FLB: В Кургане огласили приговор лидеру ОПГ, державшему в страхе все Зауралье – всех поразили слезы раскаяния
"Курганский областной суд приговорил к длительному сроку заключения одного из лидеров преступного мира на территории Урала Станислава Черепаху. Дело было рассмотрено в особом порядке, так как обвиняемый заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. Черепаха активно принимал участие в расследовании, выполнив все обязательства заключенного «договора», рассказывает журналист екатеринбуржской газеты «Вечерние Ведомости» Полина Меньшова.
Приговор прозвучал как криминальное чтиво. Созданная Черепахой преступная группировка держала в страхе не только Шадринск и Зауралье. Банда распустила свои щупальца практически по всему УрФО. На счету ОПГ – организация серии убийств и разбоев, криминальные захваты предприятий.
«Гостей встретьте из Екатеринбурга и проводите в 411-й», – сказал пристав по рации. Через минут десять ожидания в зал ввели подсудимого – скромного мужчину в темной спортивной одежде, который выглядел моложе своих 42 лет. Защелкали камеры фотоаппаратов, к кабинке ринулись операторы. «Пока не снимаем!» – резко бросил пристав, но было поздно. Станислав Черепаха встал в выгодное для него положение – так, что он был едва доступен для камер журналистов, которым пришлось изощриться, чтобы заснять лицо главаря шадринской преступной группировки конца 90-х и начала «нулевых». (Фото: Ura.ru) Отметим, что Станислав этапирован из колонии, где на данный момент отбывает наказание. Он был приговорен в 2003 году за убийство и самоуправство к 11 годам 6 месяцам лишения свободы. А в 2006 году – за вымогательство к 16 годам.
Как пишет газета «Коммерсант», после его ареста члены группировки стали заниматься заказными убийствами. Так, в 2010 году один из членов банды Вячеслав Прямоносов, который находится в федеральном розыске, совершил убийство имама мечети «Нур Ислама» в Новом Уренгое Исомитдина Акбарова. Машина священнослужителя была расстреляна из автомата Калашникова.
Вернемся к прошлому. История ОПГ берет свое начало с февраля 1996 года. Весной к ней примкнул Станислав Черепаха, впоследствии став одним из руководителей группировки. Всего в нее входило более десятка участников. Молодчики были вооружены до зубов и придерживались «криминальной морали» того времени – просто классика «лихих 90-х». В их оружейном арсенале имелись автоматы, боевые гранаты, пистолеты, обрезы охотничьих ружей и боеприпасы.
Вооруженная группировка занималась разбоем и бандитизмом на территории Урала. Жертвами становились как криминальные конкуренты из преступного мира и предприниматели, отказавшиеся платить им мзду за «покровительство», так и свидетели и случайные люди. Всего же оперативникам удалось доказать совершение 29 особо тяжких преступлений, среди которых 18 умышленных убийств.
На первоначальном этапе следствия оперативникам не удавалось установить подозреваемых, расследование громких преступлений пришлось приостановить. К розыску преступников подключились лучшие сотрудники полиции Урала. Позже им удалось получить важные вещественные доказательства о причастности к преступлениям Станислава Черепахи. В 2011 году он подписал досудебное соглашение о сотрудничестве с прокурором и активно помогал следствию.
На заседании 29 января Черепаха предстал перед Курганским областным судом по обвинению в 10 тяжких преступлениях. По трем из них судья Елена Кузнецова вынесла решение о прекращении уголовного преследования в связи с истечением срока давности.
Все три преступления были совершены в середине 90-х. В апреле 1994 года Черепаха, действуя заодно с местной бандой, ликвидировал криминального авторитета Сергея Усманова с целью установления контроля над деятельностью предпринимателей Шадринска. На улице Розы Люксембург он выпустил в него несколько пуль из самодельного пистолета с глушителем.
Не получил Черепаха наказание и за два покушения. В 1995 году во время передела в сфере криминального влияния в Шадринске осужденный принял участие в покушении на убийство еще одного лидера преступного мира, Геннадия Фомина. Его расстреляли ночью 17 февраля в больничной палате Шадринской городской больницы скорой помощи. Получив три огнестрельных ранения, Фомин выкарабкался благодаря вовремя оказанной медицинской помощи.
Несколько лет спустя Черепаха стал одним из лидеров устоявшейся преступной группировки. В январе 1998 года ОПГ поставила перед собой задачу – получить контроль над Шадринским пивоваренным заводом. Руководители банды договорились устранить мешающего им директора предприятия Шадских. Покушение сорвалось. Вооруженных участников группировки задержали практически перед исполнением убийства.
Далее судья зачитала приговор по статьям обвинения, за которые Черепахе уже светил срок.
Так, в 1997 году преступная группировка ликвидировала очередного криминального авторитета – некоего Юрченко, чтобы завладеть сферой влияния на алкогольном рынке Шадринска. Станислав передал 10 тысяч долларов США и оружие своему человеку, который собрал людей для убийства. Вечером 17 ноября в помещении частного предприятия «Центр» по улице Тюменской бандиты застрелили Юрченко.
Постепенно Черепаха с соратником перебрался в Крым, откуда они руководили бандой. Крышевание ОАО «Шадринский пивзавод» приносило им немалую выгоду, однако у них появился конкурент из своих – Юрий Горожанцев. «Коллеги» заподозрили его в «нечестности». Так, в Шадринске 25 декабря 1999 года один из участников ОПГ на улице Свердлова выстрелил в голову Горожанцева. Посчитав, что он мертв, убийца скрылся. Мужчина чудом остался жив. По некоторым источникам, через несколько лет он погиб от рук другой преступной группировки.
Потрясли слушателей и еще ряд убийств в стиле «лихих 90-х»: жестокая ликвидация свидетелей и расправы. В качестве орудия использовали «классику» – капроновые веревки.
Пожалуй, самым громким преступлением ОПГ стало убийство директора ОАО «Шадринский пивоваренный завод» Константина Бочарова, его супруги и водителя в марте 2001 года. Ликвидировав предпринимателя, бандиты пытались вернуть криминальный контроль над пивзаводом для получения части прибыли.
Подготовка к покушению шла почти полгода. За бизнесменом установили слежку. 23 марта выдался удачный момент – бандиты вычислили, что Бочаров с женой выехал в Екатеринбург. На 229-м километре трассы Екатеринбург – Курган они догнали автомобиль коммерсанта. Киллеры открыли огонь из автомата Калашникова и обреза по движущейся машине (всего, по подсчетам экспертов, они произвели не менее 25 выстрелов). Когда автомобиль остановился, они добили директора завода (он умер от травматического шока вследствие множественных огнестрельных ранений). Помимо Бочарова они расстреляли его жену и водителя как ненужных свидетелей, вопреки указаниям босса. Деньги за «работу» убийцам передала родственница Черепахи.
Судья Елена Кузнецова признала Черепаху виновным и с присоединением неотбытого наказания по предыдущему приговору назначила ему 23 года лишения свободы в колонии строгого режима.
– Сторона обвинения предложила назначить Станиславу Черепахе наказание в виде 24 лет лишения свободы, суд назначил 23 года за совершение 7 преступлений, – прокомментировал прокурор Олег Виноградов. – По трем преступлениям уголовное преследование прекращено в связи с истечением срока давности.
Сам Станислав Черепаха тоже взял слово. Криминальный авторитет со слезами на глазах просил прощения. Он говорил тихо, то и дело вставляя паузы в свои фразы. Глядя на него, трудно представить, что это — жестокий, беспощадный убийца.
– Я согласен с приговором, – говорил он, выглядывая из кабинки. – Я виноват… Приношу свои извинения родственникам. Буду сожалеть об этом... очень долгое время... всю оставшуюся жизнь... Я на самом деле сожалею о том, что произошло. Времена такие были... По убийству Усманова меня Лоскутов натолкнул и сказал: «Не сделаешь ты, убьет он тебя». Я верил как старшему товарищу, понимал, что все серьезно. Я убил, но не осознавал того, что сделал», — заявил Черепаха.
Я пытался защищаться, я пытался таким образом спасти свою жизнь за счет жизней других людей. Теперь я в этом реально раскаиваюсь. Потому что осознанно понимал, когда попал в тюрьму, что обратно не вернусь. Потому прошу простить меня родственников погибших и людей, которым я причинил боль.