"Вчера операция по подъему "Курска" вступила в завершающую фазу. После окончания расчистки последнего из 26 технологических отверстий в субмарине, баржа "Гигант-4" подошла к месту трагедии. Она будет закреплена на восьми якорях, а затем соединена тросами с корпусом подлодки. Водолазы планируют также установить в носовой части фундамент для приборов радиационной безопасности.
Подъем АПЛ должен был начаться еще 25 сентября, однако возникли проблемы с установкой крепежных корзин на седьмом и восьмом отсеках лодки. В них находятся крупные электрические щиты и множество трубопроводов из прочной арматуры. Утрамбовать все это не удалось: не хватило мощности гидравлики. К тому же корпус лодки глубоко засел в грунт, и никто не мог утверждать, что первый отсек АПЛ отпилен полностью. Лишь вчера заместитель Главкома ВМФ России вице-адмирал Михаил Барсков заявил, что компания "Маммут", ведущая работы на АПЛ, гарантирует, что все сделано как надо. А вот у командования Военно-морского флота России некоторые сомнения все же остаются. В этой связи было принято соломоново решение: дополнительно обследовать отсек в ходе подъема АПЛ. Если после отрыва лодки от дна выяснится, что днище лодки недопилено, пустят в ход специальную пилу, находящуюся в полной готовности на барже.
Едва все технические сложности были устранены, а компромиссы найдены, как испортилась погода. Корабли были вынуждены сняться с якорей, чтобы переждать шторм. И вот наконец вчера силы Экспедиции особого назначения приведены в полную готовность. Атомный ракетный крейсер "Петр Великий" со штабом на борту, малый противолодочный корабль "Брест", осуществляющий закрытие и охрану района, гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич", проводящее мониторинг окружающей среды в районе проведения операции, буксиры и баржи заняли исходное положение. Радиационный фон нормальный - около 3 микрорентген в час.
Специалисты надеются, что на этот раз поднять лодку уже ничто не помешает. По словам начальника управления Росгидромета Анатолия Семенова, погода в ближайшие дни будет хорошей. Возможны кратковременные усиления ветра, но если подлодка и баржа будут соединены воедино, то даже кратковременный шквал не разрушит это соединение. "