"Вчера, 3 февраля, произошло нечто, оставшееся для многих незаметным в шквале бурных сегодняшних событий. Мировым судом Центрального района Челябинской области был признан виновным Александр Попов, директор физико-математического лицея №31 – без сомнения, одной из лучших школ в стране. Осужден человек, о котором говорят: «Попов – наше национальное достояние».
Вспоминаются слова бывшего нашего министра Александра Починка, с которыми были согласны многие: «Если дело Попова будет доведено до приговора – можно закрывать наше образование». Что ж, событие без пяти минут произошло.
Напомним, на директора знаменитого челябинского лицея Александра Евгеньевича Попова заведено два уголовных дела – ему предъявлены обвинения в покушении на мошенничество и в покушении на посредничество в передаче взятки. Детали «дела Попова» можно узнать в материале FLB «Быть учителем становится опасно». Оно оказалось очень громким: на защиту опального директора поднялись множество известных людей – от писателей Прилепина, Шаргунова и Быкова до продюсера Канделаки и даже бывшего губернатора Юревича, что так и не смогло остановить машину «правосудия», неумолимую, как «Молот ведьм».
«Никакая другая тема не звучит сейчас на федеральном уровне в связи с Челябинской областью так внятно, как эта, – писал осенью в своем блоге челябинский политобозреватель Александр Подопригора. – …В Челябинской области нет более яркого достижения «индустрии знаний», чем физико-математический лицей, созданный Поповым. … Все силы государства брошены здесь не на поощрение, а на уничтожение настоящих достижений современной «экономики знаний»; борьба с коррупцией профанируется при этом самым постыдным и разрушительным для общества образом».
«Дети 31 лицея это, конечно, совершенно фантастические дети, – говорил о лицеистах Попова журналист Андрей Архангельский, гость Ксении Лариной в передаче «Эха Москвы» «Уголовные статьи для педагога: виновен или неудобен?». – Это просто настоящие интеллектуалы… И вот когда ты думаешь, кто их сделал такими, кто их воспитал, ты понимаешь, что все здесь держится на Попове… И вы знаете, что поразительно? Ведь человека, который является неким символическим достоянием Челябинской области, уничтожают, а его, по идее, должны были бы носить на руках, памятник ему при жизни поставить... »
Вчера Александр Попов был признан виновным по ст. 116, ч 1 УК РФ – нанесение побоев преподавателю физкультуры Пузыреву. История давняя, длится более 2 лет, а дело поражает своей абсурдностью.
«На первый взгляд, Попову по этому первому делу ничего не грозит, писала осенью «Комсомольская правда – Челябинск». Если директора признают виновным, его не смогут наказать. Дело в том, что срок давности по этой статье — всего два года, а прошло уже больше времени. Но факт судимости ставит крест на карьере педагога. С такой отметкой в личном деле Попова сразу же уволят. В том, что его уход окажется одной из последних страниц в истории знаменитого лицея, сомнений практически ни у кого нет. И это – тенденция сегодняшних дней».
Как рассказывал сам Александр Евгеньевич, учитель физкультуры был невероятно скандальным, создавал в школе невыносимую обстановку – на его хамство бесконечно жаловались и родители, и учителя. Но уволить Пузырева было невозможно – в управлении образования Попову «популярно» объясняли, что Пузырев дружит с начальником городской милиции, с заместителем мэра Челябинска...
История длилась долго, а закончилась тем что Александр Евгеньевич, который славится неординарными решениями… вызвал Пузырева на дуэль. А чтобы тот не смог отказаться, решил дать ему пощечину – в присутствии учителей, на педагогическом совете.
На дуэль с пожилым директором школы мастер спорта Пузырев так и не явился, а спустя два года, в прошлом сентябре, когда Попова уже вовсю травили по делу о взятке, внезапно подал на него в суд с жалобой на побои.
Об особенностях удара в ухо
Ход процесса был весьма занятным, пишет созданный в защиту Попова челябинский «Штаб 31»: не нашлось свидетелей, которые видели пощечину, два человека заявили, что удар не достиг цели, потому что физрук защитился рукой. Не было представлено медицинской справки о каких-либо телесных повреждениях. Звучали только слова потерпевшего о том, что удар был, и он «испытал физическую боль».
К концу судебное следствие уже напоминало фарс: адвокат потерпевшего зачитывал целые куски из пособий по самообороне и справочников врача скорой помощи об особенностях удара в ухо. В частности, адвокат Пузырева Сорокин сообщил присутствующим, что в русском языке есть даже такой фразеологизм – «дать в ухо», который прямо свидетельствует о том, что удар в ухо является очень болезненным.
Также Сорокин подробно остановился на скрытом барометрическом повреждении уха, которое может наступить вследствие удара, о чем доподлинно написано в книге «Боевая машина», которую суд, к недоумению истца, не согласился рассматривать в качестве доказательства преступления. Однако, раз Пузырев заявил о том, что он испытывал сильную физическую боль, значит, вина Попова полностью доказана, посчитал адвокат Пузырева. Сорокин потребовал приговорить директора 31 лицея к трем месяцам ареста по ст. 116, часть 1 УК РФ, а также взыскать с него 320 тысяч рублей (300 тысяч - Пузыреву за моральный вред и ему, адвокату – 20 тысяч за услуги).
Адвокаты Попова Евгений Курбалов и Наталья Полякова, каждый в отдельности, заявили о том, что факт нанесения пощечины не нашел подтверждения в ходе судебного следствия и по пунктам аргументировали эту позицию. (Фото: «Деловой квартал»)
Во-первых, нет ни одного свидетеля, который видел бы удар. Напротив, есть два свидетеля, которые видели, как Пузырев поставил блок и удар не достиг своей цели.
Во-вторых, нет медицинской справки, о том, что Пузырев получил телесные повреждения, пусть даже скрытые. «Чтобы обратиться к врачу, необязательно иметь синяки или ссадины, которых, как мы понимаем, не было, – заметила Наталья Полякова. – Можно было обратиться в любой травмпункт с жалобами на боль в ухе или в голове, и врач зафиксировал бы этот факт. Тем более, буквально за неделю до инцидента, Пузырев такую справку брал после драки с коллегой Небогатовым».
В-третьих, судебно-медицинский эксперт Александр Власов пояснил, что утверждение о том, что удар по лицу был, боль была, а следов удара не было, является, скорей всего, вымышленным.
Ссылки стороны обвинения на публикации в СМИ, где Попов дает интервью и рассказывает о пощечине, не могут считаться доказательствами, так это вольные беседы вне судебного следствия и никаким требованиям УПК не соответствуют, следовательно, рассматриваться в качестве доказательств не могут.
Также не могут считаться доказательствами вины Александра Попова цитаты из книг по самообороне, справочников для врачей скорой помощи и прочей литературы, описывающих удар в ухо и его возможные последствия.
– Таким образом, – обобщила Наталья Полякова, – сторона обвинения фактически предлагает суду: пожалуйста, поверьте Пузыреву. Ему правда было больно. Вот и все, что может предъявить обвинение – при том. что согласно ст 15 УПК РФ бремя доказывания вины лежит на стороне обвинения, а все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Событие преступления, как мы убедились, в ходе судебного следствия доказано не было.
Александр Попов был приговорен к штрафу в 10 тысяч рублей, но тут же освобожден от наказания за истечением срока давности (два года прошло 14 февраля). Кроме того суд обязан директора выплатить Пузыреву 30 тысяч в счет компенсации морального вреда и за услуги адвоката.
Защита просит полностью оправдать Александра Попова, признать за ним право на реабилитацию и в иске Пузыреву отказать. Реплик со стороны обвинения не последовало.
Это феерическое действие в отношение одного из достойнейших людей нашей страны – заслугами которого Россия не перестает гордится, тем не менее, не переставая его осуждать – является, к сожалению только началом. Впереди еще процесс по второму делу о взятке, он уже стартовал.