FLB: Обитатели почти столетней деревянной двухэтажки в суде отстаивают свое право на качественное жилье. Чиновникам не верится в аварийность постройки.
"
Хождение по бюрократам
Коммунально-бюрократическая трагедия на 2-й Межевой в Иванове. Обитатели почти столетней деревянной двухэтажки в суде отстаивают свое право на качественное жилье. Ведь в городе действует соответствующая муниципальная программа. Но именно администрация является ответчиком по иску. Чиновникам не верится в аварийность постройки, пишет IvanovoNews . Продолжение — в репортаже.
«За подписью Конькова или кого? Аня говорит, что Коньков подписывал. Я, вот, не помню».
В кипе документов нужный сразу и не отыскать. Хождение по бюрократам, как по мукам. Всех нынешних и прежних чиновников от ЖКХ семья Анцыферовых теперь знает пофамильно. В этой коммунальной драме 3 героя. Карелия Анцыферова, 89 лет, ветеран войны. Ее дочь Ольга - доктор филологических наук, профессор ИвГУ. И дом - 30-го года постройки, «живущий, словно в ожидании рокового и страшного дня». Вот эта конструктивная особенность - обычная подпорка, ловко вписанная в интерьер - поддерживает потолок уже много лет. А эти трещины и рваные обои - новейшая история. Просто следы любого ремонта через пару месяцев уже не обнаружить. Деревянные стены расползаются, потолок провисает, пол проваливается. Здесь даже книги и картины несут несвойственную им нагрузку.
«Тоже, кстати, спасают. Вот тот книжный шкаф, который у той стены, он от улицы нас защищает».
Карелия Анцыферова, ветеран ВОВ, труженик тыла: «Активная переписка, такая сердечная, не с большими запросами, а с описанием нашей жизни в этом доме, началась с 2005 года».
В доме 12 квартир, приватизированы лишь 2. Остальные - муниципальные. Но город - собственник нерадивый: ни одного капитального ремонта. Теперь и ремонт не поможет, уверены жители. Заказали техэкспертизу, чтобы потом претендовать на место в программе по переселению из аварийного жилья. Результаты исследования: износ конструкций дома - более 70 процентов, эксплуатация здания должна быть прекращена как минимум до его реконструкции. Потом были другие экспертизы, множество писем, сбор документов, отказы в принятии решения по самым разным основаниям. В итоге городские чиновники решили, что капитального ремонта достаточно. Причем, в одной отдельно взятой квартире.
Ольга Анцыферова, профессор ИвГУ: «Как можно делать капитальный ремонт в квартире в доме, где рушится фундамент, где все бревна сгнили. Как это вообще мыслится - 1 квартира в доме, - я не понимаю. Очевидно, что при таком абсурде уже мы просто звоним во все колокола, потому что это издевательство».
На колокольный набат откликнулась адвокат. Сейчас Анна Бабаян представляет интересы социальных нанимателей в суде. Хочет доказать, что дом с такими вот фанерными заплатками на остатках бревен, со стяжками во весь этаж опасен для проживания. И что решение городской власти о ремонте только одной квартиры незаконно.
Анна Бабаян, адвокат: «В настоящее время мы ждем судебного разбирательства, чтобы назначили экспертизу, и уже хотим установить факт износа данного жилого здания и именно оспариваемой квартиры №5. Хотим установить, является ли данное жилье непригодным или оно пригодно для проживания».
В старом доме и обитатели немолодые. Сейчас они все зависят от итогов нынешнего коммунально-судебного противостояния. Ведь даже если город скажет - отремонтируем строение полностью, не все дождутся этого. По новому закону из общего регионального фонда деньги на ремонт домов будут выделять в порядке очереди. Да и пока нет ни копейки в этом кошельке.
Историю эту рассказали Татьяна Прокопенко, Виктор Иванов, программа «Губерния»
Очевидно, Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья" и семинар , проходивший в Иваново в июне 2013 года, касался кого угодно, только не пенсионерки с семьей из 100-летнего дома на Межевой. Так же, как очевидно и то, что решение о создании рабочей группы для разработки "Инструкции по применению домомстроительной технологии СИП в программах по переселению из ветхого и аварийного жилья", принятое на семинаре, остается только так называемой « Инструкцией для внутреннего пользования членов Ассоциации».
Но ведь в базе Ассоциации существует более 10-ти проектов многоквартирных домов, выполненных и реализованных в регионах России. Опять получается, деньги на семинары есть, на проекты – есть, а на реальное переселение людей из развалюх – нет?
По данным федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, созданного в 2007 году, в стране на сегодняшний день не менее 260 миллионов квадратных метров жилья, малопригодного либо вообще непригодного для проживания. Это почти десятая часть всего жилого фонда России, отмечает ивановское издание «Власть».
За последнюю пятилетку удалось переселить немногим более 350 тысяч человек из 5,3 миллиона кв. метров аварийного жилья. На среднесрочную перспективу планы вдвое выше. За ближайшие три года новоселье должны справить 780 тысяч человек, а 10,6 миллиона кв. метров аварийного и ветхого жилья – быть ликвидированы.
Однако, несмотря на заявленное увеличение финансирования именно этого направления, в ближайшие годы картина вряд ли изменится к лучшему. По данным экспертов, каждый год в категорию ветхого и аварийного переходит в среднем 20–25 миллионов кв. метров жилья . Таким образом, если сегодня не изменить отношение к проблеме в целом, то через десять лет треть жилфонда страны станет ветхой и аварийной . Вместе с тем, низкие доходы не позволяют обитателям современных российских трущоб надеяться самостоятельно улучшить жилищные условия.
До 2017 года фонд направит в регионы 159 миллиардов рублей, из которых 126 пойдут именно на софинансирование программ переселения из аварийных многоквартирных домов . Кроме того, по прямому поручению президента на эти же цели в 2015 и 2016 годах из федеральной казны выделят еще 20 миллиардов рублей. И последний штрих: работа Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продлена еще на три года — до 1 января 2018 года .
Дойдут ли и когда деньги до Анцыферовых?
По отчетам – жителям «авариек» предоставлено новое жилье
Работа по переселению граждан из аварийного жилья в Ивановской области, мягко говоря, никогда не была в числе образцово-показательных. Так, например, некоторые связывают отставку и последующие беды зампреда регионального правительства Андрея Чужбинкина именно с провалом реализации программ фонда. Бывший зампред, напомним, долгое время руководил комплексом строительства и природных ресурсов и отвечал за ход малоэтажного строительства и переселение граждан из аварийного фонда. Выполнение программ расселения в заявленном объеме и в установленные сроки было нарушено, и Ивановская область в прошлом году в числе 40 регионов попала в список тех, кому фонд приостановил финансирование.
Новому куратору, зампреду правительства Александру Фомину была поставлена задача в максимально короткие сроки завершить реализацию программ 2011-2012 годов и восстановить предоставление финансовой поддержки из федерального центра.
Область справилась менее чем за полгода. По словам руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства Сергея Тальянова, на сегодняшний день программа 2011-2012 годов полностью завершена, жителям предоставлено новое жилье , пишет «Власть».
Во всем виноваты «понятия»
Интересно, что понятие «ветхое жилье» в законодательстве РФ никак не раскрывается. На сегодняшний день его определение содержится только в документе под названием «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004» и официально не публиковалось .
Указанное пособие определяет ветхое состояние здания как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ для каменных домов свыше 70%; деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард — свыше 65%. Основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям».
Степень изношенности жилищного фонда в городе Иваново по состоянию на 31 декабря 2012 года составляла: от 0 до 30% — 1542 многоквартирных дома; от 31 до 65% — 1911; от 66 до 70% — 81 многоквартирный дом.
В отличие от ветхого, аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций . Проживание в данном жилом помещении опасно для жизни. Однако доказать аварийность порой бывает нелегко, потому что «сам по себе факт высокого процента износа здания не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным », — такова распространенная отписка чиновников.
Процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрена Жилищным кодексом РФ и подробно описана в специальном циркуляре от 2006 года.
«Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции специально создаваемой межведомственной комиссии , а осуществление организационного обеспечения деятельности данного коллегиального органа возложено на управление ЖКХ муниципалитета », — пояснил руководитель управления ЖКХ администрации г. Иваново Евгений Бадигин. Решение любого другого, кроме судебного, органа государственной или муниципальной власти по данному вопросу не является юридически обязательным.
«Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию документы, свидетельствующие о техническом состоянии жилого дома. После их изучения межведомственная комиссия может принять одно из решений, предусмотренных действующим законодательством».
Как правило, в большинстве случаев ветхие дома подлежат не сносу, а реконструкции, считают чиновники. Мотивация понятна — хоть и небольшая, но все-таки экономия бюджетных средств. Сложнее всего признать жилье аварийным в городских округах, в частности, в областном центре, где наблюдается острый дефицит новых жилых помещений для переселения.
То есть, получается, что сложность признания жилья аварийным зависит от того, выделят деньги или нет. Выделят – признаем, не выделят – не признаем?
Ветхое и аварийное жилье есть в каждом муниципалитете, однако на 2013-2014 годы в региональной программе обозначены лишь 17 городских округов и поселений. Некоторые муниципалитеты элементарно не успели оформить соответствующие документы и войти в программу. А кто-то, возможно, не захотел, ведь признание жилья аварийным ведет к существенным финансовым затратам на его расселение.
Права потребителей
Типичная ветхая жилая постройка — это двухэтажный бревенчатый или засыпной дом с отсутствием горячей воды и прочих удобств. Контингент жильцов чаще престарело-асоциальный . Живут здесь по договорам социального найма и, как правило, не склонны к активным действиям и хождению по инстанциям.
На проведение экспертизы технического состояния дома нужны средства в размере примерно от 20 тысяч рублей. Муниципалитеты, являющиеся собственниками большинства квартир в таких домах, экспертизу за бюджетный счет стараются не заказывать . Поэтому основная надежда — на собственников-граждан. Иначе дом может долго числиться среди «живых».
Сегодня потребители стали более грамотными в отстаивании своих прав. Не найдя правды у чиновников, они обращаются в различные инстанции, вплоть до администрации президента . И тогда, как показывает практика, вероятность добиться переселения достаточно высока.
Дает результат и обращение в судебные органы. Так, жильцы одного из ветхих домов Кохмы, получив отказ от межведомственной комиссии, провели независимую техэкспертизу и с ее результатами пришли в суд. В итоге кохомским чиновникам пришлось оперативно, за счет администрации расселять жильцов нескольких квартир, пишет издание.
По закону наниматели имеют право на переезд в благоустроенные квартиры, которые находятся в том же населенном пункте и по площади равны освобождаемым. Кроме того, для собственников в аварийных домах возможна выдача компенсации на покупку нового жилья. Но есть маленький нюанс: помещение, признанное аварийным, по объективным причинам имеет невысокую цену. Во всяком случае, для покупки новой квартиры полученной компенсации, как правило, не достаточно. Отсутствие же у местных властей подходящих квартир или денег на переселение и вовсе приводит к затягиванию обоих процессов. В итоге ждать порой приходится годами.
Комментарий
Сергей ТАЛЬЯНОВ, начальник департамента ЖКХ Ивановской области
- В Ивановской области разработана и реализуется региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в которую включены все находящиеся на территории региона аварийные дома, признанные таковыми в установленном законодательством порядке до 1 января 2012 года.
В 2013 году Ивановская область согласно одобренной заявке получила из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ 421,4 миллиона рублей. Все они будут направлены администрациям муниципальных образований – участникам программы. Из областного бюджета в порядке софинансирования выделено 404,9 миллиона рублей, из местных – 61,9. Эти средства — на переселение граждан из 114 аварийных домов в 17 муниципальных образованиях.
В результате реализации данного этапа программы будет ликвидировано 33412 кв.м. аварийного жилья, условия проживания улучшат 1879 человек.
Всего за время реализации программы до 1 сентября 2017 года в области будет ликвидировано более 80 тысяч кв.м. аварийного жилья в более чем 280 аварийных домах. Условия проживания улучшат более 4,5 тысячи человека.
От FLB
Ну что ж, вероятно семья Анцыферовых стала заложником то ли «понятий», то ли честности местных чиновников. Но расстраиваться не стоит: либо писать в администрацию президента, либо бывшему губернатору Михаилу Меню, может он по старой памяти поможет? В любом случае, это будет в обход чиновников, которые сами ничего сделать пока не могут. Или не хотят.