FLB: Самую оппозиционную партию Краснодарского края покинули 156 активистов. Им не хватает радикализма
"В Краснодарском крае 26 февраля, десятки членов бывшего регионального отделения «Яблока», в том числе три районных депутата, заявили об окончательном разрыве с партией. Причиной этого стали, как заявляют активисты, отсутствие внутрипартийной свободы мнений, нарушение устава, и то, что при Сергее Митрохине «Яблоко» «де-факто способствует сохранению правящего в России авторитарного и коррупционного режима». Как отмечает журналист Андрей Кошик, который разбирался в перипетиях «Яблока», конфликты в краснодарском отделении длятся не первый месяц, а история регионального отделения отражает федеральные политические тенденции и характерна для разных уголков страны.
Из «Яблока» - в вице-губернаторы
Напомню, что в 1990-е годы на «красной» Кубани партия «Яблоко» была, по сути, единственной реальной демократической альтернативой. Тогда она имела несколько полноценных фракций в районах, и «яблочник» стал мэром Кропоткина. Но руководивший краевым отделением Мурат Ахеджах очень быстро нашел место в команде нового губернатора Александра Ткачева, став в 2002 году его заместителем по работе со СМИ и внутренней политике. Напомним, что примерно такой же политический путь прошла другая активистка «Яблока», ныне видный депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая.
До конца 2010 года Мурат Казбекович оставался главным и, что важно, эффективным политтехнологом Краснодарского края. Благодаря ему Ткачев «обуздал» местных депутатов и районных руководителей, изжил независимые СМИ. Характерный пример – с марта 2004 года на выборах глав муниципалитетов здесь побеждают только кандидаты, согласованные с губернатором. В новых политических реалиях «Яблоко», когда-то взрастившее Ахеджака, скатилось в политическое небытие.
В начале 2012 года отделение возглавил координатор «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха – самый известный из «несистемных» общественников региона. Вступившие в партию вместе с ним молодые активисты отодвинули «стариков», обвинив их в соглашательстве с краевой администрацией. Среди тех, кому указали на дверь, оказались предыдущий руководитель отделения Владимир Рахно, координатор кубанского «Голоса» Михаил Велигодский, руководители первичных отделений. Но уже к концу года ряд экологов, тот же Евгений Витишко, сами покинули «Яблоко» из-за несогласия с позицией Митрохина.
С приходом Рудомахи отделение стало самым оппозиционным и медийным в регионе. Благодаря протестным акциям, задержаниям активистов, критике олимпийской стройки кубанские «яблочники» постоянно мелькали в интернете. Конечно, при небольшом бюджете и тотальном административном ресурсе достигнуть результата на выборах им не удалось, но партия, по крайней мере, громко о себе заявила. И стала «головной болью» краевых чиновников.
«Яблоко» исключило за Навального
23 ноября 2013 года на заседании федерального бюро «Яблока» решено исключить из партии члена политсовета партии, заместителя председателя краевого отделения Леонида Запрудина. «За» проголосовали 16 членов, «против» — только Андрей Бабушкин. Официальной причинной исключения названы перечисленные Запрудиным пять тысяч рублей в штаб кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Но мнению самого активиста, реальная причина — внесение им предложений о партийной реформе, которые он собирался рассмотреть на декабрьском съезде политсовета. Например, кубанец предложил изменить финансирование региональных отделений, наделив их большими правами, отказаться от доктрины «блестящего изоляционизма». Вслед за Леонидом краевое отделение покинули еще несколько человек, а руководящие органы были распущены.
Тепля надежду исправить ситуацию, руководители отделения дважды обращались в бюро партии с просьбой оперативно провести конференцию и восстановить структуру «Яблока» в Краснодарском крае. В ответ 31 января федеральное бюро отказало в проведении конференции и распустило руководящие органы уже местных и первичных отделений.
«Как показали дальнейшие события, гражданские активисты, выступающие за консолидацию всех демократических оппозиционных сил, в принципе не нужны руководству партии «Яблоко». Ему нужны абсолютно лояльные и готовые выполнить любое указание функционеры», — говорится в обращении 158 покинувших партию членов.
«Ждите ответное письмо»
Уполномоченный кубанского отделения Владимир Рыжаев рассказал КАВПОЛИТУ: «Никакой трагедии в этом демарше нет. Мы его ждали еще недели полторы назад». По мнению Рыжаева, экс-председатель «под эту шумиху спишет "на убой" "мертвые души", которых и не было на самом деле. Например, в Апшеронском отделении вместе с председателем ячейки всего двое или трое членов, Геленджикское отделение вообще не работало. Та же картина в Успенском районе, Славянске».
Уполномоченный партии уточнил, что работающие отделения остались. Только что он подписал к выходу спецвыпуск газеты «Яблоко на Кубани», рассказывающий о ситуации на Ильском нефтеперерабатывающем заводе. А 30 марта на выборах в станице Нововеличковской участвует кандидат, поддержанный партией. «В ответ подготовим открытое обращение к партийцам, разъясним свою позицию. Выступят те, кто против демаршей и не разделяет позицию бывшего председателя», — подытожил собеседник.
В пресс-службе федерального «Яблока» заявили, что пока не получали заявлений о выходе из партии. На данный момент можно однозначно говорить лишь о выходе 15 членов партии, подписавших открытое обращение. «Наконец-то они разобрались, в какую партию попали. В своем письме они указывают, что искали «лучшую демократическую партию», а у нас демократическая партия конкретных взглядов — социал-либеральная, антиолигархическая, антинационалистическая. Большая часть вышедших активистов стоит на популистских взглядах: от крайне левых вплоть до националистических», — охарактеризовал покинувших партию кубанцев сам Сергей Митрохин.
При этом вышедшие из партии активисты уверяют – все, покинувшие «Яблоко», реальные люди. Некоторые из них были не активны, но все они числились в списках краевого отделения.
Не сошлись по Сочи
«Партия "Яблоко", по моему мнению, никогда не являлась демократичной. Это громоотвод для либерально настроенных граждан. На самом деле она не борется за власть и исполняет все, что требует Москва. Никакой существенной оппозиционной деятельности она не ведет», — пояснил КАВПОЛИТУ главный редактор телепрограммы «Советская Кубань» Вячеслав Потапов. Он отметил, что роспуск кубанского отделения, вероятно, «связан с проблемами Сочи – активную часть краевого «Яблока» составляли представители Экологической Вахты, и Митрохин был вынужден либо испортить отношения с Кремлем, либо убрать из рядов «экстремистов», желающих подпортить репутацию страны и Олимпийских игр».
С ним согласен краснодарский политолог Алексей Кольба. В комментарии КАВПОЛИТУ он подчеркнул: «Позиция федерального "Яблока" достаточно противоречивая и в чем-то действительно соглашательская по сравнению с радикальной оппозицией. С приходом Рудомахи краевое отделение придерживалось более радикальных взглядов по отношению к Олимпиаде и ключевым проблемам в Краснодарском крае. Возможно, было и давление со стороны краевой администрации, которая стремится контролировать политическое поле. "Яблоко" на кубанском фоне было очень заметным, в отличие от многих других партий его учитывали в политическом раскладе» - отмечает автор."