«Привести их в наручниках и с холщовыми мешками на голове»
FLB: Парламент Петербурга обратился к силовикам России с просьбой «разобраться» уральскими энергетиками
"Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области направили обращение в адрес ФСБ, МВД, СК, генпрокуратуры и Высшего арбитражного суда РФ с просьбой проверить действия компании «Лентеплоснаб» (ЛТС). Как пишет «Деловой Петербург» (dp.ru), компания c 1998 по 2011 годы по договору простого товарищества со структурами Смольного отапливала Колпинский и Пушкинский районы Петербурга и довела их сети до аварийного состояния. В результате городской бюджет мог пострадать более, чем на 2 млрд рублей.
По данным депутатов, ЛТС принадлежит тюменской ООО «Корпорация СТС». Ею через офшоры владеют известные уральские предприниматели Артем Биков и Алексей Бобров(на фото Znak.com), которые входят в близкий круг губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и имеют австрийское гражданство.
По условиям договора компания должна была вкладывать средства в развитие своей инфраструктуры, но этого не выполнила. Именно из-за этого, по мнению депутатов, в 2012 году произошла авария в Колпинском районе, когда без отопления осталось 200 домов. Поводом для расторжения взаимоотношений стала кредиторская задолженность товарищества перед поставщиками, которая достигала 1 млрд рублей. Из-за этого компанию заменили на ГУП «ТЭК «Петербурга». Позже госкомпании пришлось вложить 2 млрд рублей в ремонт сетей.
Издание «Фонтанка» проясняет еще некоторые «закулисные» моменты. Как выясняется, когда-то, еще «на заре» создания компании ЛТС, к ней имел отношение сын экс-губернатора Петербурга Владимира Яковлева.
История взаимоотношений ЗАО «Лентеплоснаб» со Смольным началась еще в далеком 1998 году, когда Яковлев подписал распоряжения о реализации мер по улучшению теплоснабжения Пушкинского, а затем и Колпинского районов. Вслед за этим государственное унитарное предприятие «ТЭК Санкт-Петербурга» подписало с «Лентеплоснабом» договор простого товарищества – было создано совместное предприятие без образования юридического лица.
Отметим, что директором был Алексей Кузьмин, которому повезло с однокурсниками – в ФИНЭКе он учился вместе с Игорем Яковлевым, сыном губернатора.
Как следствие, частная компания бесплатно получила в управление 48 государственных котельных и 500 км сетей сроком на 49 лет. Наряду с эксплуатацией «Лентеплоснаб» обязался провести модернизацию системы теплоснабжения. Согласно договору простого товарищества, изначально вклад компании был весьма скромный. Как следует из материалов Арбитражного суда, это бизнесмены добавили в «общий котел» «деловые связи, деловую репутацию, профессиональные знания, программу бухгалтерского учета, технико-экономическое обоснование модернизации тепловых сетей и котельных Пушкинского района и два элемента памяти». Плюс – уже упоминаемый ранее 1 млн долларов.
После этого «Лентеплоснаб» приступил к эксплуатации переданных сетей и котельных. В первой версии договора о простом товариществе «Лентеплоснабу» принадлежит 99% общего имущества, «ТЭКу» – 1%. Как следует из материалов Арбитражного суда, чуть позже, в середине 2000-х годов, доли были перераспределены: у «Лентеплоснаба» – 58,01%, у «ТЭКа» – 41,99%. При этом их стоимость оценивалась следующим образом: доля инвестора – 534 млн рублей, государства – 387 млн рублей. Таким образом, за несколько лет стоимость деловой репутации, связей и двух элементов памяти выросла в разы.
Как пишет «Фонтанка», Валентина Матвиенко, пришедшая на смену Владимиру Яковлеву, обратила свое внимание на деятельность «Лентеплоснаба» только в 2010 году, когда она публично раскритиковала компанию на заседании городского правительства: губернатор обвинила инвестора в том, что он не вкладывается в ремонт сетей, лишь извлекая прибыль из городского имущества. К тому моменту у «Лентеплоснаба» сложился долг перед поставщиками газа, воды и электричества в размере 1 млрд рублей. А затем в 2012 году случилась авария в Колпино, и слова Валентины Матвиенко о плохом качестве сетей подтвердились.
В 2010 году ГУП «ТЭК» подал в суд на «Лентеплоснаб» с требованием расторгнуть соглашение от 1998 года. Весной 2011 года стороны достигли договоренности, и государственное предприятие вновь само приступило к теплоснабжению Колпино и Пушкина. Смольный был вынужден оплатить около 780 млн рублей долгов «Лентеплоснаба» и запустил масштабную реконструкцию сетей этих двух районов, на которую потрачено уже около 2,1 млрд рублей. Кроме того, при разводе бывших бизнес-партнеров выяснилось, что, согласно договору о простом товариществе, за выход из кооперации «Лентеплоснаб» должен получить компенсацию в размере 350 млн рублей.
Впрочем, власти заподозрили, пишет «Деловой Петербург», что оценка завышена. Вопросы вызвала и задолженность компании. Якобы чтобы обезопаситься от петербургских силовиков, компания перерегистрировалась в Тюмени. Впоследствии ее руководству удалось через уральские суды взыскать со структур Смольного 876 млн рублей. «Вместо того чтобы привести их в наручниках и с холщовыми мешками на голове, с ними еще продолжают разбираться», – заявил на заседании Заксобрания спикер Вячеслав Макаров.
Сейчас ЛТС банкротится. «В банкротстве компании видны признаки преднамеренности», — считает конкурсный управляющий ЛТС Александр Шматала. Он уже уведомил об этом полицию. В «Корпорации СТС» ситуацию пока не комментируют.
В «Корпорации СТС» утверждают, что проблемы ЛТС были связаны с низкими тарифами (на 25% ниже, чем для других организаций), которые Смольный установил с 2007 года, якобы чтобы выдавить инвестора из проекта. «Тем не менее предприятие успело вложить в товарищество около 900 млн рублей», — сообщили в компании. Авария же в Колпино, по мнению представителей компании была связана с просчетами руководства ГУП «ТЭК «Петербурга».
В 2012 году, по данным СМИ, Артем Биков и Алексей Бобров уже имели проблемы с властями. Их подозревали в рейдерском захвате ОАО «ЮТЭК-РС», принадлежащего наполовину правительству «ХМАО-Югры». Из-за этого в офисах компаний, принадлежащих предпринимателям, проходили обыски.
В самом ГУП «ТЭК» не комментирует ситуацию, пишет «Фонтанка.ру», так как судебный процесс еще не закончен. Однако в компании считают «вынесенные судебные акты явно незаконными, нарушающими не только нормы действующего законодательства, но о правила формальной логики»."