FLB: В Дагестане расследуют дело о хищении около 45 миллионов бюджетных денег, предназначенных для снижения безработицы. Контракты заключались с несуществующими людьми
"Правоохранительные органы Дагестана расследуют дело о хищении около 45 миллионов бюджетных денег, выделенных Дагестанскому Центру занятости Буйнакского района для стимулирования работодателей. А республиканская служба, между тем, рапортует о том, что за прошедший год общее количество безработных, официально зарегистрированных в службе, снизилось на 11,4%. В абсолютных цифрах это 3,5 тысячи человек. К началу наступившего года в Дагестане официально безработными остаются 27,3 тысячи человека. Связанно ли снижение с вскрывшимися фактами или и в самом деле трудоустроенных стало больше? В том, что же, собственно, произошло, разбиралась журналист издания «Кавказская политика» Юлия Разбежкина.
«По версии следствия, по результатам расследования выяснено, что в Буйнакском районе государственную программу стимулирования трудоустройства в Центре занятости населения поняли по-своему. И вместо того, чтобы стимулировать работодателей, согласных взять на работу в регионы с недостатком рабочих рук дагестанцев, стимулировали себя. Без подельников, естественно, также не обошлось.
Две фирмы «Авилон» и «Вектор» (из Санкт-Петербурга) и одно торговое предприятия «Торгсервис» (Москва) в общей сумме приняли на работу 400 безработных граждан из Буйнакского района. Были заключены трудовые договоры, и в рамках дополнительной государственной программы «Стимулирование работодателей» получили на расчетные счета организаций 44,6 миллионов бюджетных денег. Все бы ничего, но все 400 договоров были заключены с несуществующими людьми.
Кто работает, а кто есть?
На официальном сайте МВД Дагестана опубликовано информационное сообщение, в котором сообщается, что по данному факту следственным отделом республиканского МВД по Буйнакску было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»).
«Дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц. В настоящее время завершается сбор материалов, затем оно будет передано в следственное управление СКР по Дагестану»,— поясняется в сообщении ведомства.
Программа «Стимулирование работодателей» запущена два года назад и подразумевает собой частичное возмещение работодателю расходов года на выплату заработной платы. Установлены категории граждан, на которых распространяется подобное «софинансирование заработной платы» от государства – в большинстве своем это низкоквалифицированный труд: подсобные рабочие, строители и прочее.
Помимо заработной платы, для привлечения работников из регионов с большим процентным соотношением безработных предусмотрено возмещение государством расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту работы и обратно, непосредственно проживания в период работы и даже так называемые «суточные расходы» за время следования к месту работы и обратно.
Нехитрые расчеты показывают, что на каждого «трудоустроенного» было списано почти полторы сотни тысяч бюджетных денег. Возможно, в масштабах года – это и не так много, но для безработного больше 10 тысяч рублей в виде месячного оклада – вполне ощутимая сумма.
По данным последней переписи населения, в Буйнакском районе проживает не многим более 76 тысяч человек. По масштабам района 400 человек – это как минимум трудоустроенное небольшое село.
Патимат Саидова, жительница одного из сел в Буйнакском районе, неоднократно пыталась трудоустроить троих безработных сыновей по этой программе, но безуспешно.
«Понимаете, это же село, какая тут учеба? Я мужа рано потеряла, мальчики помогали мне, как могли. Работали всегда, но где придется. Чтобы отправить в Махачкалу или в другой город на заработки, на первое время деньги нужны. По телевизору подробно рассказывали, что можно вот так поехать, поработать, вернуться. – рассказывает она. — Вот я и пошла в Центр занятости. Они сначала документы у меня взяли, я на сыновей сама все собрала: и медосмотр, и санитарную книжку. Потом сказали, мол, не получается. Даже на учет не поставили, чтобы пособие по безработице получать».
Патимат не исключает, что, возможно, в числе «трудоустроенных» и ее дети.
«Мертвые души» по-дагестански
Дело Чичикова в масштабах районных центров занятости Дагестана далеко не новинка. Даже в том же Буйнакском центре занятости в августе прошлого года уже возбуждалось уголовное дело по практически такому же сценарию, разве что аппетиты у аферистов были поскромнее.
«Следствие установило, что в 2011 году центр занятости заключил 106 договоров о трудоустройстве местных жителей на предприятиях, находящихся в Краснодарском крае (81 договор) и Ростовской области (25 договоров). На эти цели из Министерства труда и социального развития Дагестана центру занятости было выделено более 2,8 млн рублей», — сообщается на сайте Следственного комитета республики.
Как следует из материалов дела, директора частных предприятий в Краснодарском крае и Ростовской области не были даже знакомы ни с одним из тех, кто подписал трудовые договоры. Также утверждается, что с руководством Буйнакской районной службы занятости они также не знакомы и никогда не встречались. Однако это не просто исключило аферу по предварительному сговору, а позволило обнаружить, что в договорах с лицами на предприятиях никогда не работавшими подписи просто напросто подделаны.
Жителей, «трудоустроенных» по договорам, также допросили в рамках уголовного дела. Выяснилось, что никто из них за пределы Дагестана в целях трудоустройства никогда не выезжал.
Однако при всех имеющихся данных дело по хищению почти 45 миллионов в следственный комитет для расследования еще не направлено, а по отношению руководства проворовавшегося Центра занятости Министерством труда и социального развития ведется служебная проверка.
Справедливости ради стоит отметить, что не в одном Буйнакском районе нечистые на руку сотрудники Центра занятости. Дело о мошенничестве и служебном подлоге заведено в октябре прошлого года в отношении должностных лиц центра занятости Казбековского района. Там сотрудники, подтасовав документы, смогли «слить» более 100 тысяч рублей, выделенных в рамках госпрограммы по организации временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Следственный комитет РФ по Республике Дагестан возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 (мошенничество) и ч.1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
Перепрофилироваться или подзаработать?
В Министерстве труда и социального развития республики, тем не менее, будто не замечая скандальных разоблачений, публикуют сводки успешной борьбы с безработицей. По их данным, в Центры Занятости Населения Дагестана обратилось за прошлый год около 100 тысяч граждан в возрасте от 14 до 29 лет. Из них трудоустроено 43,5 тысячи человек.
Те же, кто обращался в центры, стабильно жалуются на сложность подачи документов и на то, что от служб занятости зачастую звучат отказы в элементарных услугах, предоставляемых населению. В обязанности Центров занятости по всей стране, в том числе и по Дагестану, входит не только регистрировать безработных и оказывать им помощь, помимо этого они обязаны оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует такового.
Сапият Махсудкеримова поступила в ДГПУ на отделение «библиотечное дело» по причине низкого конкурса. Тогда казалось, что важнее сам факт наличия высшего образования. После окончания вуза в 2012 году долго пыталась найти работу. На очень уж низкоквалифицированную не очень хотелось, а для трудоустройства на должность как минимум секретаря-референта требовались более профессиональные навыки работы с компьютером.
«Я знаю, что обращаются в Центр занятости, там предлагают вакансии или переподготовку. Курсы денег стоят, у нас в семье каждая копейка на счету. Я понадеялась на государство. Куда там! Даже на учет, кажется, не поставили. Хотя, может, просто я об этом не знаю», - рассказывает Сапият.
Весь прошлый год она боролась с бюрократами, потом махнула рукой и прошла обучение за свой счет. Рассказывает, что в Центре занятости ей говорили о том, что переподготовкой никто не занимается, мол, это раньше были курсы бесплатные, а сейчас все на коммерческой основе.
В официальных же сводках все оптимистичнее в разы. Профобучением безработных граждан, как оказалось, в прошлом году занимались в 20 учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных подразделениях предприятий и организаций по 50 профессиям.
Так все-таки кого трудоустраивали в Центрах занятости Дагестана? И вопрос к статистическим данным: информация о сократившейся на 3,5 тысячи человек безработице свидетельствуют о том, что стало больше трудоустроенных или в свете уголовных дел спешно избавляются от тех, кто безработен и трудоустроен только на бумаге?» – ставит вопросы автор."