FLB: В МИД РФ и Росрыболовстве не сомневаются в причастности Greenpeace к атаке сенегальских военных на траулер «Олег Найденов»
"“Временный поверенный в делах Сенегала в России Мамаду Диань был вызван в четверг в МИД РФ в связи с задержанием траулера "Олег Найденов", - заявил 9 января агентству "Интерфакс" источник в российском дипведомстве.
"Временный поверенный Сенегала сегодня был вызван в МИД РФ, где встретился с заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сенегальский дипломат был вызван в связи с ситуацией вокруг российского судна "Олег Найденов"».
Траулер из Мурманска "Олег Найденов" и его экипаж стали заложниками амбиций “Гринпис” и “рыбных войн” у западного побережья Африки
“В ходе беседы российских дипломатов с временным поверенным в делах Сенегала в Москве Мамаду Дианем в МИД России российская сторона вновь потребовала немедленного освобождения траулера "Олег Найденов" и его экипажа, заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Об этом в другом сообщении передает сегодня агентство “Интерфакс”.
"В ходе состоявшейся встречи с заместителем министра иностранных дел Михаилом Богдановым, на которой также присутствовал уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенству права Константин Долгов, с российской стороны вновь было высказано настоятельное требование к сенегальским властям о незамедлительном освобождении российского рыболовецкого траулера "Олег Найденов" и его экипажа", - сказал он в эфире "Россия-24".
“Временный поверенный в делах Сенегала пообещал приложить все усилия для разрешения ситуации вокруг судна "Олег Найденов". Об этом заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич», - сообщает в четверг “Российская газета”.
“Владимир Манторов, капитан российского рыболовного судна «Олег Найденов», задержанного в Сенегале, находится в стабильном состоянии, может передвигаться и работать, но необходимость сделать УЗИ почек всё равно остается, рассказал в сегодняшнем номере “Известий” гендиректор компании-судовладельца «Феникс» Юрий Паршев. Однако местные власти отказываются выпустить моряка с судна.
— Никаких обвинений команде судна не предъявлено, объяснений с сенегальской стороны тоже не последовало, — рассказываеь глава Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. — Французские моряки передали 30 т воды на арестованное судно, портовые рабочие пообещали убрать мусор, скопившийся на «Найденове», однако никаких действий со стороны властей по-прежнему не предпринимается».
“Российское рыболовецкое судно "Олег Найденов" в момент задержания не вело промысла, а занималось поиском водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Гвинеи-Бисау, - заявил в четверг по телефону агентству ПРАЙМ капитан судна Вадим Манторов.
Эти данные подтверждает также отраслевая система мониторинга Росрыболовства.
"Мы работали по лицензии Гвинеи-Бисау, у нас на борту 22 человека (из Гвинеи-Бисау) - 20 матросов и два инспектора. В тот момент, когда произошел захват, мы находились в водах Гвинеи-Бисау без трала, занимались поиском", - сказал Манторов.
В свою очередь, в Росрыболовстве сообщили, что в конце декабря судно меняло экипаж в Дакаре, а затем проследовало через воды Сенегала в зону Гвинеи-Бисау, о чем также свидетельствуют данные системы мониторинга.
"Экипаж чувствует себя нормально, занимается судовыми работами, все расписаны по своим объектам", - сообщил Манторов.
По словам капитана, ему пока не удалось пройти обследование в медклинике, он жалуется на боли в правом боку, при этом судовой врач не может точно определить причину. "В военный госпиталь я не хочу, отказываюсь, поскольку военные могут что-то скрыть", - добавил Манторов. По его словам, очень сложно получить разрешение у военных на обследование в независимой клинике.
В Росрыболовстве сообщили, что пока официальные причины задержания судна до сих пор не предъявлены, экипаж в полном составе находится на судне под конвоем. Кроме того, возможность встречи представителей Росрыболовства с президентом Сенегала для урегулирования ситуации пока под вопросом, но идет тесная работа представителей ведомства с администрацией президента и правительства.
«Сенегальские военные 4 января задержали российское рыболовецкое судно в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау и отконвоировали его в порт Дакар. Власти заподозрили моряков в незаконном рыбном промысле в водах Сенегала и планируют оштрафовать на 600 тысяч евро компанию-судовладельца и конфисковать ее груз. На борту находятся 62 гражданина РФ», - напоминает в четверг “Московский комсомолец”.
“В Росрыболовстве считают, что переговоры с президентом Сенегала Маки Саллом по вопросу об освобождении российского траулера «Олег Найденов» не состоялись под давлением экологической организацииGreenpeace, - писал ранее “Коммерсант”.
Переговоры с президентом Сенегала Маки Саллом об освобождении «Олега Найденова» были запланированы еще на 7 января, однако до сих пор не состоялись. В Росрыболовстве убеждены, что они были сорваны под давлением Greenpeace. В среду утром экологическая организация распространила пресс-релиз, в котором подтвердила свою поддержку властям Сенегала, призвав «оставаться твердыми в своей решимости положить конец противоправным действиям подобных судов».
В среду утром глава Росрыболовства Андрей Крайнийобратился к президенту Сенегала с просьбой оказать членам экипажа, пострадавшим во время военной операции, высокотехнологичную медицинскую помощь. По последним данным, Дакар пока не выпустил на медицинское обследование капитана траулера Вадима Манторова, который после действий сенегальских военных во время захвата жаловался на боли в спине и в области почек.
Траулер «Олег Найденов» был задержан властями Сенегала 4 января в 85 км от побережья Гвинеи-Бисау и конвоирован в военный порт Дакара. Четверо военных с автоматами высадились на борт российского судна, применив силу в отношении капитана Вадима Манторова и других членов экипажа. Без объяснения причин у моряков отобрали паспорта и поставили на корабле вооруженный конвой. Позже министр рыбного хозяйства Сенегала Айдар эль-Али обвинил российских моряков в «рецидивизме», объявив, что они «не впервые нарушили закон». В Росрыболовстве претензии Дакара отвергли, заявив, что «Олег Найденов» вел промысел в экономической зоне Гвинеи-Бисау и не заходил в воды Сенегала».
«Представители Greenpeace отрицают факт воздействия на властные структуры Сенегала по вопросу о задержании российского траулера "Олег Найденов", - передавало накануне Life news.
Как пояснили в Ассоциации экологов, они осуждают силовые действия сенегальских военных по захвату судна, но поддерживают борьбу страны с нелегальным рыбным промыслом.
- Вы знаете нашу позицию относительно незаконной ловли рыбы в мире, в частности, в западной Африке, - пояснил изданию представитель Greenpeace в Сенегале Ахмед Диаме. - Нелегальная ловля рыбы влияет на разные сферы деятельности каждой страны, страдает экономика. Greenpeace осуществляет поддержку каждого региона Африки, если у нас есть информация, что там незаконно ловят рыбу.
По мнению некоторых экспертов, именно активисты Greenpeace организовали захват траулера "Олег Найденов" в качестве ответной меры на задержание судна Arctic Sunrise. Сами экологи данную версию отвергают.
- Сенегал – независимое, суверенное государство, они поступают так, как они хотят согласно их законам, - продолжает Ахмед Диаме. - Мы не могли бы на них повлиять в любом случае. Я очень удивлен, что нашу деятельность можно расценивать как месть».
В российском преставительстве экологической организации ситуацию откомментировали в более циничном ключе.
«Мы видели очень забавные высказывания представителей рыболовного ведомства о том, что, оказывается, Гринпис может отдавать приказы сенегальским военным посредством публикации пресс-релиза, – заявила в четверг «Московскому комсомольцу» пресс-секретарь Greenpeace Russia Мария Фаворская. – При этом, если вы прочитаете у нас на сайте пресс-релиз, то там мы выражаем сочувствие задержанному экипажу. Мы считаем, что никто не имел права их насильственно задерживать. Мы хорошо понимаем, что это такое, когда ваше судно захватывают, поскольку с нами такое тоже случалось. Что касается самой ситуации, то Greenpeace против браконьерства у берегов Африки. Два года назад «Олег Найденов» действительно занимался этим, у нас есть видеозаписи, есть документы, все это выложено на нашем сайте. А поводу нынешней ситуации – мы ею не занимались. И не знаем, были ли факты нарушения со стороны судна. Соответственно, мы не могли выпускать обращений по этому поводу».
«Российские дипломаты и представители Росрыболовства уже шестой день пытаются получить от властей Сенегала официальные разъяснения в связи с задержанием военными этой страны российского траулера "Олег Найденов", - отмечает сегодня издание Newsru.com.
Промысловое судно, на борту которого находятся 62 россиянина, в основном моряки из Мурманской области, и 20 граждан Гвинеи-Бисау, с 4 января удерживается на военной базе в порту Дакара. В Росрыболовстве подчеркивают, что нескольким членам экипажа требуется медпомощь после атаки в водах Гвинеи-Бисау, откуда траулер под угрозой оружия сопроводили в Дакар. В частности, капитану отбили почки».
"Мы во вторник вроде бы согласовали поездку в госпиталь Дакара, но военный патруль не разрешил капитану спуститься с борта судна. Поэтому он продолжает оставаться там и страдать", - рассказал "МК" глава Центра общественных связей рыболовного ведомства Александр Савельев.
"Мы провели бессонную ночь, - поведал он. - Встреча с президентом Сенегала, запланированная на 7 января, дважды переносилась, но так и не состоялась. Мы на нее возлагали очень большие надежды, полагая, по крайней мере, что законно избранный глава государства решит этот конфликт.
На данный момент отсутствуют официальные обвинения, официальные претензии и официальные объяснения того, что произошло. И на этом фоне особенное недоумение вызывают заявления Greenpeace, которые звучали и накануне, и в ночь на среду о том, что они давно следят за этим российским траулером, равно как и еще за другими (их там более 10 находится на промысле). Словом, непонятно, почему «Гринпис» берет на себя обязанность государственного контроля за водными ресурсами этого региона. Получается, что по их заявлениям действует армия суверенного государства. На этой указывает и то, что министр рыболовства Сенегала является председателем партии зеленых, он прежде состоял в Greenpeace. Таким образом, вызывает недоумение эта позиция... Хуже того, сейчас в средствах массовой информации Сенегала звучат сообщения о том, что, оказываются, ведутся какие-то переговоры о выкупе в миллион долларов. Ну, это уже ни в какие ворота не лезет. И больше напоминает то, что творится на другом конце Африки, у побережья Сомали. Но здесь-то мы имеем дело с легальными государственными органами власти. Так что мы ждем встречи с президентом Сенегала...»
Тем временем, отмечает издание, в сенегальском издании Le Quotidien в статье под красноречивым заголовком «Сверхэксплуатация сенегальских рыбных ресурсов: русские, цари грабежа», утверждается, что «российские суда, которые незаконно ловят рыбу в сенегальских территориальных водах, стали истинным бичом», способствуя снижению количества сардинеллы и нанося ущерб местным рыбакам. Говорится также и о том, что в 2011-2012 гг. 26 «российских» рыболовных судов действовали в исключительной экономической зоне Сенегала. А еще 5 декабря на интернет-ресурсе AllAfrica появился документ, подписанный рядом ученых из Сенегала и других стран, где было сказано: «Смелые шаги, предпринятые сенегальским президентом по спасению рыбного хозяйства его страны, средства к существованию местных общин, и по обеспечению продовольственной безопасности населения, нуждаются в усилении и поддержке. Иностранные траулеры из Европы и Азии опустошали рыбные запасы страны, оставляя местных рыбаков с пустыми сетями и нанося ущерб рыболовной отрасли Сенегала. Но твердое решение президента Салла отменить 29 разрешений на рыболовство, выданное иностранным океаническим траулерам, изменило ситуацию и дало рыбацким хозяйствам надежду».
“Редактор "Морского Бюллетеня" Михаил Войтенко считает, что Greenpeace все-таки причастен к истории с российским траулером: "Сам принцип их работы и устройства Greenpeace просто обязывает их не спускать с рук те или иные ущемления экологии. Тем более, я так понял, Greenpeace пользуется определенным и немалым влиянием в правительстве Сенегала. Механизмы, как это все создается, они достаточно понятны. Схоже с механизмами деятельности крупной организованной преступной группы", - цитирует Newsru.com.
Войтенко также уверен, что задержание "Олега Найденова" - это происки конкурентов.
"Судно было захвачено в международных водах, захвачено очень грубо, и если этот захват ничем дальнейшим не сопровождается - ну, значит, наезд; значит, заказ; значит, работа конкурентов, - пояснил он. - Я совершенно не удивляюсь, потому что в рыболовстве творится война такая, очень жестокая"».
Еще в мае 2012 года издание Афроком.Ру сообщало: “назначенный на пост министра морского хозяйства Сенегала Папе Диуф аннулировал 29 разрешений на вылов рыбы в водах Сенегала для иностранных рыболовецких судов.
В первую очередь запрет коснулся российских рыболовов, а именно 10 траулеров компании «Мурманский траловый флот». Они добывали за сезон около 100 тыс. т сенегальской рыбы, что составляет 40% всего улова местных рыбаков.
Окончательное решение было принято Диуфом после специального расследования, проведенного сенегальскими экологами. В ходе него стало ясно, что российские суда злоупотребляют данным им разрешением и собирают весь урожай, подплывая на крупногабаритных траулерах близко к берегу, где местным рыбакам разрешено рыбачить только маленькими сетями или удочками.
Так, в конце февраля Greenpeace отследила 120-метровый траулер «Олег Найденов», принадлежащее компании ЗАО «Мурманский траловый флот-2» (МТФ-2), в закрытой для лова зоне. Об этом факте было тут же сообщено сенегальским властям. После проверки департамент защиты и наблюдения за рыболовством министерства морской экономики Сенегала подтвердил незаконность действия российского судна. За нарушение траулеру назначена сумма в 30 млн. африканских франков.
В компании МТФ-2 отрицают незаконность действий «Олега Найденова».
«Претензий с сенегальской стороны к судну „Олег Найденов“ нет. Мы работаем там на законных основаниях», — заявлял деловому изданию «Маркер» исполнительный директор МТФ-2 Юрий Паршев. Он ссылается на межправительственное российско-сенегальское соглашение в области рыболовства, подписанное 8 февраля 2011 года. В протоколе к этому соглашению данный траулер прописан как один из участников промысла. Сенегальцы недовольны прежними договоренностями.
«Мы продолжаем рыбалку, несмотря на то, что официального разрешения нет, - утверждал Паршин. - Никаких документов о расторжении соглашения не было, а остановить промысел сенегальская сторона потребовала по телефону».
По мнению недавно избранного президента Сенегала Маки Саля, прежнее правительство подписало невыгодные соглашения с российскими рыболовными компаниями, в коммерческих условиях которых фигурировали $35 за тонну. Сенегальские власти готовы расторгнуть любые соглашения о рыболовстве с Россией: они считают, что именно российские суда истощают запасы рыбы на их территории, а между тем вся экономика Сенегала сильно зависит от рыбного промысла.
По словам коммерческого директора ОАО «Мурманский траловый флот» Вячеслава Стурзу, добываемая российскими судами на берегах Сенегала скумбрия, сардина и сардинелла реализуется на российском рынке, в частности в Калининграде, Санкт-Петербурге, а также в ряде европейских стран. Африканская скумбрия занимает свою нишу на российском рынке, она менее жирная и потому гораздо дешевле своей североатлантической родственницы».
Захват платформы «Приразломная». «Зеленые» идут на таран