FLB: Родственники погибших в результате авиакатастрофы под Тюменью обвиняют спасателей и недовольны ходом расследования
"Родственники погибших и пострадавших в авиакатастрофе самолета ATR-72 под Тюменью, которая произошла в апреле 2012 года, недовольны ходом расследования. «У родных погибших и выживших остается большое число вопросов, на которые до сих пор мы не получаем внятных ответов», — говорится в их письме, разосланном в СМИ.
На недавней пресс-конференции в Екатеринбурге руководитель Уральского следственного управления на транспорте СКР Дмитрий Путинцев сообщил о том, что в настоящий период следователи проводят проверку действий служб, проводивших эвакуацию людей и аварийно-спасательные работы после крушения самолета.
«По мнению потерпевших, в результате неправильного, как они считают, и несвоевременного оказания медицинской помощи в момент эвакуации погибли их родственники» , — цитирует слова Путинцева агентство «Интерфакс». Об этом же пишется и в открытом письме, отправленном в СМИ.
В первую очередь, сообщает корреспондент URA.Ru Марина Шарапова, авторы послания выражают недоумение по поводу награждения сотрудников областного управления МЧС России и Следственного управления СК России по Тюменской области, которые выполняли работы на месте крушения лайнера.
«Достоверно известно, что первые из прибывших экстренных служб оказывали медицинскую помощь без специальных средств», — утверждают родственники погибших, приводя в качестве доказательства интервью с Виктором Федюшиным, участвовавшим в операции по спасению. Он, в частности, рассказывал: «Работать пришлось практически голыми руками, использовали ремни, бинты. В качестве носилок приспосабливали куски обшивки самолета, ведь специальное оборудование осталось в автомобиле на дороге. Всего удалось обнаружить двенадцать человек, подававших признаки жизни».
«А если человек был без сознания и не мог подавать признаки жизни? Так сколько их было живых на поле после катастрофы на самом деле? Ведь только в больницы их поступило двенадцать?», — задают вопросы авторы письма. Кроме того, они не могут понять, почему раненых, которых с места аварии вывезли вертолетами, привезли в холодное здание багажного отделения аэропорта «Рощино», и только оттуда стали отправлять машинами «скорой помощи» в Областную клиническую больницу № 2.
«В ходе транспортировки в больницу двоим пострадавшим не удается сохранить жизнь», — отмечается в письме. Родственники погибших и пострадавших задаются вопросом — почему нельзя было вывезти всех раненых вертолетами сразу в комплекс больниц в районе деревни Патрушева, располагающийся на расстоянии не более 20 км от места крушения.
«Федеральный центр нейрохирургии в Патрушево уже в 8 часов утра был готов принять пострадавших, были отменены все плановые операции, — говорится в письме. — В областную клиническую больницу «Патрушева» был доставлен лишь единственный пострадавший, которого обнаружили последним на месте крушения, ввиду крайней тяжести его состояния было принято решение доставить его вертолетом в данное медицинское учреждение».
Интересует авторов письма и за что наградили сотрудников следственных органов, если их работа еще далека от совершенства. «По имеющейся у нас информации, транспортировка обломков самолета (главных улик уголовного дела) на охраняемую площадку в аэропорту «Рощино» производилась с грубыми нарушениями: обломки фюзеляжа разрезались на мелкие части», — сообщили они, добавив, что в 2013 году прекратила своё существование компания, ответственная за техническое обслуживание разбившегося самолета.
Люди винят следователей в том, что они сконцентрировались только на версии об отсутствии противообледенительной обработки, хотя, возможно, имели место техническая неисправность судна или ошибка диспетчера.
Между тем, накануне на пресс-конференции руководитель Уральского СУ на транспорте СКР Дмитрий Путинцев заявил, что уголовное дело уже в январе может быть передано в суд, а родственники погибших и пострадавших фактически «тормозят» эту работу. Так, сейчас проводятся проверки действий различных служб во время спасательных работ на месте крушения, а также эвакуации пострадавших в медучреждения.
Напомним, самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр» 2 апреля 2012 года совершал регулярный рейс Тюмень — Сургут. Однако вскоре после взлета лайнер по какой-то причине потерял управление и упал рядом с аэропортом, вблизи села Горьковка. Из 43 человек, находившихся на борту, погибли 33.
В июле на сайте МАК (Межгосударственного авиационного комитета) появились результаты расследования авиакатастрофы. Непосредственной причиной падения самолета было названо то, что воздушное судно перед вылетом не было обработано антиобледенителем. Однако, по данным Мак, это не единственная ошибка экипажа и наземных служб.
Интернет-издание Mir72.ru полагает, что следователи не замыкаются на этой версии: у них есть также основания полагать, что причиной крушения ATR-72 могло стать нарушение правил эксплуатации воздушного судна авиакомпанией «ЮТэйр», невыполнение работниками подрядной организации наземной службы обязательных процедур по поддержанию летной годности воздушного судна, недостаточная квалификация пилота, а также отсутствие контроля и надзора со стороны государственных органов.
На конференции Дмитрий Путинцев также отметил, что по делу уже проведено 50 судебных экспертиз, в том числе взрывотехническая. В настоящее время проводится комплексная экспертиза, результаты которой станут известны уже в январе 2014 года. Потерпевшими по делу о крушении признан 61 человек, пишет «Интерфакс».
Что касается действий сотрудников служб экстренного реагирования, то ранее претензий к ним не предъявлялось. Более 200 человек, прибывших на место происшествия, тушили огонь, искали людей среди обломков, эвакуировали раненых и погибших. Некоторые из сотрудников спецслужб были позднее представлены к наградам.
Руководитель ТОСЭР Святослав Федюшин, рассказывая в интервью тюменскому интернет-изданию Nashgorod.ru о правиле «золотого часа», отметил следующее:
– При ликвидации чрезвычайных ситуаций есть правило «золотого часа», которому нужно стараться следовать. Есть временные сроки, когда человеку, попавшему в ЧС, необходимо оказать помощь. Наиболее эффективная помощь приходит именно в первый час. За это время человека нужно извлечь и доставить в медицинское учреждение, где ему окажут квалифицированную помощь. Эффективность нашей службы оценивается по тому, как быстро мы смогли приехать, организовать работы, эвакуировать людей и т.п.
Апрельская авиакатастрофа в Тюмени — на моей памяти первый подобный случай, когда, в конечном счете, удалось спасти столько пострадавших. Было эвакуировано 14 человек, 11 из них остались живы. Если помощь оказана в «золотой час», 85% пострадавших остаются живы. Если прошло больше времени, то лишь порядка 25%..