком». В следующие 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов нажатия членами экипажа кнопки бортовой УKB-рации с последующими шумами, криками членов экипажа: «... куда попала(о) ...». Тогда же метка самолёта исчезла с экранов радаров. А в 13 часов 46 минут на связь с диспетчером вышел экипаж Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший, что только что наблюдал взрыв в воздухе и, предположительно, падение самолёта. Ту-154 пропал в нейтральных водах Чёрного моря примерно в 180 км от Новороссийска. Вскоре в том квадрате были обнаружены обломки самолёта и плавающие на поверхности моря тела погибших людей. Погибли все 78 человек.
Поскольку явно имел место взрыв, первой версией было – теракт. Однако спустя пару дней экспертам стало ясно: самолёт был поражён боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В. Сама же ракета была выпущена с позиций войск ПВО Украины в Крыму — на полигоне в районе мыса Опук как раз проходили учения зенитчиков. И было похоже, что оператор украинского комплекса ошибочно идентифицировал пассажирский лайнер как учебную цель. Анализ обломков самолёта и пробоин показал, что зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над Ту-154, не оставив ему ни малейшего шанса уцелеть...
Украинские власти, с ходу категорически отвергнув возможность своей причастности к трагедии, сразу же погрузились в пучину наглой лжи. Они твёрдо стояли на том, что никаких учений в Крыму тогда вообще не было. Затем стали говорить, что стрельбы проводились, но ракетами без боеголовок. Только вот таких стрельб зенитно-ракетными комплексами — без боеголовок — вообще не бывает ни в одной стране. Больше всех гневался тогдашний президент Украины Леонид Кучма, восклицавший: «Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154. Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все», потому как... «конструкция и производство ракеты — российские».
На первых порах Кучме охотно подыграл и президент России Владимир Путин, заявивший 4 октября 2001 года в интервью, что, «во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». Да и вообще, «в любом случае нет оснований не доверять украинской стороне».
Но оснований, как выяснилось вскоре, было более чем достаточно. А тут ещё пану Кучме подгадили... американцы. Оказалось, что сразу несколько американских разведывательных спутников вели наблюдение за районом учений. И они зафиксировали, как в 13.41 с полигона в районе мыса Опук был произведён пуск ракеты, а в 13.45.17 ракета поразила самолёт — аккурат в той точке, где взорвался Ту-154. Впоследствии огласке была предана изъятая сотрудниками военной контрразведки магнитофонная запись переговоров между боевым расчётом, командным пунктом бригады и руководителем ракетных стрельб — заместителем главкома войск ПВО по боевой подготовке генерал-лейтенантом Дьяковым. Когда мишень «Рейс» вошла в зону стрельб, оператор наведения вдруг доложил: радар захватил не одну, а сразу три цели. Уже позже установлено: цель № 1 — собственно «Рейс», цель №2 — российский Ту-154, а цель №3 — тот самый армянский самолёт Ан-24, который и зафиксировал гибель российского лайнера. В ответ на доклад оператора генерал-лейтенант Дьяков, вместо того чтобы принять меры по классификации целей, отдает приказ: «Пошли их в сраку! Огонь!» Спустя 29 секунд после пуска командир дивизиона Венгер доложил: наведение сорвано. Шанс избежать трагедию ещё был, прикажи генерал немедленно выключить радиолокационную станцию: головка самонаведения «двухсотки», перестав получать отраженный от Ту-154 сигнал, выдала бы на рули ракеты команду «максимально вверх», ракета «свечой» ушла бы в верхние слои атмосферы. Однако оператор наведения продолжал «подсвечивать» Ту-154, и ракета, промазавшая мимо штатной мишени, продолжала преследовать цель до последнего.
Безопасность стрельб не обеспечивали размеры полигона. Украинские «полководцы» не могли не знать, что при боевых стрельбах ЗРК С-200 должна быть обеспечена зона безопасности, превышающая максимальную дальность полёта ракеты в 2 — 2,5 раза. Но тогда надо было освободить от всех летательных аппаратов воздушное пространство практически над всей акваторией Чёрного моря, что явно нереально! В былые времена, когда Украина была в составе СССР, ни одному советскому маршалу или генералу и в голову не могла прийти бредовая идея использования полигонов в Крыму для проведения учений сил ПВО с реальными пусками зенитных ракет.
Своей вины Украина официально так и не признала и никаких извинений не принесла. Спустя неделю после уничтожения Ту-154 Леонид Кучма цинично заявил: «Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего…» Впрочем, министра обороны Украины, генерала Александра Кузьмука, спустя 20 дней после трагедии в отставку всё же отправили. Кроме самого министра по итогам служебного расследования «пострадало» ещё несколько человек: из армии уволили главкома ПВО генерал-полковник В. Ткачева, его заместителя по боевой подготовке генерал-лейтенанта В. Дьякова, начальника радиотехнических войск ПВО генерал-майора Ю. Короткова, полковников А. Лунёва и Н. Жилкова, подполковников М. Алпатова и В. Шевченко. Был отстранен от должности генерал-лейтенант В. Калинюк – командующий 49-м корпусом. А майора Ю. Венгера перевели на более низкую должность. Однако под суд никто из военных так и не был отдан. Впрочем, так ведь никакого суда над виновниками трагедии и не было.
Спустя два года министры юстиции Украины и Израиля достигли соглашения о денежных компенсациях семьям погибших. Парадоксально: хотя официально Киев так и не признал своей ответственность за гибель российского самолёта, но обязался выплатить семьям погибших израильтян по 200 тысяч долларов! А вот авиакомпания «Сибирь» возмещения материального ущерба от Украины так и не добилась. В январе 2011 года некие эксперты умудрились доказать в Хозяйственном суде Киева (который, похоже, столь же «независим», как наше «басманное» правосудие), что Ту-154 никак не мог быть сбит зенитной ракетой. И в сентябре 2011 года этот суд отклонил иск российской авиакомпании к украинскому Министерству обороны» - отмечало издание.
Именно в контексте столь печального опыта Россия предостерегла мир, что бесконтрольное расползание оружия по всей Украине несет в себе реальную угрозу в первую очередь, если брать характеристики «Иглы», рейсам гражданской авиации. Но эту угрозу не хотят, да и, похоже, не в состоянии остановить те, кто вооруженным путем захватил власть в Киеве. Там, очевидно, считают достаточным сделать ничем не подтвержденные заявления о том, что «во всем виноваты социальные сети и журналисты», которые «раздувают историю». Однако пассажирам рейсов гражданской авиации самопровозглашенные власти Украины безопасности явно не гарантируют."