FLB: Марш-бросок Газпрома в сторону китайской границы. Проект «СС» («Сила Сибири»). Обозреватель FLB Григорий Нехорошев детально проанализировал перспективы газового экс-монополиста на китайском рынке
"Глобальная мечта Газпрома оказаться на китайском рынке всё никак не может сбыться. На Санкт-Петербургском экономическом форуме летом прошлого года газпромовские начальники обещали подписать «газовый контракт века» к Новому году. В декабре уточнили, - к китайскому Новому году, в январе значит. В январе пообещали, что контракт будет подписан во время визита президента Путина в Китай в мае.
Впервые поставлять российский газ в Китай предложил Владимир Путин ещё во время государственного визита в эту страну в июле 2000 года. Через шесть лет Газпром представил широкомасштабный проект с двумя газопроводами из Восточной Сибири и начались переговоры по-существу. С тех пор вот уже семь лет Газпром регулярно сообщает о «достигнутых успехах в подготовке подписания двустороннего соглашения».
Если исходить из принятого на Западе предположения, что главный менеджер Газпрома всё же не Миллер, а сам Владимир Путин, то к газовым переговорам с Китаем он подготовился основательно: в 2005 году Китаю передали 338 квадратных километров спорной земли, - острова Тарабаров, часть острова Уссурийский, и несколько мелких островов на реке Амур.
Но и будущий газовый контракт впечатлял размахом, – предполагалось продавать в Китай 68 миллиардов кубометров газа в год в течении 30 лет. На сегодняшний день объемы предполагаемых продаж существенно снизились, до 38 миллиардов кубических метров газа в год. Но и этот объем впечатляет, - четвертая часть того, что Газпром продает сейчас Европе.
Но все радужные планы разбились о вопрос цены за газ. Поначалу Газпром хотел продавать газ Китаю по цене существенно выше европейской. Китай же, напротив, требовал значительную скидку, исходя из огромных объемов сделки. Газпром на уступки не шел, понимая, что у Китая нет альтернативы. Принятая в то время идеология России как «энергетической сверхдержавы» не предполагала уступок а Газпром был занят тогда наращиванием поставок в Европу, строительством газопровода «Северный поток». Но после скандальных отключений газа Украине и Восточной Европе, сначала в январе 2006-го, а затем и в январе 2009-го, стала резко меняться политическая ситуация вокруг международной торговли газом. Европа стала срочно искать альтернативы поставкам газа из России.
Не очень понятно, как бы развивалась политическая ситуация после этих газовых конфликтов, если бы не начавшаяся в то время в мире технологическая перестройка торговли природным газом: ускоренного развития технологий производства сжиженного газа, который можно транспортировать из любой точки земного шара на танкерах-газовозах. Буквально за пять лет в Катаре, Малазии, Австралии, Тринидаде и Тобаго были построены десятки заводов по сжижению газа, а мировой флот газовозов теперь насчитывает более трех сотен судов.
Поначалу сжиженный газ предполагали продавать в основном США, крупнейшему потребителю энергии. Но там тоже случилась технологическая революция, - в добыче нефти и газа. С помощью горизонтального бурения и гидроразрыва пластов углеводороды в Северной Америке начали добывать из сланцевых пород. Поэтому предназначенный Америке сжиженный газ поехал в Европу, а затем и в Азию, как только там построили терминалы для его приема. После этого позиции Газпрома на мировом рынке газа стали слабеть на глазах, а цены на его газ, - снижаться.
Тем временем менялась и ситуация на энергетическом рынке Китая. Пока что он почти 80% электрической и тепловой энергии вырабатывает из каменного угля. Но это приводит к серьёзным экологическим проблемам: над большими городами Китая висит смог, связанные с этим болезни и смертность серьезно беспокоят китайское общество и власти. По новому государственному плану развития Китая до 2020 года решено резко снизить сжигание угля и увеличить использование на порядок более чистого экологически природного газа. Казалось бы, - самое время закупать газ в России. Как образно написал один из приближенных к Газпрому специалистов: «Китай задыхается без российского газа».
Но Китай пока что действует иначе. В прошлом году он запустил в эксплуатацию газопровод длинной почти 3 тысячи километров из соседней Мьянмы, мощностью 12 миллиардов кубометров газа в год. А недавно начал строительство газопровода «Центральная Азия – Китай» из Туркменистана. Первая нитка, - 30 миллиардов кубометров в год, а вторая, строить которую начнут в этом году, - еще 25 миллиардом кубометров. Кроме этого Китай строит несколько десятков терминалов по приёму сжиженного газа и уже заключил контракты на его поставку в Катаром, Австралией, Индонезией, США и Канадой. Кроме этого, Китай, в сотрудничестве с несколькими мировыми нефтегазовыми гигантами, спешно развивает у себя добычу сланцевого газа.
По мнению многих американских и европейских политологов, Китай сознательно затягивал подписание соглашения с Газпромом, чтобы ослабить его позиции не только по цене газа, но и для того, чтобы наконец получить то, в чем ему категорически отказывали ещё пару лет назад: долевое участие в нефтегазовом бизнесе России. В октябре Китаю разрешили приобрести долю в Восточно-Сибирском нефтегазовом месторождении Роснефти, а в ноябре, - долю в заводе по производству сжиженного газа на Ямале компании «Новатек».
«Азиатский рынок, - единственный для России источник роста экспорта, – невероятно важен, поскольку половина доходов бюджета России зависит от доходов от продажи нефти и газа, а Кремлю срочно необходимы деньги», - можно было прочесть пару дней назад в «Файненшел Таймс».
Между тем, вопрос цены за газ всё ещё остается открытым. По обрывочной информации о ходе переговоров можно понять, что Китай не хочет подписывать контракт длинной в 30 лет, поскольку полагает, что цены на природный газ в мире будут снижаться, после того, как будут запущены заводы по производству сжиженного газа в Австралии, США, Канаде и нескольких стран Восточной Африки.
Но Газпрому, похоже, необходим большой авансовый платеж для строительства газопровода в Китай. Газовый монополист с большой помпой провел конкурс на название этого газопровода, - выбрал самое красивое – «Сила Сибири». Но денег на его строительство, похоже, уже нет. По информации газеты «Файненшел Таймс» речь сейчас идёт о цене 280 - 308 долларов за тысячу кубометров российского газа на границе с Китаем. По мнению некоторых российских аналитиков, такая цена близка к себестоимости добычи газа на месторождениях Восточной Сибири и Якутии. Газета «Ведомости» приводит другие цифры: 360 – 400 долларов за тысячу кубов. В Туркменистане и Ньянме Китай покупает газ по 355 долларов за тысячу кубометров.
Позиции Газпрома стали ещё слабее после того, как в конце прошлого года в России изменили законодательство об экспорте природного газа. Газпром перестал быть монополистом, право продавать газ за рубежом получили и другие крупные производители.
«Есть две причины полагать, что Россия заключит эту сделку, как только появится первая возможность. Во первых, из-за серьёзного политического давления из Кремля. Президент Путин хочет послать сигнал Европейскому Союзу, который продолжает бросать вызов модели Газпромовского бизнеса, и сигнал США, - о расширении стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. Во вторых, Газпром желает защитить свою «территорию». Не только от мировых производителей газа, но также от Роснефти и других российских конкурентов», - пишут в «Файненшел Таймс» Лесли Пэлти-Гузман, аналитик мирового газового рынка из международной консалтинговой компании «Евразия-групп» и Татьяна Миртова, заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований РАН. "
28.01.2014
Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB
- заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.