FLB: Двойные стандарты антитеррористического закона. Кого он будет защищать?
"
Депутаты от всех четырех фракций Госдумы внесли на рассмотрение палаты пакет из трех законопроектов, направленных на ужесточение антитеррористического законодательства. Первый расширяет полномочия ФСБ. Второй законопроект вводит контроль над электронными платежами. Третий фактически устанавливает контроль над интернетом, информирует NEWSru.com .
Эксперты отмечают, что действующее законодательство и сейчас дает правоохранительным органам возможность успешно противодействовать терроризму, сообщает «Коммерсантъ».
Авторами нового законопроекта стали глава думского комитета по безопасности единоросс Ирина Яровая (до избрания депутатом — работник прокуратуры), коммунист Олег Денисенко (бывший боец группы «Альфа»), член ЛДПР Андрей Луговой (экс-сотрудник ФСБ) и справоросс Леонид Левин (специалист по пиару).
Работа над поправками шла давно, но ускорилась после событий в Волгограде. В Кремле нововведения одобряют: консолидированная работа силовых структур и депутатов всех фракций направлена на обеспечение безопасности, объяснил собеседник газеты «Ведомости» в администрации президента.
Расширение полномочий ФСБ и ужесточение Уголовного кодекса
Как пишет NEWSru.com, о содержании законопроектов рассказали журналистам сами разработчики. Так, Леонид Левин сообщил ИТАР-ТАСС, что у сотрудников ФСБ появится возможность осуществлять личный досмотр граждан, вещей, если имеются основания их подозревать, а также транспортные средства. Сейчас это вправе делать повсеместно полицейские, а сотрудники ФСБ - только в зоне контртеррористической операции.
Как напомнил «Ведомостям» главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов, ФСБ уже получила широкие полномочия на время Олимпиады в Сочи. Теперь же оправдываются опасения, что они сохранятся за спецслужбой и после Игр, причем будут распространены на всю страну.
Ирина Яровая сказала «Интерфаксу», что в Уголовный кодекс вносятся изменения: ужесточится ответственность, появятся дополнительные составы преступлений, связанных с терроризмом, будут обозначены новые, отягчающие вину обстоятельства.
В частности, пособничество в совершении террористических преступлений предлагается карать лишением свободы на срок от 8 до 20 лет. Совершение теракта, а также организация и финансирование терроризма будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Такую же ответственность хотят установить за прохождение обучения в лагерях по подготовке террористов.
За организацию террористического сообщества и участие в нем будет грозить тюрьма на срок от 15 до 20 лет или пожизненно. Организация незаконных вооруженных формирований или участие в них будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненно.
К преступлениям в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма не будут применяться сроки давности, подчеркивают авторы законопроекта.
Как отмечает «Коммерсант», помимо этого депутаты предлагают как за терроризм наказывать за посягательство на жизнь общественного деятеля, насильственный захват власти и ее удержание и вооруженный мятеж. А среди критериев террористической деятельности появляется «дестабилизация деятельности органов власти».
Контроль над электронными платежами
Второй законопроект, продолжает NEWSru.com, вводит дополнительные меры, связанные с противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Сегодня существуют так называемые неперсонифицированные электронные платежи, возможности которых и предлагается ограничить, сказала Ирина Яровая. В частности, общая сумма средств, переводимых с одного такого платежа (например, через «Яндекс-кошелек») не сможет превышать одну тысячу рублей в один календарный день и 15 тысяч рублей в течение календарного месяца.
Сейчас анонимно электронный кошелек можно пополнить на 40 тысяч рублей в месяц, а разовый платеж не может превышать 15 тысяч.
Депутат подчеркнула, что ограничения не коснутся открытых персонифицированных платежей граждан. Кроме того, добавила Яровая, будут установлены требования, согласно которым нельзя будет перечислить с международных трансграничных переводов деньги в случае, если оператор электронных денежных средств не проведет идентификацию клиента. Также предлагается запретить использование неперсонифицированных анонимных электронных средств платежа, выданных за пределами России, либо иностранными финансовыми организациями.
Как заверила Яровая, такого рода требования соответствуют международным. И напротив, практика «слепых» платежей, по ее словам, фактически противоречит международной, где подобные виды электронных платежей серьезным образом ограничены и подконтрольны.
Пресс-секретарь сервиса «Яндекс-Деньги» Надежда Кияткина сказала «Ведомостям» и «Коммерсанту», что не видит смысла в ограничении возможностей перевода электронных денег, тогда как наличными можно заплатить хоть миллион и никто не отследит, за что именно и кем.
Ограничения коснутся и некоммерческих организаций. Поправки обязывают их отчитываться в расходовании 100 тысяч рублей, поступивших из-за рубежа (в настоящее время 200 тысяч), добавляет «Коммерсант».
Контроль над интернетом
Третий блок поправок посвящен надзору за обменом информацией в телекоммуникационных сетях. В частности, физические и юридические лица будут обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности по организации распространения информации и обмена данными между пользователями интернета, отмечает NEWSru.com.
«Это любое СМИ, которое является посредником в передаче информации, либо третьи лица, участвующие в создании информации. Это все ресурсы, за исключением страниц, на которых вы не можете оставить, например, комментарий», - пояснил Леонид Левин. «Но сюда включаются все электронные почтовые сервисы, соцсети, торренты и СМИ, на страницах которых можно что-то комментировать», - предупредил депутат.
Он уточнил, что если СМИ зарегистрировано официальным путем, ему не нужна будет дополнительная регистрация в Роскомнадзоре. «Упомянутые лица должны будут хранить информацию о своих пользователях не менее чем 6 месяцев и предоставлять ее органам, занимающимся оперативно-розыскной деятельностью, в противном случае будут грозить штрафы», - подчеркнул он. Для физических лиц штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических от 100 до 200 тысяч.
Также прописывается, что если организация, предоставляющая услуги связи, находится за границей, а пользователь - в России, то местом оказания услуг связи является территория РФ. Иными словами, иностранные ресурсы, предоставляющие информационные ресурсы на территории России, также будут обязаны полгода хранить данные о приеме, передаче, доставке, обработке различной электронной информации и делиться ею с силовиками по их требованию.
Сейчас хранить три года информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах, должны операторы связи, органы ФСБ и МВД имеют удаленный доступ к этой информации, пояснила «Ведомостям» замдиректора юридического департамента Ru-center Регина Полякова. Источник в крупной интернет-компании высказал мнение, что закон может существенно усложнить жизнь небольших сайтов.
***
Новый «антитеррористический пакет» предполагает установление ответственности и за финансирование терроризма. Согласно новой статье «Финансирование терроризма», ответственность наступает за предоставление финансовых средств организованной группе, незаконному вооруженному формированию, преступному сообществу, которые созданы или создаются для совершения хотя бы одного из террористических преступлений. Такого рода административные правонарушения предполагают штраф от 1 млн до 60 млн рублей — он накладывается на юридических лиц, уточняет НТВ .
Плата на опережение
В связи с этими инициативами стоит вспомнить, что 30 декабря 2013 года первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин предложил платить «без проволочек» информаторам о террористах.
Парламентарий подчеркнул, что в регионе предприняты меры, чтобы не допустить повторения терактов: «Все правоохранительные службы работают в усиленном режиме и не только в Волгограде». По его словам, правоохранительные органы должны уделять особое внимание активизации оперативно-агентурной работы, считает первый вице-спикер. «Это наиболее эффективный путь противодействия терроризму», – отметил Торшин. Сенатор напомнил, что несколько лет назад уже выступал с инициативой создать специальный фонд, из которого оплачивались бы услуги информаторов: «У людей, занимающихся оперативной работой, должно быть право без лишних формальностей и проволочек выделять деньги наличными за информацию о террористах».
Также Торшин считает, что в России необходим режим общественной мобилизации против терроризма: создание специальных отрядов резервистов из наиболее подготовленных людей, имеющих военный опыт и специальные навыки, которые будут помогать органам безопасности и полиции, напоминает «Федерал Пресс».
Двойные стандарты
Ряд юристов настроены скептически. В уголовное право вводятся двойные стандарты, а это расшатывает всю систему правосудия, прокомментировал «Ведомостям» адвокат Владимир Жеребенков, назвавший происходящее «полицейским государством». Качество расследования очень низкое, нет никаких гарантий, что под обвинение не подпадут невинные люди, считает он. Кроме того, следователи часто вменяют террористические статьи просто потому, что им так удобнее, добавил Жеребенков, напомнив, что за терроризм среди прочего осудили пожизненно бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева. Но какой из него террорист, недоумевает адвокат.
«Нет никакого смысла увеличивать сроки наказания, ведь террористов сейчас никто не задерживает: их уничтожают»,— заявил глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. К тому же никакие сроки не остановят террориста-смертника. Ответственность для тех, кто готовит террористическое преступление, предусмотрена Уголовным кодексом и сейчас. Некоммерческие организации, получающие деньги из-за рубежа, по его словам, и сейчас отчитываются за каждую копейку, а доступ спецслужб к электронной информации в интернете и сейчас ничем не ограничен.
«Мы лишь усложним проблему терроризма, если начнем использовать ее как предлог для ограничения нашей свободы», — сказала бывший шеф британской MI5 Элайза Маннингэм-Буллер. Эти неожиданные слова госпожи Маннингэм-Буллер прозвучали в прошлом году в ходе обсуждения предложения лейбористского правительства увеличить срок задержания подозреваемых в терроризме без предъявления обвинения до 42 дней.
Отечество в безопасности?
Свое видение проблемы высказал журналист «Новых ведомостей» Акрам МУРТАЗАЕВ.
В городе, которому в минувшем году чуть было не вернули старое имя — Сталинград, всего за два месяца произошли три теракта. По сути, это уже настоящая война.
Понятно, что эта необъявленная война не может расцениваться иначе, как полный провал российских спецслужб. При нынешнем особом режиме России силовики получили от власти не только абсолютную свободу действий (не ограниченную никакими законами), но и выходящие за грань понимания финансовые условия.
Страна, по сути, живет в чекистском государстве. Достаточно сказать, что на каждую сотню тысяч населения в России приходится 565 (!) представителей спецслужб. (В Израиле, замечу, где ситуация куда сложнее, — всего 372). И вот в этой ситуации — регулярно гремят взрывы. То есть, ни ФСБ, ни Антитеррористический центр не способны сделать ничего, чтобы предотвратить беду. Аналогичная картина — и в борьбе с коррупцией. Затраты на это беспощадное сражение скоро достигнут размеров урона от самой коррупции. А она живет и, скорее, будет жить при этом режиме всегда. Поскольку бессмертной коррупцию делает именно борьба с ней, которая приносит борцам волнующую прибыль, считает журналист.
Вот и сражение с терроризмом, похоже, давно уже стало доходным и карьерным делом. И потому после каждого теракта происходит одно и то же — растут зарплаты у силовиков, парламент принимает новые антитеррористические законы (ограничивающие гражданские свободы), но при этом никаких отставок не случается. Наоборот, закрытыми указами силовики награждаются орденами и очередными званиями, пишет Муртазаев. Совершенно очевидно, что безопасность воспринимается властью (а там, в основном, люди из бывших и действующих представителей спецслужб) как сохранение жизнедеятельности нынешнего режима, но никак не рядовых граждан.
Главный враг режима — не в горах и лесах, не с оружием и тротилом. Самая большая опасность для власти — оппозиция, инакомыслящие и вообще мыслящие. Вот кого прослушивают, вот за кем следят с особой тщательностью. И кого в действительности боятся, полагает автор публикации.
Да, после каждого теракта власть грозно надувает щеки и объявляет об очередной беспощадной битве с террором, но все это — театральные действия, рассчитанные на публику. А на самом деле все закончится как обычно. На очередную войну за безопасность будут выделены деньги, которые тихо распилят солдаты невидимого фронта. Не потому ли опасность регулярно увеличивается, чтобы не сокращались бюджетные потоки для борцов с террором? "
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 21 сентября 2011 года. Бывшая губернатор Санкт-Петербурга, бывшая вице-премьер правительства РФ по "социалке"