FLB: «Читатели смогут прочесть пять новых книг Сэлинджера. Он завещал опубликовать их с 2015-го по 2020 годы»
"
Даже не удивлен, что среди почти шести тысяч моих собеседников в фейсбуке, оказалось так много читателей Джерома Сэлинджера. Двадцатый век уже трудно представить без его романа «Над пропастью во ржи», нравится он вам, или нет.
Накануне четвертой годовщины со дня кончины автора, кто-то опубликовал в сети три его текста, которые по его завещанию можно было публиковать только через 50 лет после смерти. Умер Сэлинджер 27 января 2010 года, в начале своего 91-го года жизни.
В большинстве некрологов гадали тогда: что же написал покойный за сорок пять лет жизни, после своей последней публикации в 1965 году. В последнем прижизненном интервью в 1974 году Сэлинджер сказал: «Есть огромная радость и спокойствие в том, что ты не печатаешься. Мне нравится писать. Я люблю писать. Но делаю это ради собственного удовольствия». Больше полувека Сэлинджер прятался от поклонников и журналистов в своем небольшом доме рядом с крошечным городком Корниш, в почти безлюдном штате Нью-Гэмпшир. Судился с авторами своих биографий и издателем пиратского сборника своих ранних рассказов, которые он не хотел переиздавать. Он каждый день работал и дом завален рукописями, - утверждали в своих книгах его дочь Маргарет и бывшая любовница Джойс Мэйнард.
Как выяснилось почти сразу после его смерти, скрыться Сэлинджеру всё же не удалось. Ещё за шесть лет до его смерти, известный голливудский сценарист Шейн Салерно, один из авторов сценария «Армагеддона», стал собирать всю возможную информацию о писателе, встречаться с людьми, которые хоть однажды в жизни пересеклись с писателем. Всё делалось тайно, и пока не очень понятно, как никто об этом не узнал, на каких условиях Салерно разговаривал о Сэлинджере с его близкими и не очень людьми. Не исключено, что он даже платил за молчание о своём расследовании. По словам Шейна Салерно он потратил 2 миллиона долларов только на предварительную работу. Сценаристу помогал молодой американский писатель Дэвид Шилдс.
В начале сентября прошлого года в прокат вышел документальный фильм «Сэлинджер» и опубликована одноименная биографическая книга объемом 700 страниц: в ней, - более 200 рассказов людей, знавших Сэлинджера и 100 никогда не публиковавшихся его фотографий. И фильм, и книга, пользуются в Америке большим успехом.
Но главная сенсация была в том, что, по словам Салерно и Шилдса, читатели в ближайшее время смогут прочесть пять новых книг Сэлинджера. Он завещал опубликовать их с 2015-го по 2020 годы.
Одна из этих книг посвящена Второй мировой войне, на которой Сэлинджер служил в американской контрразведке и занимался освобождением концентрационных лагерей и поиском нацистов и их пособников.
Вторая, - его короткому браку в 1945 году с таинственной немецкой женщиной, которая, как предполагают биографы, была тайной сотрудницей Гестапо. Третья, - об опыте погружения писателя в восточные религии, в Веданту. Четвертая, - о семье главного героя «Над пропастью во ржи» Холдена Колфилда. Пятая, - продолжение рассказов о «Семействе Глассов».
Ну а в конце ноября прошлого года в сети вдруг всплыли тексты Сэлинджера, запрещенные им публиковать до 2060 года.
На одном из ресурсов для любителей музыки кто-то разместил сканы со страниц таинственной книги «Три рассказа», якобы изданной пиратским способом в количестве всего 26 экземпляров ещё в 1999 году. По словам анонимного публикатора, он купил один экземпляр через электронный аукцион.
Особенно преданные поклонники Сэлинджера и исследователи его творчества могли прочесть эти тексты уже много лет назад: они хранятся в библиотеках двух американских университетов: рассказ «Океан, полный шаров из боулинга», - в библиотеке Принстонского университета, неоконченные рассказы «Паола» и «Именинник», - в одном из научных центров Техасского университета. Но их никоим образом нельзя было копировать: любой читатель подписывал соответствующий документ. Но и после этого, за ним тщательно следили, - как вспоминают сейчас довольно многочисленные счастливчики, которые читали эти рукописи.
Кеннет Славински, автор скрупулезной летописи жизни Джерома Сэлинджера, подтвердил: опубликованные пиратами тексты, - точные копии с его рукописей. Представители двух университетов почти в панике говорят, что копии могли сделать ещё во времена, когда система контроля не была ещё такой серьезной, как сейчас.
Дней через пять после «утечки», пиратские публикации в сети «потерли», сейчас найти их практически невозможно. Я предполагал, что так и будет, у наследников Сэлинджера достаточно сил и средств, чтобы это сделать. Поэтому скачал их сразу.
Почитал заметки об этом в американских газетах и дискуссии на американских форумах. Понял, что отношусь к довольно многочисленной группе поклонников Сэлинджера, которые считают его завещание публиковать эти тексты через 50 лет, - чрезмерно жестким, и даже, - жестоким. И после этого я прочел эти тексты.
Мне очень понравился рассказ «Океан, полный шаров из боулинга». По сути он, - некое предисловие к роману «Над пропастью во ржи». Очень грустный рассказ: в нем погибает младший брат главного героя «Над пропастью», Кеннет Колфилд. Это именно он на своей перчатке для бейсбола записывал строчки из понравившихся ему стихов, - об этом есть немного в знаменитом романе. Отличный рассказ. По моему мнению, один из лучших у Сэлинджера.
У меня появилась шальная мысль: а что, если этот рассказ перевести? И опубликовать по-русски. Наверняка, в завещании Сэлинджера ничего не оговорено, про публикацию русского перевода. Хотя, понятно, что эти мои рассуждения: юридическая казуистика.
Вот об этом своем желании я и написал в фейсбуке. И честно признался, - человек я сентиментальный, для меня воля Сэлинджера, - имеет значения.
Писатель и журналист Дмитрий Волчек вскоре прислал ссылку на перевод этого рассказа. Перевод совершенно «топорный», сделан с помощью электронного переводчика гугл или похожей программы. Но спорили, в основном, по поводу воли Сэлинджера.
Известный израильский писатель Яков Шехтер напомнил про писателя Франца Кафку, который передал все свои неопубликованные рукописи своему близкому другу Максу Броду и завещал их сжечь. Если бы Брод поступил в соответствии с завещанием, мы бы никогда не прочли романы Кафки «Процесс», «Замок» и «Америка».
Журналист Владимир Абаринов добавил про Владимира Набокова: он завещал сжечь свой последний, недописанный роман «Лаура и её оригинал».
Я бы добавил к этому ещё и завещание знаменитого австрийского философа Людвига Витгенштейна, уничтожить его дневники. Я прочел недавно их русский перевод и понимаю, почему Витгенштейн хотел их уничтожить. Они слишком интимные. Но то, что эти дневники нужно было публиковать, - у меня не вызывает никакого сомнения. Хотя бы потому, что «Логико-философский трактат» Витгенштейна оказал на культуру прошлого века очень большое влияние. Может быть, даже чрезмерно большое. Как и роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». "
09.01.2014
Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB
- заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.