FLB: Вынесен приговор первому зампреду комитета по транспорту, сдавшему ФСБ своих высокопоставленных коллег
"Московский райсуд вынес приговор бывшему первому зампреду комитета по транспорту Игорю Маилову. Его привлекли за злоупотребление должностными полномочиями в деле о многомиллионных хищениях в рамках госзакупок валидаторов и бесконтактных смарт-карт для наземного транспорта Петербурга. Экс-чиновник вину признал и дал развернутые показания на предполагаемых подельников, среди которых – бывший глава комитета Станислав Попов, действующий зампред Олег Матвеев и глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин.
Сотрудничество Маилова со следствием обещает громкие разоблачения в самое ближайшее время, пишет «Вечерний Петербург».
Уголовное дело в отношении первого зампреда комитета по транспорту Игоря Маилова начиналось весьма загадочно, рассказывают коррепонденты «Фонтанки» Александр Ермаков и Андрей Захаров. В феврале 2013 года его задержали прямо на рабочем месте оперативники УФСБ по Петербургу и Ленобласти, а затем по решению суда арестовали. Однако в чем именно подозревается Маилов, чекисты раскрывать тогда не хотели. В июле бывший зампред, который к тому времени давно написал заявление об уходе по собственному желанию, покинул СИЗО и находился под подпиской о невыезде. 30 января состоялось заседание Московского районного суда, на котором наконец стали известны подробности этой истории.
Игоря Маилова в январе 2011 года назначили на пост первого зампреда комитета. Он непосредственно руководил отделом капстроительства и технической политики и отделом развития инновационных технологий на транспортном комплексе и отвечал за реконструкцию и модернизацию городского пассажирского транспорта. В частности, курировал закупки ручных и стационарных валидаторов, а также бесконтактных смарт-карт.
Семейное дело Маковых
Как установило следствие, Маилов умышленно вступил в преступный сговор с директором казенного учреждения «Организатор перевозок» Владимиром Михайловым на незаконное получение не меньше 13,4 млн рублей, из которых первому зампреду предназначались 3 млн. Из обвинительного заключения, основанного во многом на признательных показаниях Маилова, следует, что схема завладения бюджетными деньгами заключалась в аферах с госконтрактами на поставку валидаторов и бесконтактных смарт-карт.
Конкурсную документацию составляли под конкретного подрядчика – фирму «СТЭК» и аффилированные с ней компании, в том числе «МФ-Тариф», за которыми стояли предприниматель Елена Макова и ее отец Николай Петрович. Должностные лица комитета и «Организатора перевозок», выступавшего заказчиком услуг и товаров, судя по словам прокурора, обеспечивали этим компаниям победы в конкурсах.
«За это Макова должна была выплатить не менее 8 процентов от суммы контрактов, заключенных в 2011 - 2012 годах», – уточнила условия сделки гособвинитель.
Сговор исключал участие сторонних организаций. Техническое задание заказчик составлял на основе индивидуальных особенностей оборудования фирм Маковых, поэтому они выступали единственным участником аукционов и выигрывали их с максимальной ценой контракта. Как показал на следствии Игорь Маилов, конкурсную документацию готовили в «Организаторе перевозок» и отправляли ему на согласование.
Бог завещал делиться
Первый зампред должен был от Маковых через Михайлова получать в месяц 800 тыс. рублей. Сам Маилов сообщил чекистам в рамках досудебного соглашения: о преступной схеме с поставкой оборудования знал его шеф, председатель комитета Станислав Попов(на фото), а также коллеги – зампред Олег Матвеев и Андрей Лызин. Отметим, что Станислав Попов покинул кресло председателя в августе 2013 года, Матвеев по-прежнему работает в комитете, а Лызин сейчас возглавляет ГУП «Пассажиравтотранс».
«По указанию Попова Маилов должен был ему, Попову, передавать 300 тысяч рублей ежемесячно, а Матвееву и Лызину – по 100 тысяч», – на покровительственных расценках гособвинитель немного закашлялась. Таким образом, самому Игорю Маилову оставались 300 тысяч.
По оговоренной схеме, после необходимой корректировки плана конкурсных процедур в 2011 году прошли крупные конкурсы на поставку оборудования и бесконтактных проездных. 15 февраля – на 35,6 млн, 25 апреля – на 15,7 млн, 11 августа – на 35,2 млн, 8 сентября – на 68,5 млн, 11 ноября – на 62,9 млн, 24 ноября – на 27,5 млн.
Поступления в карманы чиновников, как признался Игорь Маилов, шли исправно в течение 10 месяцев, до мая 2012-го. Всего Игорь Викторович получил через Михайлова 8 млн рублей, из которых три присвоил.
«Также Маилов передавал Попову десять раз по 300 тысяч рублей, а всего 3 миллиона, Матвееву – 1 миллион рублей, Лызину – 1 миллион рублей», – подытожила прокурор, зачитывая обвинительное заключение.
Должностные лица «Организатора перевозок», включенные в преступную схему, также, судя по материалам дела, получали деньги от Маковых. От 1 млн до 1,8 млн за десять месяцев каждый. Судя по всему, схема перестала работать незадолго до того, как чекисты задержали Владимира Михайлова.
«Я больше не буду!»
Процесс вышел скорым, дело Маилова слушали в особом порядке. Судья Татьяна Трегулова спросила подсудимого:
¬– Согласны с обвинением? – В полном объеме, – был ответ. – Кого из соучастников вы изобличили в соответствии с досудебным соглашением о сотрудничестве? – Я изобличил председателя комитета Попова, заместителей председателя Лызина и Матвеева, – довольно робко, но – куда деваться – четко произнес Игорь Викторович. – В отношении них возбуждено уголовное дело? – продолжала судья. – Да.
Также, как следует из представления прокуратуры, Маилов дал показания на сотрудников «Организатора перевозок».
В прениях гособвинитель была крайне благожелательна к фигуранту. Учла, что он добровольно выдал незаконно полученные три миллиона, раскаялся, дал показания на предполагаемых соучастников, то есть выполнил условия досудебного соглашения, характеризуется положительно и ранее не судим.
«Полагаю, должно быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности на государственной гражданской службе в течение трех лет», – сообщила она суду.
В последнем слове Игорь Маилов также попросил не лишать его свободы: «Я осознал, какой урон нанес обществу и причинил боль близким. Не считаю себя опасным. Работать в органах государственной власти, решил для себя, никогда больше не буду. Выбрал путь частного бизнеса».
Судья Татьяна Трегулова предсказуемо признала покаявшегося экс-чиновника виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, повторила смягчающие обстоятельства (активная помощь следствию и возмещение ущерба) и приговорила его к лишению права занимать должности на госслужбе на три года, меру пресечения в виде подписки о невыезде отменила. Маилов внешне был доволен. (На фото – глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин)
Дело бывшего директора «Организатора перевозок» также выделили в отдельное производство из основного, процесс над ним проходит в Кировском райсуде. В УФСБ по Петербургу и Ленинградской области «Фонтанке» сообщили, что уголовное дело в отношении других фигурантов находится на стадии предварительного следствия.
Бывший глава комитета по транспорту Станислав Попов сообщил «Фонтанке», что ничего не знает о следствии, а комментировать обвинении Маилова отказался. Глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызинна фото, в свою очередь, рассказал, что имел беседу с правоохранительными органами, а также подчеркнул, что в бытность работы в комитете курировал совсем другое направление – пассажирские перевозки, а не закупку оборудования. Отметим, что другое направление – выплату субсидий – курирует и действующий зампред Олег Матвеев.