FLB: СКР, правительство, Минтранс и мурманский порт не знают, кто будет оплачивать стоянку арестованного ледокола «Гринпис»
"«За вынужденную стоянкуледокола Arctic Sunrise Мурманскому порту уже причитается порядка 3 млн рублей. У Следственного комитета средств на эти цели не нашлось, поэтому там были вынуждены обратиться в правительство с просьбой разобраться, - пишут 20 января Аргументы.Ру.
Вообще-то по морскому праву за стоянку Arctic Sunrise должен платить Greenpeace, активисты которого покусились на российскую нефтяную платформу «Приразломная», а в итоге попали в тюрьму. Но российские власти пока не требуют с экологов деньги, Минтранс постарается сделать стоянку бесплатной».
«Как рассказал источник в Следственном комитете РФ, осенью ведомство обратилось к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой разобраться в ситуации с хранением Arctic Sunrise. Представитель Дворковича Алия Самигуллина сообщила, что вице-премьер в ответ на письмо от СК дал поручение Минтрансу, Росморречфлоту, Росрыболовству, ФГУП «Росморпорт», ОАО «Мурманский морской торговый порт» обеспечить размещение судна Arctic Sunrise и его хранение в течение предварительного следствия и суда в месте, исключающем доступ посторонних лиц, - передает в понедельник «НИА - Мурманск».
Источник в СК отметил, что вопрос о финансировании был передан в Минтранс — министерство ответило силовикам, что в бюджете, которым оно распоряжается, средства на подобные нужды не заложены, однако ведомство исследует вопрос. По словам источника, руководство СК считает, что стоянка для Arctic Sunrise должна быть бесплатной — об этом говорилось еще в одном обращении СК в правительство. Минтранс снова недавно ответил отказом, рассказал источник.
“По данным СК, содержание судна, его стоянка и обслуживание ежедневно обходится порту в 25 тысяч рублей. На содержание судна (проверка агрегатов, техобслуживание, охрана) ФГУП «Росморпорт», управляющий мурманским портом, выделил двух сотрудников. В итоге, за время пребывания ледокола в порту набежал долг порядка 2,5-3 млн рублей, - отмечается в сюжете телекомпании «Мир 24».
Судно продолжает оставаться в ведении Следственного комитета и находится под охраной Пограничной службы. Крайним в ситуации оказался «Росморпорт», с которым пока так никто не заключил договор на обслуживание судна».
«Мы готовили договор со Следственным комитетом, но он до сих пор находится в ведомстве на подписании, - рассказывает в сегодняшнем номере «Известий» источник в руководстве «Росморпорта». - По согласованию с СК наш сотрудник раз в пару дней осматривает судно, проверяя работу отопления (чтобы имущество экипажа и судовые системы на замерзли), и уходит, ничего особо не обслуживая. 25 тысяч рублей — ставка невысокая, наше предложение по ставке опирается на себестоимость этой услуги».
Начальник отдела эксплуатации флота компании «Совфрахт» Вадим Устинов подтвердил, что 25 тысяч рублей в сутки — это недорого, в европейских портах дневной тариф составляет $5-10 тыс. И он, и эксперт по международному морскому праву Василий Гуцуляк говорят, что по сложившейся практике и законодательству платить за стоянку должен судовладелец — то есть ответственный арендатор или конечный собственник судна (зависит от договора). Подобных арестов кораблей Greenpeace раньше не случалось, заметил Устинов.
Источник в «Росморпорте» подчеркнул, что у предприятия нет отношений с Greenpeace или Stichting Phoenix (владелец Arctic Sunrise; Greenpeace арендует корабли у этой нидерландской компании), поэтому требовать с них какой-либо оплаты у ФГУПа нет оснований. Договора у «Росморпорта» по Arctic Sunrise нет ни с кем, добавил собеседник.
В пресс-службе Министерства транспорта подтвердили, что проект договора с «Росморпортом» находится на согласовании в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Ленинградской области с 25 октября.
Тем не менее, Минтранс согласен на то, чтобы стоянка Arctic Sunrise была оплачена из прибыли «Росморпорта», однако эту сумму недополучит бюджет:
— Что касается хранения Arctic Sunrise в течение предварительного следствия и суда на безвозмездной основе, то утвержденными программами деятельности ФГУП «Росморпорт» на 2013 и 2014 годы такие расходы не предусмотрены, — сообщает представитель ведомства. — Минтранс России в ближайшее время обратится в Правительство РФ об уменьшении на сумму полученных в результате безвозмездного хранения судна убытков части прибыли, подлежащей перечислению ФГУП «Росморпорт» в федеральный бюджет.
Источник издания в Минтрансе не исключил, что в итоге расходы на стоянку понесет «Гринпис».
Юрист российского офиса Greenpeace Антон Бениславский подчеркнул, что российское отделение организации к кораблю отношения не имеет, поэтому нужно будет обращаться в головной офис в Амстердаме.
— Но нужно иметь в виду, что российские власти получат встречный иск за незаконное удержание судна с требованием о возмещении стоимости фрахта с возмещением стоимости ремонта — это будет намного больше $100 тыс., — сказал Бениславский.
Александр Мухортов, адвокат, представляющий Greenpeace International в деле Arctic Sunrise, уточнил, что все эксплуатационные расходы по договору фрахта судна (включая стоянку) несет «Гринпис».
Собеседник напомнил, что Нидерланды инициировалив международном морском трибунале разбирательство по делу Arctic Sunrise против российских властей, но имущественных требований там не заявлялось. От лица Greenpeace и Stichting Phoenix такой иск последует после возврата судна — пока невозможно оценить ущерб и состояние ледокола. Срок окончания предварительного следствия установлен на 24 февраля, но СК вправе его продлить; Мухортов не берется прогнозировать, когда будет возвращено судно. Адвокат отметил, что, несмотря на амнистию, СК также может предъявить экологам новые обвинения.
Насколько Arctic Sunrise — единственный ледокол во флоте Greenpeace — был поврежден в результате всего случившегося, пока не точно известно; осенью представители Greenpeace заявляли об утечках топлива, неисправностях систем электропитания и возможном потоплении корабля. По словам источников издания, судно находится в хорошем состоянии, но чтобы оно могло самостоятельно выйти в море, нужны подготовительные работы».