Уже известно, отчего погибла атомная подводная лодка
"В Мурманске второй раз за последний месяц открылся пресс-центр международной операции по подъему АПЛ "Курск". В нем опять успели отметиться члены правительственной комиссии - помощник президента Сергей Ястржембский, заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Михаил Барсков, руководитель ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский, командующий Северным флотом Вячеслав Попов...
Для тех, кто давно отслеживает судьбу погибшего атомохода, их очередная пресс-конференция не содержала никакой новой информации. Кроме разве что заявления Игоря Спасского, что отрезанный первый отсек АПЛ полностью поднимать никто не собирается. Ни в этом году, ни в будущем. "В этом нет никакой необходимости", - заявил академик. Поднимут только некоторые конструктивные узлы, которые помогут выяснить причину гибели "Курска". Список таких деталей уже определен.
Впрочем, несколько месяцев назад тот же академик, как и адмирал Барсков, говорили, что с затонувшего крейсера поднято до 40 тонн конструктивных элементов, в том числе и вся его документация, и главная причина катастрофы в принципе уже известна - это взрыв торпеды в первом отсеке. Ту же версию подтвердил недавно и председатель государственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов. Единственное, что, по словам официальных лиц, до сих пор не удается установить, это первопричину взрыва. Что все-таки привело к нему. Общественность потихоньку готовят к тому, что этого мы не узнаем никогда.
Между тем командование ВМФ ни разу публично не отказалось от своей основной версии, что первопричиной взрыва на лодке было столкновение с подводным кораблем одной из стран НАТО. Многие эксперты "ОГ" запомнили слова адмирала Владимира Куроедова, сказанные им еще в ноябре прошлого года: "У меня есть факты, но пока не хватает доказательств. Они обязательно будут, это вопрос времени". Времени прошло достаточно, а вещественные доказательства столкновения "Курска" с иностранной подводной лодкой так и не появились.
Причина простая - такого столкновения не было. "ОГ" объяснила это еще в №34 за 2000 год. Простой арифметический расчет, здравый смысл и элементарная логика показывают, что никакая иностранная субмарина не смогла бы уйти с места столкновения с нашим крейсером, не оставив после себя вещественных следов аварии, да и, как минимум, не получив серьезных повреждений своего корпуса. (Это все равно как "Жигули" таранят КамАЗ. Грузовик погибает, а легковушка уходит по трассе дальше - немыслимый вариант.)
И все же. Эксперты "ОГ" убеждены: иностранная подлодка в районе гибели АПЛ "Курск" все-таки была. Но не рядом, а на каком-то удалении от нашей субмарины. Метров примерно 150-200. Более того, после разрушительных взрывов в торпедном отсеке крейсера она тоже получила повреждения. Но не внешние, а внутренние. Не исключено, даже с гибелью части своего экипажа. Командующий Северным флотом адмирал Попов утверждал в те дни, что его гидроакустики зафиксировали комплексом "Полином" сигналы "SOS", которые передавал со дна Баренцева моря какой-то механический излучатель. Такого излучателя на "Курске" нет. И он мог принадлежать только иностранной подводной лодке.
Помнят многие и рассказ с борта крейсера "Петр Великий" корреспондента РТР о том, что моряки видели недалеко от корабля чей-то зеленый буй. Такой окраски на российском флоте не существует. А значит, буй принадлежал иностранцам. Эта информация вызвала в те дни большой скандал, коллегу даже хотели отлучить от эфира за непроверенное сообщение. Хотя потом все обошлось. А буй, как утверждают наши источники, все же был. И куда он вдруг пропал, никто из официальных лиц флота говорить тоже не хочет.
Эксперты "ОГ" объясняют эту ситуацию тем, что командование крейсера и Северного флота просто, как говорят моряки, промухало этот буй. После того как его заметили, никто не решился спустить с борта спасательный катер и срезать (вытащить из воды) эту весомую улику пребывания в районе гибели "Курска" чужой лодки. Видимо, испугались ответственности за самовольный поступок. А пока созванивались с Москвой, пока решали, что и как делать, "чужак" вернул буй на место и тихо-тихо ушел в нейтральные воды. Посланная за ним погоня уже не имела права применить в том районе каких-то мер воздействия.
А развивалась вся ситуация с АПЛ "Курск", видимо, так. Гидроакустики крейсера, изготовившегося к торпедной стрельбе, вдруг услышали шум винтов чужой лодки, идущей прямо на корабль. Субмарина стремительно приближалась, и, чтобы избежать неминуемого столкновения, мичман, сидящий на горизонтальных рулях, получил команду "поднырнуть". Но глубины не хватило - 100 метров для корабля, имевшего в длину 154 метра и массу в 20 тысяч тонн, оказалось недопустимо мало. Непогашенная инерция и скорость лодки, а она могла доходить до 50 км в час, с дифферентом на нос до 45 градусов, сделали неизбежным ее столкновение с гранитным дном Баренцева моря.
Последствия этого удара известны: разгерметизация химических компонентов двигателя торпеды (в их составе был водород), мгновенно вспыхнувший пожар (его температура могла достигать 1000 градусов), один и второй взрыв. Два десятка торпед основного боезапаса "Курска" разворотили обшивку прочного и легкого корпуса, выдавили переборки третьего и четвертого отсеков...
Крепко досталось, видимо, и другой субмарине - американскому "Мемфису", "Толедо" или английской "Сплендид". Подводный взрыв такой мощности, какой произошел на "Курске", сродни бомбардировке десятками глубинных бомб. Если они даже не попадают в корпус подводного корабля, акустический или динамический удар от них измеряется многими тоннами. Он мог не разорвать корпус "чужака", но, не исключено, резонанс взрыва тоже сорвал со своих мест какое-то оборудование внутри подлодки, расстроил ее системы жизнеобеспечения, покалечил или убил несколько членов экипажа... Все это и заставило "иностранца" лечь на грунт, выбросить аварийный буй и связаться по радио со своим командованием в ожидании конкретных распоряжений - что делать дальше?
Именно этот буй, говорят наши эксперты, и могли видеть моряки крейсера "Петр Великий".
Но, как предполагается, разрушения внутри иностранной субмарины оказались не смертельными. Экипаж, осмотревшись в отсеках и отремонтировав самые основные неисправности, решил уходить в ближайшую от катастрофы "Курска" базу дружественной ему страны. Нельзя исключить, что фотоснимок норвежского порта Берген, сделанный с российского разведывательного спутника 19 августа 2000 года, который опубликовала газета "Версия", где запечатлена американская подводная лодка "Мемфис", действительно свидетельствует именно об этом.
Внешних повреждений на лодке нет. А вот того, что произошло у нее внутри, никто не знает. Хотя определение "никто", видимо, не совсем точное. Норвежский отставной адмирал Эйнар Скорген заявлял в газетном интервью, что с "Мемфисом" было что-то не в порядке. Через день после катастрофы "Курска" президенту России Владимиру Путину звонил президент США Билл Клинтон, потом в Москву прилетал шеф ЦРУ Джеймс Вулси. О чем они говорили с руководством нашей страны и армии, осталось тайной до сих пор.
Ясно только одно: молчание вокруг истинных причин катастрофы АПЛ "Курск" выгодно сегодня всем. КБ и промышленности (они не виноваты в конструктивных недостатках корабля). Командованию ВМФ (никто убедительно пока не доказал, в том числе и военная прокуратура, что оно упустило "провокатора" смертельного виража нашей лодки, а тем более не приняло всех необходимых мер для спасения живых членов экипажа). Руководству страны (оно потратило огромные деньги на выяснение давно ему известного). И, как ни странно, той страны, чья субмарина все-таки ушла восвояси после столь тяжелой аварии (не пойман - не вор).
Этим людям правда - ни к чему. "