"Для начала простой вопрос: Что мы знаем о компании "ЛУКОЙЛ"? С одной стороны -- о существовании оной сегодня известно, пожалуй, каждому россиянину. С другой -- согласитесь, мало кто из нас сможет вразумительно объяснить секреты ее феноменального успеха.
Тем временем уже в ближайшие месяцы вокруг этого крупнейшего и, бесспорно, самого могущественного нефтяного концерна страны может развернуться грандиозный скандал. Оказывается, еще в конце 1998 года налоговая полиция России возбудила против некоторых компаний-дочек ЛУКОЙЛа несколько уголовных дел. Отечественным нефтебаронам инкриминируются сокрытие и неуплата налогов в особо крупных размерах.
"Подумаешь, эка невидаль", -- скажете вы. И во многом будете правы. Так получилось, что родное государство уже давно приучило нас не реагировать на подобные "шалости" со стороны доморощенных олигархов. Не секрет, с ними такое часто случается. Однако не стоит спешить с выводами. На этот раз ситуация, как мне кажется, куда более серьезней. Ибо речь теперь идет не просто о банальном воровстве из тощего государственного кармана. Под угрозу была поставлена непосредственно наша с вами безопасность.
Дело в том, что примерно с 1995 года ЛУКОЙЛ через сеть своих автозаправочных станций занимался реализацией автолюбителям "специфического" бензина. То есть попросту смешивал бензины и присадки различных марок и то, что получалось, продавал затем по ходовой цене. Смысл воровства, по мнению специалистов из ФСНП России, заключался в манипуляциях с акцизами на некоторые марки топлива и экономией на неуплате НДС. Очень похоже на мошенничество.
По самым скромным подсчетам, лишь федеральная казна потеряла на этой афере 4,5 млрд рублей.
А сколько при этом было обмануто (читай -- обворовано) ничего не подозревавших водителей? Сколько автомобилей раньше времени оказалось выведено из строя? Сколько, наконец, человеческих жизней мы потеряли в результате связанных с этим дорожных аварий?..
Сегодня об этом можно только догадываться.
Внуки Василия Алибабаевича
Всенародно любимый персонаж гайдаевского шедевра "Джентльмены удачи", как вы помните, оказался на нарах за то, что разбавлял бензин ослиной мочей. Шутка, конечно... Все мы много раз от души смеялись над злоключениями обаятельного азиатского бедолаги...
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов -- тоже человек восточный. Видимо, не случайно, что именно ему со временем удалось отыскать в этой экранной шутке свою долю правды. Причем коммерческую долю. Нет, слепо копировать методы работы гражданина Алибабаева руководство ЛУКОЙЛа не стало, а подошло к данному вопросу, так сказать, по-научному.
В начале 1995 года ЛУКОЙЛ заключил контракт со шведской фирмой "Dresser Wayne AB" на поставку в Россию топливораздаточных колонок Star-Ultra серии SU 900. Колонки, признаться, так себе -- ничего особенного. Почему выбор нефтяников пал именно на них? Ответ, судя по всему, следует искать в небольшом абзаце из раздела "технические характеристики" агрегата. Читаем:
"... Колонки серии SU 900 позволяют производить смешивание бензина, имеющего различные октановые числа, и получать бензин, выдаваемый потребителю, с октановым числом заранее заданной величины".
... И закипела работа. По всей стране, как грибы после дождя, начали появляться современные автозаправочные станции и даже целые автозаправочные комплексы с гордой вывеской "ЛУКОЙЛ". К слову, сегодня таковых на территории России и в странах ближнего зарубежья насчитывается около тысячи.
Дела сразу пошли в гору. А как же иначе?! Для большинства обывателей разрекламированный лейбл самой мощной нефтяной компании в стране уже сам по себе являлся символом надежности и гарантией качества. Бедные автомобилисты даже и не подозревали, что, заправляясь дорогим 95-м или 92-м бензином, их баки почти наполовину заполнялись дешевым 76-м...
Дальше произошло то, что произошло. Бензиновые махинации под крышей ЛУКОЙЛа были вскрыты налоговыми органами сразу в 18 регионах России. Масштаб воровства составил сотни миллионов долларов. Деньги эти, естественно, нигде не учитывались, а напрямую оседали в карманах респектабельных лукойловцев.
Казалось бы, все ясно... Федеральная служба налоговой полиции возбудило против ЛУКОЙЛА уголовное дело. И вдруг...
Ситуация резко изменилась, когда об афере узнал первый вице-премьер правительства РФ Николай Аксененко. Он лично взялся разобраться с виновными, сильно гневался и, говорят, даже стукнул кулаком по столу.
Меры были приняты незамедлительно. Возмущенный Николай Емельянович распорядился создать на базе Минтопэнерго специальную межведомственную комиссию... "для выяснения обстоятельств".
... от ЛУКавого
С тех пор прошло уже полгода. Комиссия работает не покладая рук. Целых полгода высокопоставленные чиновники ломают головы, решая важнейший для страны вопрос. А именно -- является ли смешивание разного бензина производством нового бензина или нет... Уголовное дело, понятно, приостановлено.
Впрочем, разбирательство с ЛУКОЙЛом отнюдь не затихло. Я не знаю, сколько еще межведомственная комиссия будет "выяснять обстоятельства". Наверное, вечно... Сейчас гораздо интересней другое.
Нам удалось выяснить, что, отсылая свое распоряжение в Минтопэнерго (кстати, до конкретных исполнителей оно так и не дошло и находится сегодня в единственном экземпляре у "хозяина" министерства Виктора Калюжного), первый вице-премьер приложил к нему и подписал одно весьма любопытное "закрытое" дополнение. Главе Минтопа было рекомендовано срочно создать при министерстве некий резервный фонд, якобы "на случай непредвиденных ситуаций на предприятиях ТЭК России..."
Теперь отгадайте, кто, по замыслу Аксененко, должен был стать первым вкладчиком в этом фонде?..
... Абсолютно верно. А дабы Вагит Алекперов долго не сомневался, ему был сделан просто королевский "подарок". Невозможно представить, чем руководствовался господин Калюжный и какое он на то имел право, но только сумма ущерба, принесенного государству ЛУКОЙЛом в результате махинаций с бензином, волевым решением главы Минтопа в одночасье была снижена с 4,5 млрд рублей (как насчитали специалисты-налоговики) до 1,6 млрд. Причем возвращать их в казну оказалось вовсе не обязательно. Денежки должны были осесть на счетах как раз того самого новоиспеченного фонда.
Надо полагать, стороны быстро пришли к консенсусу.
Вот и все!.. Таким образом первый вице-премьер правительства России Николай Аксененко при помощи своего верного соратника Виктора Калюжного заимел собственный резервный фонд и теперь рассчитывает регулярно пополнять его за счет других нефтяных предприятий -- государственных должников. ЛУКОЙЛ продолжает возводить красавцы-заправки и "радовать" своей продукцией россиян (только в Московской области компания планирует построить около двухсот АЗС). Сам господин Алекперов "за особые заслуги перед родиной" был удостоен в 1998 году Государственной премии. Уголовное дело против его "империи" медленно, но верно спускается на тормозах. В федеральный бюджет, как обычно, не возвращено ни копейки...
Короче, все довольны... А что же касается нас, простых налогоплательщиков и потребителей, то здесь вообще говорить не о чем. Скорее всего мы бы с вами никогда ничего об этой афере и не узнали, если бы в редакции "Новой газеты" не появились соответствующие документы. Спокойно продолжали бы заправляться от "хитрых" лукойловских бензоколонок, гробить машины, попадать в аварии...
* * *
А ведь действительно простой вопрос: Что мы знаем о компании "ЛУКОЙЛ"?
Долгое время отношение журналистов к российскому нефтяному гиганту выстраивалось по принципу: "Либо хорошо, либо ничего". Периодически в прессу вбрасывалась информация о новых выдающихся достижениях компании и... И все! Ни одной мало-мальски заметной критической статьи...
Что ж, похоже, настало время познакомиться поближе. "Новая газета" начинает свое независимое журналистское расследование деятельности этого "экономического чуда". Продолжение темы -- в ближайших номерах.
P.S. И все-таки странный народ -- эти наши олигархи. Мне кажется, что я наконец-то понял, в чем заключается их феномен. Сколько бы вы не дали им собственности, скважин, приисков, разрезов, квот, льгот и кредитов -- подарите им хоть все золото мира -- они все равно будут разбавлять бензин ослиной мочей. "